ПАНТЕИЗМ
14. Есть ли Бог существо отдельное, ясное, или же Он, согласно мнению некоторых, есть составляющая всех сил и всех умов Вселенной?
“Если бы это было так, то Бога бы не было, ибо тогда Он был бы следствием, а не причиною: Он не может одновременно быть тем и другим. Бог существует; вы не можете в этом сомневаться, и это главное; поверьте мне, вам не стоит идти дальше этого, не углубляйтесь в лабиринт, из коего вы не сможете выбраться, эти рассуждения не сделали бы вас лучше, но, быть может, немного горделивее, потому что вы считали бы себя знающими, тогда как в действительности вы бы ничего не знали. Оставьте же в стороне все эти системы; у вас достаточно вещей, вас более затрагивающих, начните хотя бы с себя: изучайте свои собственные несовершенства, дабы освободиться от них, это будет более полезно вам, нежели желание постичь то, что непостижимо.”
15. Что думать о мнении, согласно коему все тела природы, все существа, все миры Вселенной суть части самого Божества: иначе говоря, о пантеистическом учении?
“Человек, не будучи в состоянии сделать себя Богом, хочет по крайней мере быть какой-то частью Бога.”
16. Те, кто следует этому, ученью, утверждают, будто находят в нем доказательство некоторых атрибутов Бога: поскольку миры бесконечны, то Бог тем самым бесконечен, поскольку абсолютной пустоты, или не бытия, нет нигде, то Бог вездесущ; поскольку Бог вездесущ, ведь все есть составная часть Бога, то Он дает всем явлениям природы основание быть разумными. Что можно противопоставить этому рассуждению?
“Разум; по зрелом рассуждении вам нетрудно будет признать нелепость такого рассуждения.”
+ Это рассуждение делает из Бога некое матерьяльное существо, которое, хотя и одарено высшей разумностью, но в большем масштабе является тем, что мы есть в малого. Но так как материя непрестанно преобразуется, то Бог в таком случае не должен бы иметь никакого постоянства: Он был бы подвержен всем превратностям, даже всем потребностям человечества; Он был бы лишен одного из главных свойств Божества: незыблемости. Свойства материи не могут увязаться с идеей Бога без того, чтобы не принизить Его в нашей мысли, и все утонченности софистики не смогут разгадать тайну Его сокровенной природы. Мы не знаем, что Он есть, но мы знаем, чем Он не может быть, а эта система находится в противоречии с самыми основными Его свойствами; она смешивает создателя с созданием, точно так же как если бы кто-то захотел, чтобы некая замысловатая машина была составной частью создавшего ее инженера.
Разумность Бога открывается в Его делах так же, как разумность художника в его картине; но дела Бога суть не более Он сам, как картина не есть художник, задумавший и создавший ее.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1