«Она была богиня, мотогонщица и амазонка. Все ребята с Арбата и из переулков знали ее красный с никелем «Индиан-Скаут», у каждого в душе как сияющий образ горели неугасимо ее нечеловечески красивое лицо и летящая фигурка в мужской ковбойке или в жакетике, прекрасные ноги в бриджах и крагах, нежно сжимающие ревущий звероподобный «Индиан-Скаут»... Это было страшно и прекрасно, лицо ее бледнело, глаза расширялись, и длинные рыжеватые локоны ее развевались сзади, оставляя за собой золотой след...». Так описывал Юрий Казаков свою героиню, прототипом которой была Наталья Андросова - праправнучка Николая І, троюродная сестра герцога Эдинбургского, звезда цирка, гонщица по вертикали, королева Арбата. О ней писали Вертинский, Евтушенко, Межиров, Галич, Нагибин. Именно ей посвятил свои «Мотогонки по вертикальной стене» Андрей Вознесенский.
«Заворачивая, манежа,
Свищет женщина по манежу!
Краги — красные, как клешни.
Губы крашеные — грешны.
Мчит торпедой горизонтальною,
Хризантему заткнув за талию!
Ангел атомный, амазонка!
Щеки вдавлены, как воронка.
Мотоцикл над головой
Электрическою пилой.
………………………….
Ах, как кружит ее орбита!
Ах, как слезы белкам прибиты!
Как удалось ей выжить, когда все Романовы, оставшиеся в СССР, были уничтожены, кто заложил этот крутой вираж в ее жизнь, ставший ее визитной карточкой? Наверно дед Николай Константинович, который был выброшен из обычной романовской колеи, и оказался в изгнании в Туркестане. Сын брата Александра II, первый Романов, окончивший университет, исследователь Средней Азии, храбрый офицер был обвинен в краже бриллиантов из оклада любимой иконы своей матери. Он клялся на Библии, что не виновен, но его объявили душевнобольным, лишили всех титулов и наград и навечно выслали в провинцию. После морганатического брака с дочерью полицмейстера его отправили еще дальше в Ташкент. Здесь, в память об Александре Македонском, прошедшем в свое время через эти края, он стал называть себя Искандером, эту фамилию, впоследствии стали носить его потомки. На свои деньги он осуществил ряд ирригационных проектов для оживления пустынь Средней Азии, среди них и 100-километровый оросительный канал, ожививший земли Голодной степи, учредил десятки стипендий для выходцев из Средней Азии, построил в Ташкенте театр. Он завещал крупные средства для ветеранов-инвалидов, для поддержания ирригационных сооружений, для Ташкентского университета, для подготовки учителей сельских школ. Как-то все это не вяжется с человеком, ворующим бриллианты у матери. Видимо, имела место какая-то дворцовая интрига, в духе «Смерти Ахиллеса» Акунина. Ведь он не раз заявлял, что его отец имеет больше прав на престол чем царь, так что возможно пал жертвой каверзы, направленной против его отца, со стороны боровшихся друг с другом придворных группировок. Его мать Великая княгиня Александра Иосифовна вряд ли верила в виновность сына, иначе не переслала бы ему в Ташкент, мраморную скульптуру, узнав в ней черты танцовщицы Фанни Лир, ради которой он якобы пошел на кражу. В свое время князь заказал копию скульптуры сестры Наполеона, заменив Полину Боргезе на Фанни. Умер князь в Ташкенте от пневмонии в январе 1918 г.
Судьба его сына Александра отца Натальи тоже впечатляюща. Первую мировую закончил в звании ротмистра. Вернувшись после ранения в Ташкент, участвовал в восстании против большевиков, а после его поражения сформировал отряд партизан, с которым прорвался в Бухарский эмират. Осенью 1919 он совершил конный переход в Иран через пустыню Каракумы, достойный Лоуренса Аравийского. С марта 1920 года воевал в Крыму, был удостоен награды за отвагу. После эвакуации с остатками армии Врангеля он сначала находился в Греции у своей тётки — вдовствующей королевы Греции. Позже переехал во Францию, работал таксистом, поваром, рассыльным. Местоблюститель престола пожаловал ему и его потомкам титул светлейших князей Романовских-Искандер. Умер в январе 1957 в городке Грас на Юго-востоке Франции.
У столь необычных Романовых и наследница должна была быть как минимум Амазонкой. Благодаря новому замужеству матери она получила фамилию отчима. Если ее кузина Наталья Палей покоряла подиумы Нью-Йорка и киноплощадки Голливуда, то для Натальи II, подиумом стало деревянное сооружение, напоминающее гигантскую бочку высотой метров в 12 в парке Горького. "Гонки по вертикали" так назывался аттракцион. С началом войны начались иные гонки. Наталья устроилась шофером «полуторки» - возила хлеб на передовую. Но в 42-ом снова вернулась за руль своего «Индиан-Скаута» - аттракцион воссоздали в здании цирка. Наталья нередко разбивалась. Как-то А. Вертинский заметил «Бедная Наташенька, допрыгалась. Вот теперь лежит, как поломанная кукла, усталая игрушка в руках больших детей…». В 1957 г. Наталья познакомилась с режиссером Николаем Досталем. Он снял фильмы «Мы с вами где-то встречались» с А. Райкиным и детектив «Дело пестрых». Они расписались в 1959 г., решив праздновать свадьбу после возвращения Досталя со съемок нового фильма, на которых он погиб. В 1998 году Наталья присутствовала на перезахоронении останков царской семьи, уже передвигаясь на костылях – казались последствия многочисленных травм и операций. На следующий год она умерла.
Ее историю знают многие, но всякий раз всплывают все новые подробности. Недавно умерший герцог Эдинбургский был троюродным братом Натальи, как и Великий князь Дмитрий Павлович - один из организаторов убийства Распутина. Но из всех Романовых, она, пожалуй, одна могла бы сказать словами Ахматовой: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был».
Автор: Константин Атоев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1