Маргарита де Севр (фр. Marguerite de Sèvres; ок. 1885 — не ранее 1968) - по легенде, та женщина, из-за которой разорился художник Нико Пиросмани.
В свой день рождения Пиросмани продал свою харчевню и всё имущество, а на вырученные деньги скупил все цветы в городе.
9 повозок с цветами он отправил к дому Маргариты де Севр.
По легенде, она увидела море цветов, вышла к художнику и поцеловала его. Однако историки утверждают, что они так никогда и не встретились. Нико послал ей цветы, а сам отправился кутить с друзьями.
«Миллион алых роз», о котором поётся в знаменитой песне, – тоже часть легенды. Цветы, конечно, никто не считал, а в повозках были не только розы: сирень, акацию, боярышник, бегонии, анемоны, жимолость, лилии, маки, пионы выгружали охапками прямо на мостовую.
Актриса прислала ему пригласительный, которым он сразу так и не воспользовался, а когда художник наконец пришёл к ней – Маргариты уже не было в городе.
По слухам, она уехала с богатым поклонником и больше никогда не бывала в Грузии.
Знаменитую картину «Актриса Маргарита» Пиросмани написал в 1909 году. «Когда я пишу погибших ортачальских красавиц, я их помещаю на чёрном фоне чёрной жизни, но и у них есть любовь к жизни – это цветы, помещённые вокруг их фигур, и птички у плеча. Я пишу их в белых одеждах, я их жалею, белым цветом я прощаю их грех», – приводит его слова Кирилл Зданевич.
Его Маргарита – чёрно-белая, холодная, на фоне синего неба и тёмно-зелёной земли. «Ни намёка на живую плоть, на кровь, текущую под тёплой упругой кожей. Её наряд, фривольный наряд певички из кафешантана – с этими полосатыми чулками, с этим срамным подолом до колен, с этими пошлыми оборками вокруг груди – этот наряд утрачивает свою вульгарность, становится нарядом чистоты и целомудренности».
У меня башка в тумане, —
оторвавшись от чернил,
вашу книгу, Пиросмани,
в книготорге я купил.
И ничуть не по эстетству,
а как жизни идеал,
помесь мудрости и детства
на обложке увидал.
И меня пленили странно —
я певец других времён —
два грузина у духана,
кучер, дышло, фаэтон.
Ты, художник, чёрной сажей,
от которой сам темнел,
Петербурга вернисажи
богатырски одолел.
Та актёрка Маргарита,
непутёвая жена,
кистью щедрою открыта,
всенародно прощена.
И красавица другая,
полутомная на вид,
словно бы изнемогая,
на бочку своем лежит.
В чёрном лифе и рубашке,
столь прекрасная на взгляд,
а над ней порхают пташки,
розы в воздухе стоят.
С человечностью страданий
молча смотрят в этот день
раннеутренние лани
и подраненный олень.
Вы народны в каждом жесте
и сильнее всех иных.
Эти вывески на жести
стоят выставок больших.
У меня теперь сберкнижка —
я бы выдал вам заём.
Слишком поздно, поздно слишком
мы друг друга узнаём.
Ярослав Смеляков,
«Нико Пиросмани», 1970
В 1968 году, через 50 лет после смерти Пиросмани, выставка его работ проходила в Лувре. Однажды в музей пришла пожилая женщина и долго стояла возле картины «Актриса Маргарита», а потом заплакала. Женщина оказалась той самой Маргаритой де Севр. Ей было уже больше 80 лет. Актриса попросила сфотографировать её на фоне полотна, что и сделали работники Лувра.
Фото 1 - «Актриса Маргарита». Картина Нико Пиросмани 1909 года.
Фото 2 - Маргарита де Севр (фр. Marguerite de Sèvres; ок. 1885 — не ранее 1968) — французская актриса, певица и танцовщица. Более всего известна как безответная любовь великого грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани. Чувствам гения к Маргарите посвящено огромное количество стихотворений, фильмов и песен, в том числе знаменитая песня «Миллион алых роз».
Фото 3 - Нико Пиросмани
Фото 4 - Маргарита де Севр (слева) рядом с картиной Пиросмани
«Актриса Маргарита».
Мила Загарей
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев