Чехов Антон Павлович — величайший российский писатель, талантливый драматург. Он добился почётного звания академика Императорской Академии наук. Его труды переведены более, чем на сто языков мира. Произведения Чехова стали классикой не только русской, но и мировой литературы, а его пьесы и сейчас идут на мировых театральных сценах. Особенно, всемирную известность приобрели такие его работы, как: «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры». За годы своего творчества писателем было создано больше, чем 300 разных произведений. Это и пьесы, и занимательные повести, рассказы. Произведения Чехова – образец лаконичности формы и глубины смысла.
Будущий писатель родился 17 (29) января 1860 года на юге России, в Таганроге, в большой купеческой семье. Глава семейства, Павел Егорович, продавал бакалейные товары. Он был человеком набожным, но крутого нрава, и его пять сыновей и дочь рано начали трудиться. С пяти утра они пели в церковном хоре, а вечерами сторожили отцовскую лавку.
В восьмилетнем возрасте Чехов поступил в таганрогскую гимназию, которая в наши дни носит имя писателя. Именно здесь, в стенах одного из старейших учебных заведений юга России, юный Антон Чехов начал писать рассказы и даже обзавёлся первым из своих многочисленных псевдонимов – Антоша Чехонте. Молодой гимназист страстно полюбил литературу и сцену: он выпускал юмористический журнал, участвовал в домашних спектаклях своих друзей, не пропускал постановок таганрогского театра.
В 1876 году, когда Чехову исполнилось всего 16 лет, отец его разорился, продал имущество и уехал с семьёй в Москву. Антон остался в Таганроге, чтобы окончить гимназию. Он жил у бывшего квартиранта своих родителей и зарабатывал на жизнь частными уроками. В 1879 году Чехов поступил в Московский университет. Он выбрал профессию врача и уже с 1882 года погрузился в медицинскую практику – начал помогать докторам Чикинской больницы в подмосковном Воскресенске (ныне Истра). В этой же лечебнице Чехов продолжил работать и после окончания в 1884 году университета. Затем молодой врач перебрался в Звенигород и на некоторое время возглавил местную больницу.
Становление Антона Чехова как литератора
В 1880 году на страницах сатирического журнала «Стрекоза» появился первый печатный рассказ А.П. Чехова под названием «Письмо учёному соседу». Чехов писал много и быстро, и за этим дебютом последовали публикации коротких юмористических рассказов и фельетонов в различных московских и петербургских изданиях. В начале 1880-х миниатюры Чехова выходили под разнообразными псевдонимами (Антоша Чехонте, Человек без селезёнки и др.), что было характерной чертой жанра. Вскоре Чехов «перерос» фельетоны, водевили и юморески. Со второй половины 1880-х темы его произведений стали серьёзнее, автора всё больше занимал трагизм обыденной жизни. В эти годы зародился интерес Чехова к повседневности, начала проявляться та особенная «бессобытийность» чеховской прозы, которую впоследствии будут отмечать многие критики.
К концу 1880-х гг. юмористические миниатюры уступили место повестям. «Степь» и «Скучная история», опубликованные в толстых журналах, принесли Чехову литературную славу. Вышедший в 1887 году сборник рассказов «В сумерках» был отмечен Пушкинской премией Императорской Санкт-Петербургской академии наук. К этому же времени относится и первое серьёзное драматургическое произведение А.П. Чехова – пьеса «Иванов». Рассказы конца 1880-х сочетали в себе подчёркнуто бесстрастное описание малозначительных событий повседневности и сквозящую в них глубокую трагичность («Спать хочется»).
Писательская деятельность. Творчество Чехова
В 1890 году Чехов отправился в путешествие на Сахалин, длившееся почти год. Писатель проехал через всю Сибирь, несколько месяцев прожил на острове, много общаясь с его ссыльными обитателями, провёл перепись населения, а затем морем вернулся домой. По свидетельству самого Чехова, поездка на Сахалин оказала огромное влияние и на его мировоззрение, и на его творчество.
По возвращении Чехов в течение пяти лет работал над книгой «Остров Сахалин» – путевыми заметками, в которых из отстранённых описаний и статистических данных вырос невыразимый ужас автора перед бесправием, унижениями и нищетой каторжников и их семей. Рассказы о жизни арестантов и сцены жестоких телесных наказаний перемежаются в книге с подробной статистикой заболеваний, которыми страдало население острова, и этнографическими заметками о коренных жителях Сахалина айнах. 1890-е годы писатель провёл в Москве и подмосковном имении Мелихово. Два московских года были отмечены общением со многими литераторами и деятелями искусства. В Мелихове, куда Чехов перебрался в 1892 году, он написал знаменитые рассказы «Дом с мезонином», «Человек в футляре», повесть «Палата № 6», пьесу «Чайка» и более 30 других произведений.
В творчестве Чехова в эти годы всё больше проявлялся интерес к особому типу драматургического действия, а вернее – своеобразного бездействия. Вопреки традициям драматического жанра, в центре чеховских пьес находились не критически меняющие жизнь героев события, а повседневные мелочи. Театр Чехова – это быт героев, малозначащие диалоги, медленно развивающееся действие, за которым скрывается глубокая лиричность и сложные переживания чеховских персонажей, их разобщённость и неразрешимые внутренние конфликты.
Герои Чехова часто «не слышат» друг друга, их диалоги рассыпаются на отдельные реплики, сочетание которых создаёт причудливую смысловую игру – порой комическую, а порой и трагическую. Интерпретацию этих реплик, проникновение в психологию персонажей и постижение внутреннего конфликта бесстрастный драматург оставляет читателю и зрителю. Годы жизни в Мелихове Чехов провёл не только в литературной, но и в общественной работе. Он продолжал частную медицинскую практику, боролся с холерой в качестве санитарного инспектора, принимал участие в делах земства, строил школы, занимался благотворительностью. Писатель и врач, общественный деятель и частный человек сосуществовали в его натуре. Успевал Чехов и путешествовать по Европе: он побывал в Австрии, Италии, Франции и других странах.
В 1898 году писатель встретил Ольгу Леонардовну Книппер – актрису Московского художественного театра, на сцене которого ставились пьесы к тому времени уже знаменитого драматурга.
В 1901 году Чехов и Книппер заключили брак, однако жили почти всегда порознь: Ольга – в Москве, где она играла на театральной сцене, Антон – в Ялте. Лишь изредка Чехов приезжал в Москву к супруге, но в разлуке он писал ей множество нежных и забавных писем, полных любви.
В конце 1890-х гг. Чехов, у которого всё сильнее проявлялись симптомы туберкулёза, купил дом в Ялте и перебрался к морю. На ялтинской даче, где впоследствии сестра Чехова Мария откроет музей писателя, были написаны все важнейшие произведения поздних лет, в том числе пьесы «Три сестры» и «Вишнёвый сад». В 1899 году указом императора Николая II писатель удостоился ордена Святого Станислава 3-й степени, а с ним и дворянства, в 1900 году стал почётным академиком по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности Академии наук. В 1902 году Чехов вместе с В.Г. Короленко откажется от этого звания в знак протеста против царского указа об исключении из числа академиков Максима Горького.
По всей видимости, Чехов заболел туберкулёзом ещё в детстве или ранней юности. Диагноз он, как врач, поставил себе сам. Нередко случались обострения, а с 1884 года писатель страдал кровотечениями из правого лёгкого и неуклонно слабел. Здоровье его было подорвано непростым детством, трудным путешествием по Сибири и Сахалину, тяжёлой врачебной работой и огромными эмоциональными нагрузками.
С конца 1890-х годов болезнь Чехова неуклонно прогрессировала. В 1904 году писатель уехал на немецкий курорт Баденвайлер, чтобы лечиться от чахотки. Там в ночь на 2 (15) июля 1904 года наступила смерть Антона Павловича Чехова. По воспоминаниям супруги, перед смертью писатель попросил бокал шампанского и послал за доктором, в присутствии которого ясно и уверенно произнёс ставшие знаменитыми последние слова: «Ich sterbe» (нем. «Я умираю»). Тело писателя поездом доставили в Москву и при большом стечении народа похоронили на Новодевичьем кладбище.
Произведения Антона Павловича Чехова признаны классикой мировой литературы и переведены на сотню языков. Его пьесы вот уже более 100 лет не сходят со сцен театров, а влияние, которое он оказал на драматургию и театральное искусство, признается одним из самых значительных в XX веке. Писатель стал автором более 500 рассказов, повестей и пьес, не считая множества фельетонов и юморесок.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев