КАК ИСПОВЕДОВАТЬ ПЛОТСКИЕ ГРЕХИ?
Супружеские отношения — сфера очень тонкая, поэтому нельзя требовать от супругов абсолютного воздержания в дни Великого поста. Один из церковных иерархов говорил, что есть древняя традиция воздержания от супружеской близости на первой, третьей и Страстной седмицах Великого поста. Опытные духовные наставники не рекомендуют молодожёнам в первые годы семейной жизни строго соблюдать пост в супружеских отношениях.
Есть люди, которые относятся к супружеским отношениям как к греховным, но они, конечно же, заблуждаются. Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», — так что в супружеской близости как таковой нет греха. В браке всё должно быть растворено любовью. Хорошо, если один супруг может помочь другому, войдет в его положение. Прекрасно, если они вместе в пост помолятся, попостятся, почитают какое-нибудь правило, вместе причастятся на литургии. Что может быть больше? Это апофеоз любви в семье, точка восторга, радости, высота духовная. К сожалению, это очень большая редкость. В реальности часто бывает, что в браке соединяются разные люди. Даже верующие могут быть разной степени воцерковлённости. У всех свои особенности характера, свои взгляды. Степень близости между супругами тоже может быть абсолютно разной, однако главное — любовь и мир в семье. Любовь выше поста, выше всего. Это надо понимать.
Каждый священник сталкивается с ситуацией, когда ему начинают очень подробно исповедовать плотские грехи. Этого делать не надо. Скажите просто: «Я побеждаюсь блудными помыслами», — и всё. Этого достаточно. Главное — вложить в эти слова своё горячее покаяние, сожаление, плач свой о грехе. Господь ведь смотрит не на наши тетрадки с перечнями грехов, а на сердце.
Когда супруги начинают рассказывать священнику, что, когда и как они делали — хочется спросить: люди, а причём здесь я? Зачем вы это мне рассказываете? Это ваша семья, ваши отношения. Не надо тянуть духовника под одеяло! Оставьте подробности при себе. Скажите, например, так: «Согрешил невоздержанием в пище и супружестве», — и всё, этого достаточно.
Точно так же нехорошо, если священник начинает выспрашивать какие-либо подробности вашей семейной жизни. Если такое происходит — нужно искать другого духовника. Священник и верующий должны проявлять взаимную деликатность. Плохо, если священник принимает сторону одного их супругов, тем самым провоцируя конфликт. Священник должен быть миротворцем. Надо, чтобы человек уходил от него утешенным. Не надо людей, истерзанных этой нелёгкой жизнью, дополнительно мучить, не надо строить из себя заумного судью. Нужно любить людей. Это главное.
Прекрасно, когда супруги смотрят в одном направлении, но если они разные — тоже слава Богу! В этом проявляется бесконечное разнообразие мироздания Божия! Мы все по-своему повреждены грехом, у каждого свои проблемы. Тем не менее, Церковь Святая строится на любви, а не на вышкаливании и требованиях железного соблюдения правил и канонов. Нельзя устав ставить во главу угла. «Невольник не богомольник», как в народе говорят. Христос всегда говорит о любви. Почитайте Евангелие! Там о прощении, любви, милосердии, а не о правилах и уставах.
Надо идти друг другу навстречу, видеть нужды друг друга, замечать потребности, слышать. Когда у меня как у священника спрашивают: как быть, если идёт Великий пост, а супруг не готов воздерживаться, — я отсылаю всех к 1-му посланию апостола Павла к коринфянам, к 7 главе. Там даны подробные рекомендации о том, как быть в такой ситуации, разъяснено всё красиво, глубоко и сильно. Всё, что вы там прочтёте, сказано человеком, который был далёк от семейной жизни, но просвещён Духом Святым. Он учит нас так: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5).
Этими словами нужно руководствоваться для определения строгости поста в области супружеских отношений. Разумный компромисс — это крайне необходимая мера. Она сугубо индивидуальна, поскольку у каждого человека свои особенности, потребности и состояние здоровья. Именно потому в таких случаях очень важна церковная икономия, то есть некоторое снисхождение к верующим.
Протоиерей Константин Лисняк
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев