На русской земле первые школьные заведения появились еще в конце X века, после того как христианство стало религией на государственном уровне. Важнейшей ролью в переходе от единичных и церковных школ к глобальной государственной системе образования нашей страны стала подготовка педагогов, ведь поначалу учителем мог быть абсолютно каждый, кто умел читать и писать. А вот с XVI столетия к преподавателям начали предъявлять конкретные требования.
Когда в России появились первые учителя, а также как менялись их обязанности и статус в обществе, читайте далее в статье.
Первые учителя
После крещения Руси в 988 году появилась задача внедрить новую религию во всех слоях населения. Для этого было решено обучить хотя бы большую часть населения основам грамоты. В больших городах начали открываться первые школы, где обучали церковному пению, чтению, письму, а также греческому языку. По подсчетам ученых, более полувека понадобилось для расширения письменности среди знатных кругов общества, духовных наставников, а также представителей купечества и ремесленничества.
В средние века именно в монастырях и церквях были центры базового образования. Также появились и частные учителя, обучающие не только за денежную плату, но и за другие вознаграждения, например, еда, одежда и прочее. В конце XV столетия к митрополиту Московскому пришел архиепископ Геннадий с просьбой открыть в его родном Новгороде школу, поскольку в городе был острый дефицит образованных церковнослужителей.
В 1551 году Стоглавым собором было принято решение создать домашние школы у служителей церкви и чиновников. В конце XVI столетия при Львовской Свято-Успенской православной церкви была открыта высшая школа, где могли учиться дети разных сословий. Несмотря на то что Львов не был частью Российского государства, устав и требования к педагогам в этой школе стали поистине прототипом для многих российских школ при монастырях. Требования к педагогу заключались в следующем: ум, кротость, вежливость, честность и прочее. Также он должен быть не пьющим и любить всех учеников, как своих детей, несмотря на их статус.
Образование при Петре I и Екатерине II
Во время правления Петра I появились государственные цифирные и профессиональные школы, он понимал необходимость такого образования. В 1701 году, исходя из его указа, была открыта Московская школа математических и навигацких наук, где обучались с двенадцати до двадцати лет парни разных происхождений. Освоив математику и грамоту, ученики низших сословий отправлялись на службу, а вот дети из знатных семей продолжали свое обучение уже в высшей школе, где им преподавали иностранные языки, географию, навигацию, астрономию и прочее.
В профессиональных школах готовили работников медицины, металлургов, химиков, инженеров, переводчиков и прочих. Чтобы повысить уровень обучения новым специальностям, в учебные заведения начали приглашать немецких, французских, голландских педагогов. После этого в моду вошли иностранные гувернеры и педагоги на дому. К слову, немало из них оказывались шарлатанами, и кроме своего родного языка заграничные «педагоги» ничего не знали, а просто пытались урвать легкие деньги.
Последним открытием в сфере образования, с подачи императора, стала Академия наук, в которую входили гимназия и университет. Данная академия была учреждена в 1724 году, но заработала лишь спустя год, когда Петра уже не стало.
Во время правления императрицы Екатерины II в провинции открылись небольшие народные училища, где получали начальное образование. Помимо этого начались открываться главные народные училища, где обучали на протяжении пяти лет. Кстати, все, кто окончил главное училище, мог стать учителем начальной школы.
Каких чинов удостаивались учителя XIX - XX столетия
Императором Александром I в 1802 году было создано Министерство народного просвещения, главным принципом которого было бесплатное начальное образование для всех, кроме крепостных. При церквях были основаны начальные школы, где обучались, как правило, дети из крестьянских семей. К слову, только отменив крепостное право и выбрав местные органы самоуправления, абсолютно все люди получили право и доступ на свое образование. Поначалу в земских школах обучали три года, а затем добавили еще год.
В большинстве крупных городов открылись общеобразовательные гимназии, где подготавливали к обучению в университете. Кстати, выпускники гимназий могли устроиться на госслужбу или же стать преподавателями. Вскоре в Петербурге открыли учительский институт. Крупные народные училища трансформировались в гимназии с классическим образованием, где приоритетными были гуманитарные науки. А в 1811 открыли знаменитый Императорский Царскосельский лицей, где обучались юноши из благородных семей. Кстати, там большое внимание уделяли истории России и родному языку, который тогда в гимназиях почти не преподавали.
В 1834 году приняли постановление, согласно которому все преподаватели вузов, педагоги уездных училищ, а также домашние учителя приравнивались к чинам гражданской службы. Кстати, первый чин они получали в соответствии их социальной группы и образования. Университетские ученики были самыми квалифицированными, им могли сразу же присвоить чин от XII до VIII класса. Менее статусными считались выпускники учительских институтов и классов гимназий. Ступенью ниже были учительские семинарии и училища, выпускники которых должны были еще проработать пару лет до получения первого чина.
Далее класс можно было повысить, подобно армейским законам, полученной должностью и длительностью безукоризненной службы. К примеру, должность учителя уездных училищ приравнивалась к званию поручика, гимназии — майора, а за особые личные достижения была возможность заполучить даже чин статского советника.
А у профессоров университетов была возможность и вовсе получить чин IV класса, соответствующий званию самого генерал-майора. Стоит заметить, что чины и все положенные к ним льготы: освобождение от налогов, пенсионные выплаты и прочее, не относились к учителям простых начальных сельских образовательных учреждений.
В начале XX столетия преподавателям гимназии без стажа работы ежемесячно платили около ста рублей. По тем временам такой суммы хватало для всех нужд и для съема жилья вместе с прислугой. В то время как сельские учителя получали всего одну четвертую часть зарплаты гимназистов. К тому же им еще из этих денег приходилось отчислять средства на песню.
Всеобщее обучение
Когда на трон взошел Николай II, начальные школы стали получать больше финансовых потоков от правительства, что помогло расширить процент детей, получивших образование. Уже в 1915 году в центральных губерниях процент обучавшихся детей восьми - десяти лет достигал 90%.
С приходом СССР власти продолжили борьбу за всенародную грамотность. Так как был дефицит педагогов, властями были созданы краткосрочные курсы для учителей, а также курсы для повышения их квалификации. В 1920 году в столице была открыта Академия трудового просвещения, а спустя три года — Индустриально-педагогический институт имени Карла Либкнехта. Вскоре в каждом вузе были педагогические факультеты.
В селах и деревнях особо ощущался недостаток кадров в сфере образования, поэтому многих выпускников распределяли туда на работу, в основном на два-три года. Условия там были, мягко сказать, трудными: зачастую педагоги жили прямо в школе, зарплата была маленькая, еще и с задержкой. Лишь с конца 30-х годов педагогам значительно увеличили заработную плату. Жалованье учителей выросло в два, а то и в три раза, но даже на эти деньги было трудно прожить.
С повышением зарплаты учителей ввели и постоянную переаттестацию преподавателей. С ее помощью были выявлены различные нарушения — от неправильного заполнения документации до неисправленных ошибок в работах учеников. Помимо образования детей, учителей приобщали к различным общественным работам, например, взять на себя обязанности секретаря или же читать вслух газеты в сельсовете для работников колхоза. Кроме общественных были еще и школьные поручения: вести различные кружки в школе, быть членом комиссии по благоустройству, политпросвещения и другим вопросам.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев