МАРЧЕНКО ВАЛЕНТИНА ЕФИМОВНА
Военное детство
Родилась она в 1934-м в Тихорецке. Мама работала на железной дороге, отец был токарем на заводе им. Воровского. Кроме нее в семье рос и брат
Валентина Ефимовна хорошо помнила немецкую оккупацию, тогда она училась в начальных классах. Всех согнали на занятия. Ввели новый предмет – закон Божий. В кабинете, помимо учителя, находился и немец-надзиратель. Молитвы ученики читали на коленях, за шалость или провинность полагались телесные наказания.
(Наш многоквартирный дом стоял в центре города, рядом небольшой сад, в котором установили несколько зенитных орудий. Перед наступлением враг разбомбил эти зенитки, снаряды попали и в наш дом, он полностью сгорел. Сарай, что был во дворе, кое-как приспособили под жилье. Когда прошел слух, что молодых женщин будут угонять на принудительные работы в Германию, мы с мамой тайком перебрались в станицу Фастовецкую. Там знакомая прятала нас в подвале до окончания оккупации».)
Трудно было и в послевоенные годы, когда по карточкам в сутки можно было получить по 100 г хлеба на ребенка и по 200 г на взрослого. Отовариваться посылали Валю – с 3 часов утра приходилось занимать очередь. Однажды она потеряла эти заветные бумажки. Целый месяц вся семья сидела без хлеба. С тем полуголодным временем прочно у нее ассоциировался чугунный казанок с кукурузной кашей и другая нехитрая снедь…
Стала учителем
После окончания школы Валентина Ефимовна поступила в Кропоткинское педучилище, где получила специальность учителя начальных классов. По распределению попала в Павловскую. Сначала была старшей пионервожатой, а потом – учителем начальных классов.
«В начале 50-х мальчики и девочки обучались отдельно. Наша СШ № 1 была мужской. Признаться, с мальчишками работалось легко, с ними мне как-то проще было находить общий язык. Но буквально через несколько лет образование перешло на смешанную систему, – уточняет В.Е. Марченко. – Практически вся трудовая жизнь связана именно с этой школой.
Почти всё время посвящала любимому делу. Очень хороший коллектив сложился благодаря директору М.В. Борщ. Он не только был доброй души человек, всегда помогал решать личные проблемы, заботился о здоровье коллег, но и слыл хорошим хозяйственником. Благодаря ему методом народной стройки появились теплица на школьном дворе, мастерские и здание школьного музея.
Рассказала Валентина Ефимовна о музее, работу которого она курировала и поддерживала. Помимо экспонатов о Д.П. Жлобе и его дивизии, были и другие материалы об истории района, страны и школы. Среди уникальных – письмо Н.К. Крупской об изучении украинского языка в школах Кубани и переписка с исполнителем главной роли в фильме «Чапаев» Борисом Бабочкиным. Здесь же в торжественной обстановке принимали в пионеры. Пионерский отряд 3-А класса ,1974 г., классным руководителем которого была Валентина Ефимовна , принял решение называться « Чапаевцами» .
В архиве педагога есть журналы «Начальная школа», на страницах которого она делилась с учителями района, края и всей страны не только методикой преподавания, но и находками в воспитательной, патриотической и шефской работе, особенностями взаимодействия с родителями. После публикаций в этих всесоюзных журналах отклики приходили буквально мешками. Почтальоны порой жаловались, что для них надо иметь отдельную сумку.
15 раз В.Е. Марченко участвовала в выставках, организованных краевым институтом усовершенствования учителей, ее приглашали вести занятия на семинарах и курсах повышения.
Хранила Валентина Ефимовна и вырезки из «Единства» с ее заметками, ведь она сотрудничала с нами более 30 лет. Часто на страницах газеты слова благодарности неравнодушному педагогу говорили выпускники и их родители. Напоминает о пережитом и множество красочных альбомов, изготовленных для любимого педагога детьми!
Ей доверяли многое, знали – Ефимовна всё сделает как надо, интересно, с изюминкой. 13 лет она была завучем по начальной школе. Но пришло время, когда здоровье все сильнее стало напоминать о себе. В 72 года В.Е. Марченко вышла на заслуженный отдых. К этому времени переступили порог школы внуки тех, кого она учила в начале педагогической практики.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев