Лизу с рождения окружали семейная любовь и внимание. Ей повезло появиться на свет в богатой семье в царствование императрицы Екатерины II. Ее отец, принадлежащий к роду Столыпиных, разделял идеи эпохи Просвещения, поэтому дал своим детям хорошее образование. Увлекаясь искусством, он держал крепостной театр, в котором часто выступали и члены его семьи.
Часто на сцене играла и Лиза. Она читала длинные монологи и воображала себя настоящей вершительницей судеб.
Театр, фантазерство, морализаторство и религиозность в будущем определят всю ее жизнь.
Как это могло уместиться в судьбе одной женщины?
Трудный вопрос.
Ее выдали замуж в 21 год в 1794 году за капитана лейб-гвардии преображенского полка дворянина Михаила Васильевича Арсеньева. Мужа Лиза любила особым чувством, которое, скорее всего, не нашло понимание в его сердце. Приданое ее было настолько велико, что оно позволило молодым приобрести большое имение в селе Тарханы (ныне Пензенская область).
На брак невесту благословили иконой Божией Матери «Всех скорбящих радость», написанной в начале 18 века итальянскими мастерами. Молодая женщина очень ценила этот образ, молясь около него.
Елизавета Алексеевна занялась обустройством хозяйства, проявив энергичность и деловую хватку, родила дочь Марию, а ее муж недолго думая увлекся соседкой. Сначала его амурные дела на стороне были тайной, но вскоре недостойное поведение супруга стало известно жене. Та не могла терпеть такой «двойной жизни» и фактически отказалась от семейных отношений.
Cмepть Михаила Васильевича была загадочной, скорее всего, он ушел в мир иной добровольно. Показательно, что в день своей cмepти он играл в домашнем спектакле «Гамлет» мoгильщика (того самого, который находит череп бедного Йорика), ждал на представление свою возлюбленную соседку, но не дождался, ушел к себе в комнаты, а потом там принял яд.
Так в 37 лет Елизавета Алексеевна осталась вдовой и уже тогда стала вести себя как измученный скорбями человек. Она как бы приняла на себя эту роль несчастливицы, носила траур и желала, чтобы окружающие ей сочувствовали. По-прежнему много работала и много молилась, души не чаяла в своей единственной дочери – особе нервной и болезненной, одаренной музыкальными способностями и чуткостью души.
Мария влюбилась в бедного офицера Юрия Петровича Лермонтова и приложила все усилия, чтобы выйти за него замуж.
Елизавета Алексеевна противилась этому браку. Жених ей не нравился, но, в конце концов, она уступила просьбам дочери.
А в 1814 году родился ее единственный внук, названный в честь деда Мишенькой и ставший самым важным человеком в ее жизни. Именно благодаря таланту внука имя бабушки прославится в веках.
Жили молодые в Тарханах, отношения между зятем и тещей были натянутыми. Брак молодых также оказался несчастливым, молодая мать зaбoлeла чaхoткой и yмepла в возрасте 21 года в 1817 году.
Отец хотел забрать сына на воспитание к себе, но властная бабушка не позволила этого сделать, фактически разлучив их. Она составила завещание так, что ребенок получал ее наследство только в случае постоянного проживания с ней.
Именно в этот момент Елизавета Алексеевна начала свой главный спектакль в жизни. Для чего-то она прибавила себе 13 лишних лет, носила только черные одежды, снесла дом, где умерли муж и дочь, повелев построить на их месте церковь в честь Марии Египетской.
Всей родне она говорила, как стара, как страдает от того, что у нее могут отнять единственную отраду – дорогого ее сердцу Мишеньку.
А отцу ребенка посулила очень большие деньги. Юрий Петрович сдался. Он отдал сына теще, а сам уехал, и лишь изредка Михаил мог видеть своего отца.
Для мальчика этот конфликт был чрезвычайно болезненным.
В 1831 году отец Лермонтова yмep, его сын, глубоко переживая это событие, написал такие строки:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь
На родине с названьем гражданина!
А жизнь бабушки была полностью подчинена судьбе внука. Ее любовь к нему была безмерна, все в ее доме «вертелось вокруг Мишеля», все было подчинено удовлетворению его желаний.
Лермонтов оказался похожим на мать: такой же тонкий и нервный, но от бабушки он унаследовал страсть к сочинительству и любовь к театру.
Елизавета Алексеевна добилась своего: ее внук вырос подле нее и был обязан ей всем. Он стал известен своими сочинениями, писал ей письма, а она гордилась его успехами.
Каждый день она молила у иконы Богоматери о здоровье и благополучии своего ненаглядного Мишеньки.
Беда пришла внезапно.
Сначала Лермонтова после дуэли с сыном французского посла 1840 году сослали на Кавказ, а в июле 1841 года пришла весть о его гибели на новой дуэли близ Пятигорска.
Это известие потрясло старую женщину. У нее отнялись ноги, она перестала разговаривать и, по свидетельству друзей, почти ослепла.
Поняв, что род ее прервался, что потомков своих на земле она не оставила, эта гордая женщина приказала снять икону Богоматери и отвезти ее в Пятигорск. Икона был помещена в Скорбященской церкви, где и сохранилась до наших дней.
А Елизавета Алексеевна решила, что высшие силы отвернулись от нее.
Несчастная женщина добилась того, чтобы пpaх внука был перевезен в ее имение в Тарханы. Вторичные пoхoрoны Лермонтова состоялись весной 1842 года, и бабушка на них выглядела как живое привидение.
Она прожила на земле еще 4 года, но это были страшные годы тоски и одиночества, несмотря на многочисленную родню, жившую недалеко, и крепостных.
Пoхoрoнили ее возле любимого внука. Имение свое она передала брату.
Так завершилась жизнь женщины, без которой, возможно, гений М.Ю. Лермонтова не проявился бы с такой силой. В последние годы ее стали назвать «бабушкой русской литературы».
Но вряд ли это могло утешить ее скорбь…
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев