ГЕНРИХ
В сказочный морозный вечер с сиреневым инеем в садах лихач Касаткин мчал Глебова на высоких, узких санках вниз по Тверской в Лоскутную гостиницу - заезжали к Елисееву за фруктами и вином. Над Москвой было еще светло, зеленело к западу чистое и прозрачное небо, тонко сквозили пролетами верхи колоколен, но внизу, в сизой морозной дымке, уже темнело и неподвижно и нежно сияли огни только что зажженных фонарей.
Большой и несколько запущенный вестибюль, просторный лифт и пестроглазый, в ржавых веснушках, мальчик Вася, вежливо стоявший в своем мундирчике, пока лифт медленно тянулся вверх, - вдруг стало жалко покидать все это, давно знакомое, привычное. "И правда, зачем я еду?" Он посмотрел на себя в зеркало: молод, бодр, сухо-породист, глаза блестят, иней на красивых усах, хорошо и легко одет… в Ницце теперь чудесно, Генрих отличный товарищ… а главное, всегда кажется, что где-то там будет что-то особенно счастливое, какая-нибудь встреча... остановишься где-нибудь в пути, - кто тут жил перед тобою, что висело и лежало в этом гардеробе, чьи это забытые в ночном столике женские шпильки? Опять будет запах газа, кофе и пива на венском вокзале, ярлыки на бутылках австрийских и итальянских вин на столиках в солнечном вагоне-ресторане в снегах Земмеринга, лица и одежды европейских мужчин и женщин, наполняющих этот вагон к завтраку... Потом ночь, Италия... Утром, по дороге вдоль моря к Ницце, то пролеты в грохочущей и дымящей темноте туннелей и слабо горящие лампочки на потолке купе, то остановки и что-то нежно и непрерывно звенящее на маленьких станциях в цветущих розах, возле млеющего в жарком солнце, как сплав драгоценных камней, заливчике... И он быстро пошел по коврам теплых коридоров Лоскутной.
В номере было тоже тепло, приятно. В окна еще светила вечерняя заря, прозрачное вогнутое небо. Все было прибрано, чемоданы готовы. И опять стало немного грустно - жаль покидать привычную комнату и всю московскую зимнюю жизнь, и Надю, и Ли...
Надя должна была вот-вот забежать проститься. Он поспешно спрятал в чемодан вино и фрукты, бросил пальто и шапку на диван за круглым столом и тотчас услыхал скорый стук в дверь. Не успел отворить, как она вошла и обняла его, вся холодная и нежно-душистая, в беличьей шубке, в беличьей шапочке, во всей свежести своих шестнадцати лет, мороза, раскрасневшегося личика и ярких зеленых глаз.
- Едешь?
- Еду, Надюша...
Она вздохнула и упала в кресло, расстегивая шубку.
- Знаешь, я, слава Богу, ночью заболела... Ах, как бы я хотела проводить тебя на вокзал! Почему ты мне не позволяешь?
- Надюша, ты же сама знаешь, что это невозможно, меня будут провожать совсем незнакомые тебе люди, ты будешь чувствовать себя лишней, одинокой...
- А за то, чтобы поехать с тобой, я бы, кажется, жизнь отдала!
- А я? Но ты же знаешь, что это невозможно...
Он тесно сел к ней в кресло, целуя ее в теплую шейку, и почувствовал на своей щеке ее слезы.
- Надюша, что же это?
Она подняла лицо и с усилием улыбнулась:
- Нет, нет, я не буду... Я не хочу по-женски стеснять тебя, ты поэт, тебе необходима свобода.
- Ты у меня умница, - сказал он, умиляясь ее серьезностью и ее детским профилем - чистотой, нежностью и горячим румянцем щеки, треугольным разрезом полураскрытых губ, вопрошающей невинностью поднятой ресницы в слезах. - Ты у меня не такая, как другие женщины, ты сама поэтесса.
Она топнула в пол:
- Не смей мне говорить о других женщинах!
И с умирающими глазами зашептала ему в ухо, лаская мехом и дыханием:
- На минутку... Нынче еще можно...
Подъезд Брестского вокзала светил в синей тьме морозной ночи. Войдя в гулкий вокзал вслед за торопящимся носильщиком, он тотчас увидал Ли: тонкая, длинная, в прямой черно-маслянистой каракулевой шубке и черном бархатном большом берете, из-под которого длинными завитками висели вдоль щек черные букли, держа руки в большой каракулевой муфте, она зло смотрела на него своими страшными в своем великолепии черными глазами.
- Все-таки уезжаешь, негодяй, - безразлично сказала она, беря его под руку и спеша вместе с ним своими высокими серыми ботиками вслед за носильщиком. - Погоди, пожалеешь, другой такой не наживешь, останешься со своей дурочкой поэтессой.
- Эта дурочка еще совсем ребенок, Ли, - как тебе не грех думать Бог знает что.
- Молчи. Я-то не дурочка. И если правда есть это Бог знает что, я тебя серной кислотой оболью.
Из-под готового поезда, сверху освещенного матовыми электрическими шарами, валил горячо шипящий серый пар, пахнущий каучуком. Международный вагон выделялся своей желтоватой деревянной обшивкой. Внутри, в его узком коридоре под красным ковром, в пестром блеске стен, обитых тисненой кожей, и толстых, зернистых дверных стекол, была уже заграница. Проводник-поляк в форменной коричневой куртке отворил дверь в маленькое купе, очень жаркое, с тугой, уже готовой постелью, мягко освещенное настольной лампочкой под шелковым красным абажуром.
- Какой ты счастливый! - сказала Ли. - Тут у тебя даже собственный нужник есть. А рядом кто? Может, какая-нибудь стерва-спутница?
И она подергала дверь в соседнее купе:
- Нет, тут заперто. Ну, счастлив твой Бог! Целуй меня скорей, сейчас будет третий звонок...
Она вынула из муфты руку, голубовато-бледную, изысканно-худую, с длинными, острыми ногтями, и, извиваясь, порывисто обняла его, неумеренно сверкая глазами, целуя и кусая то в губы, то в щеки и шепча:
- Я тебя обожаю, обожаю, негодяй!
За черным окном огненной ведьмой неслись назад крупные оранжевые искры, мелькали освещаемые поездом белые снежные скаты и черные чащи соснового леса, таинственные и угрюмые в своей неподвижности, в загадочности своей зимней ночной жизни. Он закрыл под столиком раскаленную топку, опустил на холодное стекло плотную штору и постучал в дверь возле умывальника, соединявшую его и соседнее купе. Дверь оттуда отворилась, и, смеясь, вошла Генрих, очень высокая, в сером платье, с греческой прической рыже-лимонных волос, с тонкими, как у англичанки, чертами лица, с живыми янтарно-коричневыми глазами.
- Ну что, напрощался? Я все слышала. Мне больше всего понравилось, как она ломилась ко мне и обложила меня стервой.
- Начинаешь ревновать, Генрих?
- Не начинаю, а продолжаю. Не будь она так опасна, я давно бы потребовала ее полной отставки.
- Вот в том-то и дело, что опасна, попробуй-ка сразу отставить такую! А потом, ведь переношу же я твоего австрийца и то, что послезавтра ты будешь ночевать с ним.
- Нет, ночевать я с ним не буду. Ты отлично знаешь, что я еду прежде всего затем, чтобы развязаться с ним.
- Могла бы сделать это письменно. И отлично могла бы ехать прямо со мной.
— Нет, мой друг, я хочу расстаться с ним так, чтобы иметь возможность продолжать работать у него. Он человек расчетливый и пойдет на мирный разрыв. Кого он найдет, кто бы мог, как я, снабжать его журнал всеми театральными, литературными, художественными скандалами Москвы и Петербурга? Кто будет переводить и устраивать его гениальные новеллы? Нынче пятнадцатое. Ты, значит, будешь в Ницце восемнадцатого, а я не позднее двадцатого, двадцать первого. И довольно об этом, мы ведь с тобой прежде всего добрые друзья и товарищи.
Ночью, лежа с ней рядом в темноте, он говорил с шутливой грустью:
- Ах, Генрих, как люблю я вот такие вагонные ночи, эту темноту в мотающемся вагоне, мелькающие за шторой огни станции - и вас, вас, "жены человеческие, сеть прельщения человеком"! Эта "сеть" нечто поистине неизъяснимое.
- А у Ли, - спросила Генрих, - груди, конечно, острые, маленькие, торчащие в разные стороны? Верный признак истеричек.
- Да.
- Она глупа?
- Нет… Впрочем, не знаю. Но ты мне надоела с Ли.
- Надоела, потому что не хочу больше быть товарищем тебе.
- И я этого больше не хочу. И еще раз говорю: напиши этому венскому прохвосту, что ты увидишься с ним на возвратном пути, а сейчас нездорова, должна отдохнуть после инфлуэнции в Ницце. И поедем, не расставаясь, и не в Ниццу, а куда-нибудь в Италию…
Она прижала его к себе и стала целовать так крепко, что у него перехватывало дыхание.
- Генрих, я не узнаю тебя.
- И я себя. Но иди, иди ко мне.
И был венский вокзал, и запах газа, кофе и пива, и уехала Генрих, нарядная, грустно улыбающаяся.
В синие сумерки, когда до самого Антибского мыса, пепельным призраком таявшего на западе, протянулись изогнутой алмазной цепью несчетные береговые огни, он стоял в одном фраке на балконе своей комнаты в отеле на набережной, думал о том, что в Москве теперь двадцать градусов морозу, и ждал, что сейчас постучат к нему в дверь и подадут телеграмму от Генриха. Обедая в столовой отеля, под сверкающими люстрами, в тесноте фраков и вечерних женских платьев, опять ждал, что вот-вот мальчик в голубой форменной курточке до пояса и в белых вязаных перчатках почтительно поднесет ему на подносе телеграмму; рассеянно ел жидкий суп с кореньями, пил красное бордо и ждал; пил кофе, курил в вестибюле и опять ждал, все больше волнуясь и удивляясь: что это со мною, с самой ранней молодости не испытывал ничего подобного.
Не было телеграммы и утром. Он позвонил, молоденький лакей во фраке, итальянский красавчик с газельими глазами, принес ему кофе: "Pas de lettres, monsieur, pas de télégrammes"*. Он постоял в пижаме возле открытой на балкон двери, щурясь от солнца и пляшущего золотыми иглами моря, глядя на набережную, на густую толпу гуляющих, слушая доносящееся снизу, из-под балкона, итальянское пение, изнемогающее от счастья, и с наслаждением думал:
"Ну и черт с ней. Все понятно. Но если бы сейчас вдруг постучали в дверь и она вдруг вошла, спеша, волнуясь, на ходу объясняя, почему она не телеграфировала, почему не приехала вчера, я бы, кажется, умер от счастья! Я сказал бы ей, что никогда в жизни, никого на свете так не любил, как ее, что бог многое простит мне за такую любовь, простит даже Надю, - возьми меня всего, всего, Генрих! Да, а Генрих обедает сейчас со своим австрияком. Ух, какое это было бы упоение - дать ей самую зверскую пощечину и проломить ему голову бутылкой шампанского, которое они распивают сейчас вместе!"
После обеда он ходил в густой толпе по улицам, заходил в бары и все пил, то коньяк, то джин, то виски. Возвратясь в отель, он, белый как мел, в белом галстуке, в белом жилете, в цилиндре, важно и небрежно подошел к портье, бормоча мертвеющими губами:
- Pas de télégrammes?
И портье, делая вид, что ничего не замечает, ответил с радостной готовностью:
- Pas de télégrammes, monsieur!
Он был так пьян, что заснул, сбросив с себя только цилиндр, пальто и фрак, - упал навзничь и тотчас головокружительно полетел в бездонную темноту, испещренную огненными звездами.
Вечерело, дымчато-сизый запад за Антибским мысом был мутен, в нем стоял и мерк диск маленького солнца, апельсина-королька. Он долго глядел на него, подавленный ровной безнадежной тоской, потом очнулся и бодро пошел к своему отелю. "Journaux étrangers!"** - крикнул бежавший навстречу газетчик и на бегу сунул ему "Новое время". Он сел на скамью и при гаснущем свете зари стал рассеянно развертывать и просматривать еще свежие страницы газеты. И вдруг вскочил, оглушенный и ослепленный как бы взрывом магния:
"Вена. 17 декабря. Сегодня, в ресторане „Franzensring“ известный австрийский писатель Артур Шпиглер убил выстрелом из револьвера русскую журналистку и переводчицу многих современных австрийских и немецких новеллистов, работавшую под псевдонимом „Генрих“".
* Нет писем, сударь, нет телеграмм (франц.)
** Иностранные газеты! (франц.)
Комментарии 3
Михаил Лабковский
Михаил Лабковский, которого часто называют
«прямолинейным психологом», умеет перевернуть
наши представления об отношениях. Известный
своими прямолинейными советами и порой резкой
правдой, Лабковский не приукрашивает жизненные
проблемы – или их решения.
Философия, которая меняет сценарий.
Счастье заключается не в самопожертвовании или
мученичестве, а в уважении к себе и подлинности.
Правила здоровых отношений могут показаться
грубыми и даже неудобными, но они содержат в себе
ту истину, которая остаётся с вами надолго после того,
как вы их услышите.
Вызов идеям, с которыми многие из нас выросли,
например, вере в то, что долг, самопожертвование
и выносливость являются краеугольными камнями
любви и счастья.ЛЮБОВЬ ЭТО СВОБОДА, А НЕ КЛЕТКА.
Главный принцип:меняем правила игры: настоящая
любовь не ограничивает и не угнетает.Напротив, она
освобождает.Любовные отношения должны ощущаться
как убежище, а не клетка.Многих из нас учили, что любов...ЕщёВСЮ ЖИЗНЬ НА ЦЫПОЧКАХ НЕ ПРОСТОИШЬ.
Михаил Лабковский
Михаил Лабковский, которого часто называют
«прямолинейным психологом», умеет перевернуть
наши представления об отношениях. Известный
своими прямолинейными советами и порой резкой
правдой, Лабковский не приукрашивает жизненные
проблемы – или их решения.
Философия, которая меняет сценарий.
Счастье заключается не в самопожертвовании или
мученичестве, а в уважении к себе и подлинности.
Правила здоровых отношений могут показаться
грубыми и даже неудобными, но они содержат в себе
ту истину, которая остаётся с вами надолго после того,
как вы их услышите.
Вызов идеям, с которыми многие из нас выросли,
например, вере в то, что долг, самопожертвование
и выносливость являются краеугольными камнями
любви и счастья.ЛЮБОВЬ ЭТО СВОБОДА, А НЕ КЛЕТКА.
Главный принцип:меняем правила игры: настоящая
любовь не ограничивает и не угнетает.Напротив, она
освобождает.Любовные отношения должны ощущаться
как убежище, а не клетка.Многих из нас учили, что любовь
требует компромиссов вплоть до потери себя.
Но..«Здоровые(психологически)люди всегда выбирают
себя, а невротики – отношения в ущерб себе, и в этом самая
главная разница».А Как насчёт компромисса, доброты
или даже того, чтобы ставить других на первое место?
Принесение в жертву собственных потребностей,ради
кого-то другого – или ради ожиданий общества
приводит не к любви, а к негодованию.
Вот некоторые из самых популярных (и противоречивых)
правил здоровых отношений, разработанных Лабковским:
1. Не тратьте своё время на женатых мужчин.
«Никогда не надо общаться с женатыми мужчинами.
Рыбой торгуют в рыбном магазине, мясом – в мясном.
Не теряйте времени. Женатому мужчине не нужна жена,
у него дома одна уже есть».
2. Уважайте себя и свои принципы.
«Людей не любят за то, что они прогибаются.Это ещё
больше усугубляет ситуацию.Ты будешь для партнёра
просто пустым местом, если про тебя нельзя сказать,
кто ты, что ты и что ты любишь на завтрак».
3. Никаких жертв.
«Ни красота, ни любовь не требуют жертв.А если требуют,
это точно не ваша история.Валите.Нет такой цели, ради
которой стоит что-то терпеть в отношениях».
4. Примите себя.
«Прими себя целиком, ты не туша на столе мясника,
который выбирает кусочки поаппетитнее».
5. Про успешных женщин.
«Что касается молодых, успешных и красивых женщин,
которые не могут найти себе пару, потому что у них, мол,
планка высокая, – это неспособность к отношениям
и страх перед ними».
«Никому не нужен тот, кто не нужен самому себе.
Всё просто: есть он – такой, какой есть. И есть вы –
такая, какая есть.Вам или хорошо вместе, или надо
разойтись.Причём лучше до того, как вы взяли
ипотеку и родили троих детей».
7. Здоровая любовь измеряется счастьем, а не страданиями.
«Надо с головой разбираться, а не с женихами.
Когда женщина говорит:«Я любила»,– это часто история не про любовь.
Это история про драгдилера, который поставляет ей
необходимые страдания.А здоровая любовь – это про то,
насколько ты счастлив».
8. Не оправдывайте плохое поведение.
«Нормальный человек не продолжает отношения,
в которых его не уважают.Впрочем, он их даже и
не начнёт».
9. Перестаньте романтизировать страдание.
«Самая главная проверка отношений:
если после первого свидания,парень/девушка не звонит,
«пропадает», то здоровая, НЕ невротическая реакция
– сразу же потерять интерес к этим отношениям.Но нет!
Для невротика – это начало большой любви».
10. Не липните.
«Важн...Ещё6. Про принятие себя и другого.
«Никому не нужен тот, кто не нужен самому себе.
Всё просто: есть он – такой, какой есть. И есть вы –
такая, какая есть.Вам или хорошо вместе, или надо
разойтись.Причём лучше до того, как вы взяли
ипотеку и родили троих детей».
7. Здоровая любовь измеряется счастьем, а не страданиями.
«Надо с головой разбираться, а не с женихами.
Когда женщина говорит:«Я любила»,– это часто история не про любовь.
Это история про драгдилера, который поставляет ей
необходимые страдания.А здоровая любовь – это про то,
насколько ты счастлив».
8. Не оправдывайте плохое поведение.
«Нормальный человек не продолжает отношения,
в которых его не уважают.Впрочем, он их даже и
не начнёт».
9. Перестаньте романтизировать страдание.
«Самая главная проверка отношений:
если после первого свидания,парень/девушка не звонит,
«пропадает», то здоровая, НЕ невротическая реакция
– сразу же потерять интерес к этим отношениям.Но нет!
Для невротика – это начало большой любви».
10. Не липните.
«Важно не делать шагов навстречу к человеку, который
не делает их в ответ.Каким бы дорогим он ни был, не надо
лишней инициативы.Никакой! Вы теряете свою значимость
в глазах человека, к которому липнете и, что гораздо страшнее,
в своих собственных глазах».
11. Отношения нужны для радости.
«В семье оба человека друг другу для радости.
Если человек видит в другом не счастье, а агрегат для
выполнения определённых функций, то это финиш» .
12. Про деградацию.
«Любая– и я подчёркиваю это– любая женщина,
которая годами сидит дома и занимается только
хозяйством и детьми, деградирует.Это неизбежно.
И заметьте: изначально мужчина ни на чём не настаивал,
это женщина с радостью,хлопая в ладоши,решила сидеть дома».
13. Про мужчин.
«Не надо думать о том, что происходит с мужчинами.
Вы не их мама и не их лечащий врач.Смотрите в свою тарелку.
Нравится – берите. Не нравится – до свидания.
Если вам не нравится, как ведёт себя мужчина,
не надо искать оправданий его поведению».
14. Про уступки.
«Если ты всю жизнь заказывала пиццу в соседнем кафе,
а он любит высокую кухню,не вставай к плите и не покупай
кулинарные книги.Он любит высокую кухню? Прекрасно,
пусть приготовит тебе соловьиные язычки под соусом бешамель».
«Я не встречал ни одну женщину, которая бы считала,
что шпильки(особенно зимой)– это удобно и практично.
Чем больше в образе слышится: «Посмотри на меня,
я прекрасна, возьми же меня», – тем больше вероятность,
что ваши отношения окажутся совсем не тем,о чём вы мечтали ».
Это касается не только отношений,а самой жизни.
Подобная философия противоречит социальным нормам,
призывая нас сосредоточиться на том, что действительно
делает нас счастливыми.
«Научиться хотеть можно в любом возрасте. Учиться,
как будто вам год от роду и вас первый раз спрашивают:
«Чего ты хочешь?» Учиться хотеть, как дети учатся ходить».
И хотя некоторые могут счесть эти советы слишком
прямолинейными, многие ценят их за честность.
В конце концов, в мире, полном серых зон, черно-белый
подход может показаться глотком свежего воздуха.
Это призыв к действию: расставляйте приоритеты,
уважайте свои потребности и не соглашайтесь на меньшее,
чем вы заслуживаете.Так что, независимо от того, снимаете
ли...Ещё15. Про внешний фасад.
«Я не встречал ни одну женщину, которая бы считала,
что шпильки(особенно зимой)– это удобно и практично.
Чем больше в образе слышится: «Посмотри на меня,
я прекрасна, возьми же меня», – тем больше вероятность,
что ваши отношения окажутся совсем не тем,о чём вы мечтали ».
Это касается не только отношений,а самой жизни.
Подобная философия противоречит социальным нормам,
призывая нас сосредоточиться на том, что действительно
делает нас счастливыми.
«Научиться хотеть можно в любом возрасте. Учиться,
как будто вам год от роду и вас первый раз спрашивают:
«Чего ты хочешь?» Учиться хотеть, как дети учатся ходить».
И хотя некоторые могут счесть эти советы слишком
прямолинейными, многие ценят их за честность.
В конце концов, в мире, полном серых зон, черно-белый
подход может показаться глотком свежего воздуха.
Это призыв к действию: расставляйте приоритеты,
уважайте свои потребности и не соглашайтесь на меньшее,
чем вы заслуживаете.Так что, независимо от того, снимаете
ли вы туфли на шпильках, от которых болят ноги, или уходите
от человека, который вас не уважает,возможно,пришло
время попробовать жить на своих собственных условиях.
Потому что, «Всю жизнь на цыпочках не простоишь».
Возможно, пришло время написать новую главу, в которой
любовь ощущается не как борьба, а как возвращение домой.