ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА
4. Где можно найти доказательства существования Бога?
“В аксиоме, коию вы применяете в своих науках: „нет следствия без причины". Ищите причину всего того, что не есть дело человеческое, и ваш разум ответит вам.”
+ Чтобы верить в Бога, достаточно бросить взгляд на плоды творения. Вселенная существует, стало быть, она имеет некоторую причину. Сомневаться в существовании Бога — значило бы отрицать, что всякое следствие имеет свою причину, и утверждать, что ничто смогло сделать нечто.
5. Какое заключенье можно извлечь из наитивного чувства, коие все люди носят в себе и которое говорит им, что Бог существует?
“Что Бог существует: ибо откуда человеку могло прийти это чувство, если бы оно было ни на чем не основано? Это еще одно следствие того принципа, что нет действия без причины.”
6. То сокровенное чувство, которое мы носима себе, ощущение Бога, не есть ли оно результат воспитания и продукт приобретенных идей?
“Если бы это было так, то почему ваши. Дикари имеют это чувство?”
+ Если бы ощущение, что есть некое высшее Существо, было всего лишь производным какого-то обучения, оно не было бы всеобщим и как и все понятия научные существовало бы только у тех, кто смог пройти это обучение.
7. Можно ли найти первопричину образования вещей во внутрисущных свойствах материи?
“Но какова была бы тогда причина этих свойств? Всегда должна быть первопричина.”
+ Приписывать первичное сотворенье вещей внутренним свойствам материи означало бы принимать следствие за причину, ибо эти свойства сами Суть некое следствие, должное иметь какую-то причину.
8. Что думать о мнении, которое приписывает первичное сотворенье случайному сочетанию атомов материи, одним словом, случаю?
“Другая нелепость! Какой здравомыслящий человек может смотреть на случай как на разумное существо? И затем, что такое случай? Ничто.”
+ Гармония, управляющая движущими силами Вселенной, обнаруживает определенные сочетания и цели и тем самым открывает во всем некоторую разумную цель. Приписывать первичное сотворение случаю было бы бессмыслицею, ибо случай слеп и не может произвести разумных действий. Разумный случай уже не был бы случаем.
9. Что дает видеть в первопричине верховный разум, превосходящий все разумы?
“У вас есть пословица, гласящая: „По делу узнают мастера." Так вот! посмотрите на дело и ищите мастера. Лишь гордыня порождает неверие. Человек горделивый не желает ничего, что выше его, вот поэтому он и называется „вольнодумцем". -Убогое созданье, его может сразить легчайшее дуновение Божье!”
+ О мощи ума судят по его делам: так как ни одному человеку не под силу создать то, что производит природа, то первопричина, стало быть, есть разум, надстоящий человечеству. Каковы бы ни были чудеса, совершаемые человеческим разумом, этот разум сам имеет некую причину, и чем более велико то, что он совершает, тем более велика должна быть его первопричина. Этот-то разум и есть первопричина всех вещей, каково бы ни было названье, коим человек ее обозначает.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8