К 130-летию вокзала станции Тихорецкой Северо-Кавказской железной дороги
Символом Тихорецка на долгие времена стал вокзал ( 1886 г.)- объект железнодорожной инфраструктуры и памятник истории не только узловой станции, но и всей Северо-Кавказской (Владикавказской) железной дороги, - свидетель значимых событий отечественной истории ХХ века на юге России, одно из первых крупных пассажирских зданий на Кубани, первое кирпичное (каменное) здание Тихорецка, дошедшее до наших дней.
Вокзал станции Тихорецкой – место особенное, историческое. Много событий и воспоминаний связано с этим строением: например, первое революционное выступление рабочих станции Тихорецкой в 1902году. Здесь же в 1918году находился штаб Революционных войск Северного Кавказа, здесь же проходил съезд революционных фронтовиков.
Известно, что первоначально вокзальное здание 1875 года постройки было деревянным и одноэтажным. Кроме зала для пассажиров, почтового и багажного отделения, кассы, телеграфа , конторы, буфета, кабинета начальника станции на плане, составленном старожилом Тихорецка М. Дъяконовым, были обозначены комнаты дежурного по станции, жандарма, буфетчика и сторожа. В 1886г. в числе первых на Кубани было возведено кирпичное здание, где помимо прежних служб и отделений были залы I и II классов, парикмахерская , дамская , мужская и запасные комнаты. В 1904-06гг. пассажирское здание было расширено до 288 квадратных саженей за счёт кирпичной пристройки, где располагались зал ожидания III класса с буфетом, ожидалка кондукторских бригад, комната счётчиков вагонов и прочие.
До строительства профильных учреждений, вокзал, как и многие его собратья в ту пору, помимо основного назначения, являлся местом духовного и культурного досуга жителей и гостей станции: до открытия Тихорецкого прихода в дни православных праздников в пассажирском здании проводили богослужения для тихоречан и проезжающих, здесь шли киносеансы, силами местных актёров-любителей ставили спектакли; случались и гастроли: зимой 1898/99 гг. в вокзальном помещении станции Тихорецкой Екатеринодарское Общество приказчиков и служащих играло спектакли, сборы от которых шли на пособия сиротам, бедным и в пользу школы при обществе приказчиков.
Старейшее архитектурное строение Тихорецка - свидетель ярких событий, происходивших на Кубани в неспокойном ХХ веке. Его стены видели многочисленных переселенцев со всей России и ре¬волюционные выступления местных рабочих в 1902, 1905 гг. В 1915г. с перрона отправлялись казачьи воинские эшелоны на войну с Турцией, , а вернувшись обратно в 1917году сразу попадали в водоворот новой революции. В те годы вокзальные стены пестрели различными листовками, смущая и возбуждая толпы солдат и казаков.
В лихие годы гражданской войны здесь бывали почти все персонажи, оставившие след в истории Кубани; как лидеры белого движения: Деникин, Врангель, Кутепов, Дроздовский, Шкуро, все Атаманы казачьих войск Юга России, так и командиры Красной армии: Будённый, комбриги Сорокин и Жлоба, Орджоникидзе.Был здесь даже харизматичный Нестор Махно, устроивший со своими бойцами дебош на рынке, и некоторое время находившийся под допросом на вокзале. О встрече видных кубанских революционеров Митрофана Седина, Федько и Михаила Меньшикова в агитпункте при вокзале упоминает один из тихоречан - участников гражданской войны. В разное время здесь бывали такие советские политические деятели, как Калинин, Чичерин, Подвойский, Киров.
После навязанной братоубийственной войны - недолгая передышка, и снова вокзал стал свидетелем трагедии и слёз от последствий раскулачивания, выселения и голодомора 1920-30-х гг. Затем опять затишье, проходящие на привокзальной площади первомайские и октябрьские митинги, и еще большая беда – Великая Отечественная война.
Тихорецк накануне Великой Отечественной войны был центром большого железнодорожного узла. По территории Тихорецкого района проходили 132 км. железных дорог, имелось 14 станций и разъездов. В военные годы через станцию Тихорецкая направлялись на фронт поезда, везли солдат, технику, продовольствие. В тыл шли эшелоны с ранеными, а из прифронтовых районов – с эвакуированными. В Закавказье вывозилось оборудование фабрик и заводов. Перед оккупацией Тихорецк, как стратегически важный объект, фашисты бомбили эшелонировано трое суток. В эти горькие дни 1942го вокзал стал своеобразной святыней, буквально омытой кровью моряков из разбомблённого эшелона и железнодорожников, что до конца находились на своём посту. Значительные разрушения и человеческие потери понес город от бомбежек и пулеметных обстрелов с воздуха в период с сентября 1941 года по апрель 1943 года.
После освобождения еще не оправившийся от немецкой оккупации полуразрушенный вокзал пустыми окнами смотрел вслед проезжавшему мимо поезду главнокомандующего И.В.Сталина, спешившего на исторически важную конференцию в Тегеран.
После изгнания оккупантов с Кубани, несмотря на катастрофические повреждения, вокзал был тщательно, с максимально возможным в трудное послевоенное время сохранением исторического облика, отремонтирован и на долгие годы стал визитной карточкой Тихорецка. Днём и ночью здесь бурлила жизнь. Мимо проезжали поезда, везущие на отдых советских граждан на курорты Кавказа и Чёрного моря. Не одно поколение тихоречан связало с железной дорогой свою судьбу, работая здесь, отправляясь в поездки, встречая и провожая родных и близких.
Здание вокзала было поставлено под государственную охрану решением исполкома краевого Совета № 759 от 15.11.77 г., № 540 от 26.8.81 г. Перереги¬стрировано краевой администрацией в 1996 г. как памятник истории № 3620.
В настоящее время главный символ города городу не принадлежит; находится на балансе Северо-Кавказской железной дороги и свою 130-ю годовщину встречает в удручающем состоянии.
#вокзал
Комментарии 3
Вокзал верится с трудом?