Часть 1
Все люди появляются на свет с большим количеством нейронов, но очень маленьким числом путей между ними. Построение данных путей происходит по мере взаимодействия с окружающей средой, и в результате человек получается таким, каким он является. Однако порой появляется потребность в модификации этих сформированных путей. Казалось бы, осуществить это очень просто, так как связи построились без усилий со стороны человека еще в ранние годы.
Но, к сожалению, новые нейронные связи во взрослом состоянии образуются весьма непросто. Старые цепи имеют очень хорошую эффективность, поэтому из-за отказа от них ощущается возникновение угрозы для жизни. Только появившиеся нейронные цепи очень хрупки, если сравнить их с уже имеющимися. Когда человек поймет информацию о сложном создании новых нейронных связей в мозге, он очень обрадуется тому, что настойчиво идет к цели и перестанет себя ругать за медленность их построения.
5 путей, которые помогают мозгу самонастраиваться
Млекопитающие могут всю жизнь формировать нейронные цепочки, этим они отличаются от видов со стойкими старыми связями. Данные цепочки формируются по мере того, как окружающая среда влияет на органы чувств, отправляющие соответствующие электроимпульсы в мозг. Импульсами прокладываются нейронные пути, по которым в дальнейшем быстро и легко будут бежать другие импульсы. Мозг каждого индивидуума настроен на свой опыт.
Из-за жизненного опыта происходит изоляция молодых нейронов
Нейрон, который всегда работает, со временем начинает покрывать оболочка из специфического вещества – миелина. Благодаря миелину очень хорошо увеличивается эффективность нейрона, работающего в качестве проводника электроимпульсов. Это сравнимо с тем, что изолированные провода выдерживают больше нагрузки, чем оголенные. Нейроны, которые покрыты миелином, работают, не тратя лишних сил, что свойственно медленным, «открытым» нейронам. Нейроны с миелином больше кажутся белыми, чем серыми, в связи с этим мозговое вещество подразделяется на «белое» и «серое».
В основном нейроны заканчивают покрываться миелиновой оболочкой к 2 годам жизни человека, когда его тело научилось двигаться, видеть и слышать. При рождении млекопитающего в его мозге должна выстроиться ментальная модель мира, который его окружает, благодаря этому представится возможность для того, чтобы выживать. В связи с этим, миелин у малыша вырабатывается по максимуму при рождении, а к 7 годам выработка немного понижается. К данному возрасту уже отпадает необходимость по новой заучивать истины, что огнем можно обжечься, и что земное тяготение заставит падать, если неаккуратно стоять на стуле, например.
Если считать, что миелин «зря идет в расход», чтобы усилить нейронные связи конкретно у молодежи, то необходимо понять, что так сделано природой по эволюционным причинам, которые вполне доказаны. Большую часть истории человек заводил потомство сразу, как достигал половой зрелости. Ему требовалось разрешить самые первые и актуальные вопросы, обеспечивающие жизнь их детей. Во взрослые годы он больше пользовался новыми нейронными цепочками, чем изменял уже имеющиеся.
Как только человек достигает полового созревания, миелин в его организме снова начинает активно формироваться. Это возникает потому, что млекопитающему нужно заново настроить мозг, чтобы найти самого лучшего «супруга». Зачастую во время спаривания происходит миграция животных в новые группы.
В связи с этим им нужно привыкнуть к новым соплеменникам и к новому месту жительства, чтобы найти еду. Чтобы найти пару, человек тоже часто должен переходить в новые племена или кланы и изучать новые традиции и культурные ценности.
Повышенная выработка миелина при половом созревании дает «старт» всем этим процессам. Естественный отбор сделал мозг таким, что конкретно в это время изменяется ментальная модель окружающего мира.
Все целенаправленные и постоянные действия в период «миелинового расцвета» строят сильные и хорошо ветвящиеся нейронные цепочки в мозге. Потому так часто гении обнаруживаются в детские годы. Потому малыши так мастерски пролетают на горных спусках мимо взрослых людей, пытающихся освоить аналогичный, но такой тяжелый для них навык. Потому так сложно изучать иностранные языки после периода юности.
Взрослые могут запомнить иностранные слова, однако, чаще всего они не могут осуществлять быстрый их подбор, чтобы выразить собственные мысли. Так случается по той причине, что концентрация вербальной памяти находится в тонких нейронах, которые не покрыты миелиновой оболочкой. Прочные сильные нейронные пути, покрытые миелином, занимаются высокой мыслительной активностью, потому новым электроимпульсам трудно найти свободные нейроны.
Колебания активной работы организма в миелинизации нейронов помогают понять, по какой причине у человека появляются сложности в разном возрасте. Не стоит забывать, что мозг человека не становится полностью зрелым на автомате. Потому нередко можно услышать, что подростковый мозг еще не совсем сформирован. Мозг покрывает миелином все, что было в жизни. Поэтому, если на жизненном пути подростка вдруг случится, например, вознаграждение, которое он не заслужил, то он крепко запомнит, что наградить его могут и без участия в деле, не приложив никаких усилий.
Некоторыми родителями прощается деструктивное подростковое поведение, они считают, что «мозг ребенка еще не до конца сформировался». В связи с этим является важным целенаправленный контроль впитываемого подростками жизненного опыта. При позволении еще не совсем взрослому человеку избегания ответственности за собственные действия, у него может сформироваться разум, ожидающий, что можно уклониться от такой ответственности и в будущем.
© Екатерина Тур, 2019-2025. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев