У каждого великого государства есть свой небесный защитник, покровитель, дарующий победу на поле брани и хранящий воинов. В Монголии, например, таким небесным защитником является Джамсаран, в России Георгий Победоносец, в Англии – святой Эдмунд, во Франции – святой Дионисий, в Тибете – Палден Лхамо. А кто же защищал Джунгарское ханство?
Наряду с могущественными идамами, защитниками буддийского учения, было у ойратов божество, покровительствующее военным походам, воинам и лично хану. Это божество – Дайчин тэнгри. Его лик был изображен на высшем боевом стяге Джунгарского ханства, а после и на военных знаменах калмыцких частей Русской армии.
Это древнее божество призывали многие центральноазиатские воины, и в том числе ойраты, издавна, еще до того, как узнали об учении Будды.
С приходом буддизма этот могущественный военный покровитель вошел и в буддийский пантеон. Как свидетельствуют скудные факты истории, у ойратов были самые тесные связи с Дайчин тэнгри.
Образ Дайчина тэнгри Галдан Бошогту хан запечатлел на знамени, которое стало высшим боевым стягом Джунгарского ханства. Этот бог-покровитель укреплял дух ойратских воинов, покровительствовал на полях сражений, оберегал от внешних врагов. Но не уберег от внутренней смуты, уже после смерти Галдан хана. Когда в результате смуты Джунгарское ханство пало, вместе с ойратскими князьями оно попало сюда, на Волгу, и уже здесь, в калмыцких степях Великий защитник ойратов оберегал свой народ. Хранилось это знамя вплоть до революции в Тюменевском или Хошутовском хуруле, а после – бесследно исчезло.
Святые места есть у многих народов. У мусульман это Мекка, у христиан - Храм Гроба Господня в Иерусалиме, и каждый народ имеет сакральные места, которые овеяны особой атмосферой. Многие могут подумать, что такое место у Калмыков это гора Богдо-уул, и это так, но через бурю столетий, мы утратили в нашей памяти, при чем незаслуженно, более древние и сильные места. Таким место для нас является Джунгария.
Увы, историю не повернуть вспять. Бывший барс Азии - Джунгарское ханство превратилась в пыль истории. Но единственное, что осталось - это потомки ойратского народа..
В Джунгарии есть святые места, где пропитаны Величием прошлых времен. Таким место является Ховуг-Сяяр. Ховуг-Сяяр - это летняя ставка джунгарского хана Галдана, которая построена в холмистой местности. Именно там дислоцировались ойратские войска, место сбора для похода, на той земле ламы читали молитвы для благословения Джунгарского ханства.
Это укреплённое место было цитаделью и оплотом мощи сильнейшей страны своего времени. Ставка в Ховуг-Сяяр притягивало и позже потомков Джунгарии. Люди, побывавшие в этом месте говорили, что по их телу пробивались мурашки по коже...
Да, именно на земле Ойратов, хранилось знамя Джунгарского ханства - Дайчин Тенгр, которое вывезли после падения страны. Гений-хранитель ойратов 7-летний мальчик в старинной легенде произнёс такие слова: "Словно зубья пилы или иглы ежа сомкнутым строем в четыре угла вечно ойраты стоят".
Намка Дриме Рабджам Ринпоче . В своих видениях имел контакт с Дайчин Тенгри. "Более 100 лет назад калмыки потеряли связь со мной" - были его слова.
Не зря шаман из Монголии Ганболд сказал калмыкам: «Здесь(авт. – Калмыкия) место чистое, энергетика мощная и духи предков очень сильные. Одна проблема – у предков «пересохло горло», никто подношений не делает». К шаману Ганболду пришел образ - «волк и волчица бегут по степи, у волчицы сосцы переполнены молоком, но она не может накормить волчат. Потому что волчата разбежались и забыли про своих родителей, предков».
Эту веху и можно считать - начало потерь: революция, гражданская война расколовшая калмыков, вторая война и депортация. Сейчас мы восстанавливаем связи с покровителями нашего народа, с кем связь была потеряна .
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1