09.1936 г. Москва) — советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка РСФСР (1973). Народная артистка РСФСР (1984).
Алла Демидова — советская и российская актриса театра и кино, которая получила популярность благодаря выступлениям в Театре на Таганке и вошла в историю российского искусства как одна из самых стильных звезд сцены и экрана. Даже сейчас, в зрелом возрасте, артистка, фото которой украсили многие киноиздания, сохраняет репутацию символа интеллигентности и остается иконой стиля.
Детство и юность
Алла Сергеевна родилась в Москве 29 сентября 1936 года. Отец актрисы Сергей Алексеевич, родом из семьи золотопромышленников, в годы Великой Отечественной войны погиб на фронте при освобождении Варшавы, и дочь практически не сохранила воспоминаний о папе. Вырастила девочку одна мама — Александра Дмитриевна. Женщина работала в МГУ, где занималась экономическим программированием.
Демидова уже в 5-летнем возрасте была уверена, что станет актрисой. Для реализации этой мечты девочка выступала в школьном драмкружке, где играла преимущественно мальчишеские роли. В молодости Алла подала документы в Театральное училище имени Бориса Щукина, но Аллу не взяли из-за дикции — девушка слегка шепелявила.
В расстроенных чувствах москвичка поступила на экономический факультет МГУ и всеми силами старалась забыть о детской мечте. После выпуска Демидова даже некоторое время преподавала: вела семинары по политэкономии. Но затем Алла решилась на вторую попытку и стала студенткой Щукинского училища. Хотя и на этот раз дикция актрисы осталась небезупречной, несмотря на занятия с логопедом.
Театр
Тем не менее театральное училище Алла Демидова окончила с отличием и получила приглашение в Театр на Таганке. Но сама стремилась в другой коллектив — в Театр имени Евгения Вахтангова. Второй раз в жизни актриса испытала сильнейшее разочарование: ей снова отказали, как когда-то в приемной комиссии вуза.
Пришлось соглашаться на «Таганку». Возможно, внутреннее нежелание на тот момент работать с Юрием Любимовым сыграло свою роль, но дебют на сцене в спектакле «Герой нашего времени» оказался настоящим провалом. Такое выступление, естественно, отразилось на дальнейшей творческой биографии актрисы.
После этого режиссер долгое время использовал исполнительницу только в массовых сценах. Впрочем, зрители даже в незначительных ролях стали замечать интересную манеру Демидовой, отмечали пластику, жесты и взгляд, который Любимов называл «хорошо отработанным выражением утомленной иронии в глазах». Благодаря таланту Алла Сергеевна еще до расцвета популярности получала театральные премии за роли в спектаклях «Час пик» и «Гамлет» (в последнем она играла с Владимиром Высоцким).
В 1986 году в коллективе театра начались разногласия, и Демидова приняла решение покинуть сцену, ставшую родной. Она недолго сотрудничала с Романом Виктюком, а в начале 90-х годов организовала собственный «Театр А», который специализируется на классике и особенно на античной драматургии.
В 2016-м артистка стала лауреатом премии «Звезда театрала» в почетной номинации «Легенда сцены». А через год Алла Сергеевна получила Гран-при журнала «Сноб» «Сделано в России – 2017» за Кирилла Серебренникова.
Сам художественный руководитель «Гоголь-центра» в это время оказался под домашним арестом после обвинения в хищении государственных средств. Актриса произнесла по этому поводу речь, в котором назвала происходящее трагической ошибкой.
В ноябре того же года в БДТ имени Г. А. Товстоногова прошел спектакль «Анна Ахматова. Поэма без героя», постановщиком которого выступила сама Демидова в соавторстве с Серебренниковым, а сыграли в нем актеры «Гоголь-центра». Проект создавался по стихам Ахматовой, отрывкам «Реквиема» и «Поэмы без героя», а также по книге Аллы Сергеевны «Ахматовские зеркала», изданной в 2004 году.
Визуальная составляющая новой постановки была взята из идей, высказанных в книге Демидовой: эхо, появление в зеркалах двойника, обрывки бумаг, тени и образы тех, кто стал частью знаменитого ахматовского произведения.
Фильмы
Кинодебют Аллы Демидовой состоялся в 1957 году — она снялась в драме «Ленинградская симфония». Но эту работу, как и несколько следующих, сама актриса называет «просто разведкой», так как к кино Алла тогда относилась с подозрением. А полноценным дебютом Демидова считает съемки в биографической драме «Дневные звезды» о ленинградской писательнице Ольге Берггольц.
После этого фильма актриса уже снималась много и плодотворно. На ее счету и жизненная трагедия «Ты и я», и детектив «Собака Баскервилей», и классические экранизации «Чайка» и «Щит и меч». Особняком в фильмографии Демидовой стоит фантастическая лента «Бегство мистера Мак-Кинли», где она снова смогла сыграть вместе с любимым партнером Владимиром Высоцким.
В 90-е годы Алла Сергеевна попала в число артистов, которые не очень много снимались в период кризиса отечественного кино. Роли ей предлагали, но играть матерей новых русских ей было совершенно не интересно. А вот в 21-м веке картины с участием Демидовой стали снова появляться на экранах. Прежде всего нужно обратить внимание на ее роль состоятельной вдовы в мелодраме «Настройщик», трагикомедию «Русские деньги», являющуюся экранизацией пьесы Александра Островского, и комедию Киры Муратовой «Вечное возвращение». В этом фильме партнером актрисы стал легендарный Олег Табаков.
В июне 2017 года Алла Сергеевна появилась в роли Бабы-яги в сказочной драме «Мешок без дна», премьера которой прошла на Московском международном кинофестивале. Фильм снят по мотивам новеллы Рюноскэ Акутагавы «В чаще». Действие первого слоя разворачивается, когда страной правит русский император Александр II. Фрейлина княжеского двора рассказывает сказку, в фантастическом мире которой и происходит главный сюжет о мистическом убийстве Царевича в лесу. Ранее у актрисы уже был опыт съемок в детских фильмах — в сказке «Аленький цветочек» режиссера Ирины Поволоцкой Демидова сыграла колдунью.
Концерты
Параллельно с участием в театральных постановках и съемках в фильмах Алла Сергеевна давала концерты, авторские программы, позволяя поклонникам насладиться неповторимой манерой речи. Традиционно на таких встречах со зрителями актриса читала ахматовские «Реквием» и «Поэму без героя», а также демонстрировала оригинальное прочтение стихотворений русских классиков Золотого и Серебряного веков. Часто голос исполнительницы дополняло музыкальное сопровождение.
Формат таких поэтических концертов, по признанию Демидовой, подсказал итальянский театральный режиссер Джорджо Стрелер. В конце 80-х Алла Сергеевна приехала по его приглашению в Милан, где итальянец впервые предложил ей провести творческий вечер — он сам подготовил и оформил сцену, позвал переводчицу. С этого времени артистка старалась строить выступления по такому же принципу. Тогда же сформировалась и «отстраненная манера» подачи материала.
На концертах Демидова не пользуется микрофоном — училась такому мастерству у актеров японского театра Кабуки. Также исполнительница использует принцип чтения текста с листа, говоря о том, что это особый ритуал, подобный тому, что проделывал пианист Святослав Рихтер, приходя на концерт с нотами, но зная музыкальный «текст». Критики отмечали, что такие авторские программы помогли актрисе раскрыть потенциал наиболее полно и ярко.
Книги
В начала 80-х Алла Сергеевна попробовала себя в качестве писательницы. Темами авторских книг становился театр, люди, с которыми работала Демидова, другие творческие личности. Артистка не обошла вниманием персону Владимира Высоцкого, с которым была дружна долгие годы. Ярким событием в литературном творчестве Демидовой стала книга «Ахматовские зеркала», раскрывшая художественный мир творений русской поэтессы.
В 2016-м Алла Сергеевна издала книгу «Ностальгия — это память», составила сборник из стихов Анны Ахматовой «Дикий мед» и написала к нему предисловие. Популярностью у читателей пользовалось и сочинение артистки «Итальянские путешествия». Через 2 года свет увидело новое творение Демидовой «Всему на этом свете бывает конец...».
Личная жизнь
Демидова — одна из самых таинственных актрис прошлых поколений. Алла Сергеевна — строгая женщина, к которой часть коллег элементарно боится лишний раз обращаться. Что же говорить о поклонниках-мужчинах, которые часто просто пугаются духовной силы этой удивительной актрисы.
Тем не менее с собственным единственным мужем Алла Сергеевна прожила более пятидесяти лет. Супруг актрисы тоже весьма известная личность. Владимир Валуцкий знаком кинолюбителям как автор сценария знаменитых картин «Зимняя вишня», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Адмиралъ» и других.
Сама Демидова не считает свою личную жизнь слишком счастливой, ведь супруг не раз увлекался другими женщинами и даже имел вне брака дочь Александру от актрисы Надежды Репиной. Но Алла прощала измены и сохранила семью вплоть до смерти мужа, хотя собственных детей так и не родила.
Алла Демидова сейчас
В 2021 году вышел документальный фильм Любови Аркус «Кто тебя победил никто», посвященный юбилею артистки. В картину вошли документальные кадры творческого наследия Демидовой, откровенные признания актрисы, интервью с режиссерами, работавшими с Аллой Сергеевной.
Фильмография
1957 - Ленинградская симфония - студентка на лекции
1961 - Девять дней одного года - студентка (в титрах не указана)
1964 - Что такое теория относительности? - учёный-физик
1965 - Комэск - Лидия Васильевна Линяева
1966 - Дневные звёзды - Ольга Берггольц
1967 - Стюардесса - Ольга Ивановна
1968 - Живой труп - Лиза Протасова
1968 - Служили два товарища - комиссар
1968 - Степень риска - Женя
1968 - Шестое июля - Мария Спиридонова
1968 - Щит и меч - Ангелика Бюхер
1968 - Четвёртый папа - воспитательница
1969 - Чайковский - Юлия фон Мекк
1970 - Чайка - Ирина Николаевна Аркадина
1971 - Возмездие
1971 - Вся королевская рать - Анна
1971 - Иду к тебе - Леся Украинка
1971 - Ты и я - Катя
1972 - Визит вежливости - Нина Сергеевна
1972 - Стихи о Прекрасной даме
1974 - Выбор цели - Джейн
1974 - Зеркало - Елизавета Павловна
1975 - Бегство мистера Мак-Кинли - потаскушка
1976 - Всегда со мною - Елена Игнатьевна Смысловская
1976 - Легенда о Тиле - Катлина
1976 - Повесть о неизвестном актёре - Ольга Сергеевна Светильникова
1977 - Аленький цветочек - Колдунья
1977 - Любовь Яровая - Павла Петровна Панова
1978 - Отец Сергий - Пашенька
1979 - Стакан воды - Герцогиня Мальборо
1981 - Звездопад - мать Лиды
1981 - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей - Лора Лайонс
1982 - Пиковая дама - рассказчик
1984 - Александр Блок. Родина - читает стихи Александра Блока
1984 - Время отдыха с субботы до понедельника - Анна
1985 - Дети солнца - Елена Николаевна Протасова
1985 - Испытатель - Елена
1987 - Крейцерова соната - пассажирка
1988 - Осень, Чертаново - кинорежиссёр
1992 - Бесы - Марья Тимофеевна Лебядкина
1997 - Маленькая принцесса - мисс Минчин
1998 - Незримый путешественник - императрица Елизавета Алексеевна
2002 - Письма к Эльзе - Эльза
2004 - Настройщик - Анна Сергеевна
2004 - Смерть Таирова - Алиса Георгиевна Коонен
2006 - Русские деньги - Меропия Давыдовна Мурзавецкая
2012 - Вечное возвращение - Она
2014 - Яхонты. Убийство - Баба-яга
Озвучивание мультфильмов:
1983 - Путь в вечность — читает текст
1987 - Школа изящных искусств. 1. Пейзаж с можжевельником — читает текст
Библиография:
1980 - Вторая реальность
1988 - А скажите, Иннокентий Михайлович...
1989 - Владимир Высоцкий
1993 - Тени зазеркалья
2000 - Бегущая строка памяти
2004 - Ахматовские зеркала
2007 - Заполняя паузу (переиздание книги «Бегущая строка памяти»)
2008 - В глубине зеркал
2010 - Письма к Тому
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1