Отца мальчик не знал. Семен Калинович бросил Надежду Федоровну сразу же после рождения сына.
С детства односельчане давали понять мальчишке, что он бастрюк и изгой. Не отставал от них и богомольный дед, который так и не простил дочь за ослушание, за то, что та вышла замуж без его благословения.
В те голодные времена Женя с ранних лет добывал пропитание для семьи, работая наравне со взрослыми: развозил пахарям воду в бочках, водил лошадей, собирал колоски.
На свой первый заработок паренек приобрел балалайку. И началось треньканье. Совсем скоро из беспорядочных "брынь-брыньк" появилась мелодия. Односельчанам одинаково нравились и жалостливые куплеты, и веселые частушки, которые бойкий мальчишка сочинял на ходу. За это сердобольные соседи частенько его подкармливали.
Заметив актерское дарование сына, мать решила, что ему необходимо развивать свои способности и получить хорошее образование. Для этого нужно было переехать из деревни в районный центр. В Цюрупинске Женя начал заниматься в самодеятельности и настолько втянулся, что уже не мыслил для себя никакой другой судьбы.
Еще в девятом классе подросток узнал о наборе в актерскую студию при Херсонском городском театре. И с согласия матери отправился туда поступать. На просмотре мальчишка так разволновался, что, когда его попросили что-нибудь спеть, затянул "Интернационал". Все грустные песни и веселые частушки будто вмиг улетучились из его памяти.
Но развеселил, а может, растрогал приемную комиссию не этим. Во время показательной пляски юное дарование так раздухарился, что у него отвалилась подошва от стареньких башмаков. Видимо, зрелище было настолько комичным, что все, кто был в зале, рассмеялись до слез.
Так Женя начал учиться в студии и одновременно участвовать в массовке на сцене театра. Вскоре появились и небольшие роли без слов. Тощий, длинный, в коротеньких штанишках артист появлялся на сцене и смешил публику.
Именно в таком типаже и увидел его известный столичный актер Николай Черкасов, гастролировавший в то время по Украине.
В актерскую школу Матвеева приняли сразу. Но в 1940 году на курсах неожиданно для всех ввели плату за обучение, которая ему была не по силам.
Ему даже пришлось продать свои единственные штаны и купить другие, подешевле. Но разница от сделки не составляла и 10 процентов от полной стоимости обучения.
В день оплаты Евгений примчался в школу одним из первых. Довженко по виду нескольких своих студентов сразу понял: с ними что-то стряслось. А когда выяснил, что им нечем платить... сам заплатил за их учебу.
К сожалению, доучиться Матвееву не пришлось — началась Великая Отечественная война. 19-летний юноша был отправлен в глубокий тыл, в Тюменское пехотное училище, где готовили командиров для передовой. Зная, что его, актера, могут на фронт не послать, он с остервенением принялся осваивать баллистику, механику и топографию.
А когда доучился, получил распределение... в Тюменское пехотное училище. Как не рвался молодой офицер на фронт, начальство посчитало, что здесь он будет нужней. И назначило его руководить всей художественной самодеятельностью.
После окончания войны Евгений остался работать в местном театре.
Влюбчивый и знающий толк в женской красоте на экране, Матвеев и в жизни был такой же. Зрители успели поженить его и с Людмилой Хитяевой после «Поднятой целины», и с Ольгой Остроумовой после «Любви земной», и с Вией Артмане после «Родной крови». И еще с дюжиной красавиц-актрис, с кем снимался. Он и правда в них влюблялся по-настоящему, а вот женился только один раз и навсегда.
Свою главную любовь, начинающую талантливую оперную певицу Лиду, Евгений Семенович встретил в Тюмени, когда ему было 24, а ей исполнился 21 год.
Первым влюбился он, но даже не в саму девушку, а в ее голос. Матвеев услышал его за кулисами перед началом конкурса молодых исполнителей, где готовился что-то прочесть со сцены.
Молодой человек пошел на голос таинственной незнакомки. А когда увидел перед собой красивую стройную девушку с копной темных волос, — понял, что влип. А вот Лиде поначалу он совсем не понравился:
Тем не менее, они стали встречаться, но расписываться не спешили. Оба были с характером: один день ссорились, на другой мирились, на третий опять ссорились... Ровно через год в семье появилась дочь Света.
Одному Богу известно, узнала бы наша страна имя великого артиста Евгения Матвеева, если бы однажды Лидия не уговорила мужа показаться на Всероссийском смотре актеров драмы. Он сомневался, но жена была непреклонна.
В Москве на нашего героя обрушилась тьма предложений. Среди них оказался театр "Красный факел", носивший в то время негласное название «сибирский МХАТ». Вскоре семейство перебралось в Новосибирск.
Первое время жили Матвеевы бедно. Им выделяли карточки служащих, на которые полагалось меньше продуктов, чем на рабочие. А нужно было содержать себя, дочь и Надежду Федоровну, которую сын перевез в Сибирь, чтобы та нянчилась с внучкой.
После окончания сразу двух факультетов музыкального училища — вокального и дирижерского — Лидия имела большой успех у новосибирской публики. Поначалу Евгения даже воспринимали как "мужа солистки театра Матвеевой".
Но очень скоро ему начали предлагать главные роли в постановках. И когда «Красный факел» отправился на гастроли в Ленинград, актеру сразу поступило три предложения: от ленинградского БДТ и московских МХАТа и Малого театра.
Но и здесь актер стал раздумывать, менять ли так круто жизнь. И тогда снова на помощь пришла Лида. И пусть она сама тогда осталась без сольной карьеры, зато ее великий супруг уже спустя несколько дней репетировал в роли Незнамова в «Без вины виноватые» на сцене одного из ведущих театров страны — Малом.
В это же самое время в его жизни появилось и большое кино...
Впервые кинозрители заметили молодого актера в фильме «Доброе утро» (1955г.) Но широкое признание ему принесла роль Кости в картине «Дом в котором я живу».
После дебютных ролей Евгению стали поступать предложения от многих известных режиссеров. На роль Макара Нагульнова в фильме «Поднятая целина» актера утвердил сам Михаил Шолохов. Казалось бы, амплуа «мужика из народа» после киноленты почти приклеилось к Матвееву, его видели и воспринимали как социального героя.
Однако следующий фильм раскрыл его совершенно в ином качестве. Он настолько вжился в роль князя Нехлюдова в «Воскресении», что даже в кругу друзей и близких держался как прирожденный представитель дворянства.
Но истинная многогранность этого человека раскрылась несколько позже, вопреки року и судьбе. «Поднятая целина» принесла актеру не только успех. На гастролях в Скадовске Матвееву в образе Нагульнова предложили проехать на тачанке, которая развалилась под ним на полном ходу.
Травмы оказались серьезными. Но, несмотря на приговор врачей, он все же продолжал сниматься. В «Родной крови» его герой Федотов прихрамывает, но не потому, что так задуман образ, а потому, что артист хромал после операции.
Правдоподобно сыгранная в этом фильме любовь с актрисой Вией Артмане породила очень много слухов об их отношениях вне съемочной площадки. А ведь при первой встрече они остались недовольны друг другом.
Матвеев даже хотел отказаться от роли. Но Михаил Иванович уговорил остаться, тем более за роль полагался хороший гонорар.
И Евгений, скрепя сердце, начал выискивать в Артмане симпатичные стороны. Вначале обратил внимание на ее мягкий мелодичный акцент, затем заметил, что ее холодный и насмешливый взгляд может быть таким нежным.
В один из дней они долго бродили по Риге, и она увлеченно рассказывала ему про свое детство. Как жила безотцовщиной в деревне, как мать, работая уборщицей, добывала для дочери кусок хлеба, как дразнили ее за старенькую юбку, за рваные башмаки...
И вдруг понял, что никакая она не надменная, не неприступная и не холодная. Она — удивительная.
После пронзительно сыгранной роли в фильме «Родная кровь» Артмане стала любимицей миллионов. Полюбил ее и Матвеев. Вскоре после съемок Вия родила дочку, отцом которой многие считали именно его. Сама актриса долгое время хранила в секрете тайну ее рождения и открылась только перед смертью.
Жить совместно пара не могла: у обоих были семьи. Евгений жил в Москве, Вия – в Риге. Однако теплые отношения сохранили до самого конца.
А тут еще неожиданно у Матвеева начались проблемы с позвоночником. Дали знать о себе полученные травмы. Артист был буквально прикован к постели, потом носил жесткий корсет. Болезнь могла поставить крест на актерской профессии. Тогда ему предложили возглавить Малый театр вместо ушедшего Михаила Царева. Но он не мог обнадеживать товарищей и отказался.
Семье приходилось нелегко. В этот тяжелый период Лида была не только рядом, она полностью взвалила на себя все заботы по обеспечению семьи. К тому времени женщина нашла себе работу в хоре Большого театра, где прослужила до самой пенсии.
К счастью, сила духа и воли помогла Евгению Семёновичу не только встать на ноги, но и продолжить работу. Вряд ли это можно назвать счастливой случайностью, но трагедия подарила советскому кинематографу и талантливого режиссера.
Дебютом Матвеева в новом качестве стал фильм «Цыган». Изначально он не собирался в нем сниматься, но актер-цыган, утвержденный на роль Будулая, не явился на съемочную площадку.
Значимой в его фильмографии оказалась и работа над дилогией «Любовь земная» и «Судьба». История жизни простых сельских жителей, их любви и переживаний оказалась очень близка зрителям. А песня «Эхо», записанная Анной Герман, по праву считается вечным символом любви и верности.
Евгений Матвеев не всегда был верен своей Лидочке. Так случилось, что однажды он безумно влюбился в актрису Малого театра Ольгу Хорькову. Историю своей измены он сам поведал журналистам позже. Как поучительную.
А тогда ему не хватало сил поговорить с женой. Но и как жить дальше, он не знал. Лида первая начала разговор и предложила ему уйти. Весь вечер и всю ночь Матвеев промучился от бессилия. Уходить не хотелось. Он по-прежнему любил свою жену, дочь... Сердце разрывалось на две части.
Проснувшись утром, мужчина обнаружил на столе стопку своих постиранных, выглаженных и аккуратно сложенных вещей.
Собрав чемодан, Евгений переехал к другу и все две недели, что там квартировался — беспробудно пил. А потом вернулся в семью. Через четыре года Лида родила сына Андрея. Долгожданный ребенок достался супругам нелегко. У женщины были проблемы со щитовидкой, и врачи категорически не советовали ей беременеть. Но они решились.
После этого Матвеевы прожили полвека. Но даже в эмоциональном порыве Лидия Алексеевна не позволяла себе даже намекнуть мужу о той измене.
Евгений Семенович был не только любимцем публики. Его уважали и признавали лидеры ЦК партии. Образованный, прекрасно разбирающийся в искусстве, жизни, политике, он несколько лет являлся депутатом Верховного Совета, входил в различные Комитеты, более десяти лет был секретарем правления Союза кинематографистов. Вел свою мастерскую во ВГИКе.
Поклонники писали любимому артисту в Кремль: помочь провести в дом газ, перекрыть крышу, устроить ребенка в детский сад, вернуть любимого, посодействовать в условно-досрочном освобождении, стать крестным отцом... И многим он отвечал и помогал. Его хватало на всех.
Однажды актеру доверили играть самого генсека Леонида Брежнева в фильме «Солдаты свободы». Эта, в сущности, проходная эпизодическая роль принесла ему много неприятных моментов.
Во времена развала советского кинематографа и культуры новое руководство и коллеги-завистники нередко припоминали ему его популярность у партийной верхушки. На очередном съезде в 1986 году многие рядовые кинематографисты выступили против правления, в число которого входили Матвеев, Ростоцкий и Кулиджанов, подвергнув при этом самой резкой критике их деятельность и творчество.
Евгению Семеновичу было горько от мысли, что все его работы оказались никому не нужны в новом обществе.
После того злополучного съезда Матвеев находился на грани самоубийства.
***
Долго и трудно народный артист шел и к своему следующему фильму — «Любить по-русски». Но сила воли, внутренний настрой и поддержка съемочной группы помогли создать продукт, отличающийся от пошлых и чернушных проектов, заполнивших в то время киноэкраны.
В 1995 году на экраны вышел первый фильм трилогии, сразу полюбившийся зрителям. Второй фильм Матвеев снял на деньги, собранные зрителями. Эта был единственный случай в советском кинематографе, когда обычные люди —рабочие и пенсионеры — помогли создать народный фильм.
Конверты с купюрами шли со всего постсоветского пространства. Хорошую сумму выделил на проект и президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Несмотря на успех последних фильмов, Матвеев жил, как и все обычные люди, не позволяя себе жить лучше других.Никогда не приспосабливался к историческим событиям и новым идеалам, всегда оставался самим собой и делал то, что считал правильным.
В начале 2003 года Евгений Семенович резко начал терять вес, но не паниковал, а строил планы. О том, что у него рак легких в последней стадии, близкие ему не сказали. Уходил из жизни народный артист счастливым человеком.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3