12.1919 — 11.12.1975) - советская актриса театра и кино
Валентина Серова (от рождения – Половикова) родилась 23 декабря 1919 года под Харьковом. В 1920-х годах театралам было хорошо известно имя Клавдии Половиковой. Мама Валентины Клавдия Михайловна Половикова была актрисой и играла в харьковском театре. Известно, что увидев впервые свою маму на сцене театра, удивленная Валентина на весь зрительный зал звонко закричала: «Це ж моя мамо! Дывитесь!». Арестованного отца инженера-гидролога Василия Половикова Валентина не помнила, и до начала учебы в школе воспитывалась в семье своих деда и бабушки на хуторе Пасуньки у города Валки. Когда Валентине исполнилось 6 лет, они с матерью переехали в Москву, а в 8 лет девочка впервые вышла на сцену Студии Малого театра на Сретенке в спектакле «Настанет время» по драме Ромена Роллана. Она сыграла роль мальчика по имени Давид - сына главной героини спектакля, которую играла ее мать. С этого момента девочка буквально заболела театром и в 14 лет поступила в Центральный техникум театрального искусства, а так как в техникум принимали только с 16 лет, она подчистила свою метрику, исправив дату своего дня рождения на 23 декабря 1917 года, и именно эта дата позже стала считаться официальным днём рождения Валентины Серовой. Она проучилась в техникуме всего год, и с 15 лет была официально принята в труппу Театра рабочей молодежи (ТРАМ, ныне - Ленком). Ее первой ролью в театре стала роль Любови Гордеевны в пьесе Островского «Бедность не порок», а в 1934 году Валентина Половикова впервые снялась в кино, исполнив роль Груни Корнаковой в детстве в картине «Груня Корнакова». Но впоследствии эпизод с ее участием в фильм не вошёл. В том же 1934 году Валентину Половикову пригласил сняться в кино режиссер Абрам Роом. Он снимал картину «Строгий юноша» и предложил Валентине сыграть роль веселой комсомолки. Фильм был снят, однако члены просмотровой комиссии нашли его «малосодержательным и вредным» и запретили выход на экран. Первым гражданским мужем Валентины Половиковой был актер Валентин Поляков, но этот брак продлился крайне недолго. В 1938 году Валентина познакомилась с летчиком-испытателем, героем гражданской войны в Испании комбригом Анатолием Серовым. Они познакомились на вечеринке сразу после возвращения Серова из Испании. Анатолий привез пластинки с записями настоящего танго и пригласил Серову на танец. Позже она рассказывала, что поначалу оробела, так как он был настоящей легендарной личностью, и его знала вся страна. Своей дочери позже Валентина Васильевна рассказывала: «Но когда он взял меня за руку, я вдруг почувствовала, что отрываюсь от земли и лечу. Было какое-то странное чувство восторга и растворения. Сначала я и глаз не могла поднять, а потом посмотрела на него и поняла - пропала. Танцевал он потрясающе. Хоть я и была профессиональной актрисой, но так не умела» Серов влюбился в Валентину, ходил за ней в течение двух дней, а на третий - сделал предложение. Они расписались 11 мая, через восемь дней после знакомства, и их семейная жизнь получилась хоть и счастливой, но очень короткой. Это была красивая, звездная и счастливая пара, Анатолий ни дня не мог прожить без своей Лапарузки, как он любовно называл Валентину в честь пролива Лаперуза, над которым не раз пролетал. Когда его однажды отправили на юг для того, чтобы он отдохнул и восстановил силы, Анатолий на следующий день сбежал из санатория к жене. Известен случай, когда истребители его эскадрильи кружили над домом Серовых, сбрасывали цветы, а сам Анатолий Серов чертил в небе слова: «Валя», «Лапа» и «Люблю». Вскоре молодоженам выделили в качестве квартиры бывшие апартаменты репрессированного маршала Егорова. В это же время Валентина снялась в фильме «Девушка с характером» и сразу стала популярной и узнаваемой актрисой. Она была известна в СССР не менее, чем Любовь Орлова и Марина Ладынина, но сильно от них отличалась манерой поведения. Как вспоминала позднее актриса Л.Пашкова: «Кинотеатры, где демонстрировался фильм «Девушка с характером», брались штурмом, в театры на ее спектакли невозможно было достать билеты».
3 мая 1939 года Серовы отметили в кругу друзей первую годовщину знакомства, а 5 мая на приеме в Кремле Серов о чем-то долго говорил со Сталиным. Как потом выяснилось, Сталин лично поручил Серову принять участие в испытаниях нового класса машин. В результате этих испытаний 11 мая самолет Серова «УЧИ-4» разбился. Серова в это время играла в Театре Ленинского комсомола главную роль в комедии «Галина». Знавшие о случившемся несчастье зрители смотрели на то, как она играла, но мало кто понимал, что творилось у актрисы на душе. 14 мая на Красной площади состоялась траурная церемония, в которой приняли участие все руководители государства, в том числе и Сталин, урна с прахом Серова была похоронена в Кремлевской стене, а через четыре месяца Валентина родила сына Анатолия. Позже у Серовой не было недостатка в поклонниках. В 1940 году их ряды пополнил 25-летний поэт и драматург Константин Симонов. Однажды он пришел на спектакль ТРАМа «Зыковы» по пьесе Максима Горького, в котором Серова играла роль Павлы, и молодая актриса произвела на него такое впечатление, что в течение нескольких недель он приходил на каждый ее спектакль, неизменно садясь в первый ряд с букетом цветов. После спектакля цветы вручались ей, но Серова к его ухаживаниям отнеслась прохладно. В надежде хоть как-то завоевать ее расположение, Симонов прилагал максимум усилий, чтобы стать «своим» человеком в театре. Когда в «Ленкоме» ставилась пьеса Симонова «История одной любви», Валентине Серовой была доверена главная роль, но она по-прежнему могла предложить Симонову только дружбу. Он, в свою очередь, страдал и продолжал упорно добиваться ее внимания. Ради нее он оставил жену и сына, хотя сама Серова этому искренне противилась. Симонов прекрасно понимал, что любовь Серовой принадлежит не ему. Однако его устраивала даже такая горькая и мучительная любовь, которая впоследствии вылилась в поэтический цикл «С тобой и без тебя».
В 1940 году Симонов написал пьесу «Парень из нашего города». Главная героиня пьесы Варя была прототипом Валентины, а Лукашин - Анатолия Серова. Из-за того, что рана от потери любимого мужа в душе Серовой была еще очень свежа, она отказалась играть в новом спектакле, который ставился в Театре Ленинского комсомола. Зимой 1941 года на страницах газеты «Правда» было опубликовано ставшее знаменитым стихотворение Симонова «Жди меня» с посвящением – «В.С.», а в 1942 году вышел в свет сборник стихов Симонова «С тобой и без тебя» с посвящением – «Валентине Васильевне Серовой». Позже дочь Серовой и Симонова Мария рассказывала об истории создания стихотворения «Жди меня»: «Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военкор был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилевом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Льва Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать стихотворение он сначала не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и когда один из друзей сказал, что «Жди меня» - его главное лекарство от тоски по жене, Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре того же 1941 года «Жди меня» опубликовала «Правда», а в 1943-м на экраны вышел одноименный фильм, где мама сыграла главную роль». После начала Великой Отечественной войны Валентина Серова активно выступала перед бойцами во время поездок концертных бригад на фронт. Ее дочь Мария позже рассказывала: «Отвезла бабушку с Толей в Свердловск и вернулась в Москву. Всю войну вместе с Симоновым и в составе концертных бригад ездила на фронт. В Объединенном театре драмы под руководством Горчакова она играла две роли - Валю Анощенко в «Русских людях» Симонова и Лизу в тургеневском «Дворянском гнезде». Актрисы гримировали посиневшие губы и руки, а за кулисами, чтобы согреться, отхлебывали по глотку из фляжки спирт». Пока Серова старалась полюбить Симонова, судьба готовила ей новый сюрприз. Весной 1942 года генерал Рокоссовский, получивший осколочное ранение, лечился в госпитале, и в один из дней перед пациентами госпиталя в составе концертной бригады выступала Серова. Сорокапятилетний генерал сразу влюбился в актрису, не осталась равнодушной и Серова. Рокоссовский был хорош собой, аристократичен и обаятелен. Серова читала ему произведения Чехова, а он рассказывал ей о своих без вести пропавших жене и дочери, оставшихся в оккупированном Киеве. Когда Симонов между командировками на фронт приехал в Москву, Серова честно ему призналась, что любит Рокоссовского. Но их роман получился коротким, и длился всего несколько месяцев, а мечтам о совместной жизни не суждено было сбыться, так как нашлись жена и дочь Рокоссовского, а сам генерал по личному распоряжению Сталина был срочно отправлен на фронт. Кроме того, Симонов, недолюбливавший сына актрисы от первого брака, потребовал, чтобы тот жил отдельно. Разлука с сыном и разрыв с Рокоссовским приводили Серову в состояние отчаяния. Неожиданно для всех она начала выпивать. «Она не умела терять», – сказала позже о Серовой её дочь Мария. Симонов и Серова пережили каждый свою мучительную драму, но постепенно их отношения восстановились, а осенью 1942 года Валентина уже репетировала роль Лизы Ермоловой в театральной постановке по пьесе Симонова «Жди меня», написанной специально для нее. А вскоре вылетела в Алма-Ату на съемки одноименного фильма. Серова и Симонов поженились летом 1943 года. После войны Симонов стал главным редактором журнала «Новый мир» и секретарем правления Союза писателей. Вскоре ему была вручена Сталинская премия, и он стал депутатом Верховного Совета СССР. Он постоянно выезжал за рубеж, встречался с мировыми знаменитостями. В 1946 году Симонов, выехавший за границу уговорить нобелевского лауреата Ивана Бунина вернуться на родину, взял с собой в Париж жену. Серовой не нравилась цель этой поездки и она, фактически, отговорила Бунина возвращаться в СССР, чтобы было в то время очень рискованным поступком. В конце войны на экраны СССР вышел фильм «Сердца четырех», снятый еще в 1941 году, но запрещенный в то время к показу как «низкопробный и идеологически пустой». В этой картине вместе с Валентиной Серовой играли Людмила Целиковская, Евгений Самойлов и Павел Шпрингфельд. Этот фильм сделал Серову настоящей народной любимицей, в 1946 году ей было присвоено звание заслуженной артистки РФСР. Ей также присудили Сталинскую премию за главную роль в картине «Глинка», а в 1948 году она великолепно сыграла Софью Ковалевскую в спектакле «Цель жизни». Актриса Инна Макарова вспоминала: «1946 год еще больше упрочил ее славу и положение среди первых советских звезд... Летом она побывала с Симоновым в Париже. У нее есть дом в Переделкине и роскошная квартира на улице Горького, где жизнь поставлена на широкую ногу - две домработницы, серебристый трофейный «Виллис» с открытым верхом, который она водит сама, шумные застолья, которые собирают «всю Москву». Ее имя и союз с Симоновым, как и полагается, окружены молвой, разноречивыми слухами, сплетнями. Оба они слишком заметные и яркие люди, чтобы оставаться в тени. Говорят, что он влюблен в нее уже не так, как прежде. Говорят, что у нее были романы и он об этом знает...». В 1948 году ее бывший гражданский муж Валентин Поляков, ставший к тому времени секретарем партийной ячейки, инициировал увольнение Валентины Серовой из театра. Серова все чаще оставалась одна. Пока Симонов ездил в многомесячные зарубежные командировки, Серова позволяла себе расслабиться с помощью алкоголя в одиночестве. Она была по-прежнему обворожительна и любима зрителями. В 1950 году у нее родилась дочь Маша. После рождения дочери Валентина по настоянию Симонова не вернулась в родной «Ленком», а поступила в труппу Малого театра. Однако встретили ее в новом коллективе настороженно, а когда однажды она не пришла на спектакль, ее после товарищеского суда отчислили из театра, после чего она восемь лет проработала в Театре Моссовета, где выходила на сцену вместе с Верой Марецкой, Любовью Орловой и Фаиной Раневской. Ослепительная красота Серовой к тому времени уже сильно померкла. Орлова, каждый день по два часа проводившая у балетного станка, выглядела великолепно, хотя она была старше Серовой на 15 лет. Симонов к этому времени начал бороться с пагубным пристрастием Серовой к алкоголю, пытался ей помочь, заставлял лечиться. Но отчуждение между супругами нарастало. Как писал Серовой в одном из своих писем Симонов: «Мы жили часто трудно, но приемлемо для человеческой жизни. Потом ты стала пить... Я постарел за эти годы на много лет и устал, кажется, на всю жизнь вперед...». Для Симонова большим ударом стала смерть Сталина. Менялись времена, а вместе с ними менялись оценка и отношение к творчеству самого поэта. Симонов переживал глубокий душевный кризис, а рядом вместо друга и помощницы была совершенно другая Серова. Впоследствии Симонов изъял из своих сочинений все посвящения Серовой (только перед стихотворением «Жди меня» он оставил — В. С.) и уничтожил все свои письма к ней. Дочери он объяснил это так: «Не хочу, чтобы после моей смерти чужие руки копались в этом… Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни… и самым большим горем…».
В 1956 году Симонов ушел к вдове своего фронтового товарища, поэта Семена Гудзенко, Ларисе, а в начале 1957 года его брак с Серовой был официально расторгнут. После развода Симонов разменял их шикарную квартиру, и Серовой пришлось переехать жить в коммунальную квартиру, куда вскоре вернулся из исправительной школы ее сын от первого брака Анатолий. Его воспитанием заниматься матери было некогда, характер у мальчика был сложный, учиться он не хотел, школу прогуливал. В 16 лет с компанией пьяных подростков Анатолий обворовал и поджег чужую дачу, после чего малолетнего преступника вместе с подельниками отправили на несколько лет в исправительную колонию под Нижним Тагилом. Из колонии Анатолий вернулся еще более неуправляемым. Дочь Серовой воспитывалась у бабушки, а сама Серова время от времени оказывалась в больнице из-за своей алкогольной зависимости. Ей с трудом удалось устроиться на работу в областной Ногинский драматический театр. Клавдия Васильевна Половикова, получавшая от Симонова на Машу большие алименты, всячески препятствовала общению Серовой с дочерью. Карьера Серовой как актрисы завершилась в 1950-е годы. В дальнейшем за двадцать лет она снялась всего лишь в пяти фильмах, причём в эпизодах. При этом она оставалась скромной и не придавшей излишнего значения материальным благам женщиной. Ее дочь Мария Симонова рассказывала: «К драгоценностям она была равнодушна, носила на спектаклях, если надо было по роли, а в жизни надевала редко. Помню всегда на ее пальце одно крупное кольцо с топазом. Одевалась она обычно в глухие платья, стесняясь большой груди. С декольте я ее не видела, а строгие платья маме шли. Когда она молча появлялась на сцене в пьесе Симонова «Русский вопрос» и останавливалась в дверном проеме, зал разражался аплодисментами». 12 декабря 1975 года Валентину Серову нашли мертвой в коридоре собственной однокомнатной квартиры. Смерть актрисы наступила от острой сердечной недостаточности, усугублённой ударом затылком об пол. Уголовное дело заведено не было. Позднее ее дочь сказала: «Умерла она одна, в пустой, обворованной спаивающими ее проходимцами квартире, из которой вынесли все, что поддавалось переноске вручную...».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1