3 марта 2024 года в Перми прошел прощальный рейс трамвая КТМ-5.
3 марта 2024 года в Перми прошел прощальный рейс трамвая модели КТМ-5. Покататься на нем в последний раз можно было безплатно, но по регистрации, и пермяки заранее заняли все места. Рассказываем, как город простился с легендарным трамваем и что с ним будет дальше.
Вагон № 407 модели КТМ-5 незадолго до выхода на свой спецрейс в трамвайном депо «Балатово»
На линию трамвай вышел с ретротабличками: «Праздничный маршрут» и старым маршрутоуказателем 11-го маршрута. Садились на Разгуляе.
— Этот вагон проехал 1 миллион 600 тысяч километров. Он видел смену поколения пермяков, видел, как меняется наш город. — Запомните этот стук колес, скрежет открывающихся дверей: это наша история. Каждый на нем катался и вспомнит что-то очень доброе, личное.
— За всю историю трамваев КТМ-5 было выпущено почти 15 тысяч штук, это Мировой рекорд. Неудивительно, что для многих из нас этот вагон стал воплощением слова «трамвай», — заявил вагоновожатый. — Сегодня уходит целая эпоха, но эти КТМ-5 навечно останутся в нашей памяти.
На память о спецрейсе пассажиры получили и специальные билеты с катушки — а вы давно видели подобные?
Трамваи на улицах Перми.
1950-е - 1960-е годы.
В 1950-е годы открылись новые маршруты: до велозавода, до станции «Бахаревка», вдоль микрорайона Балатово до поселка Осенцы, где строился нефтеперерабатывающий комплекс. Были построены два трамвайных депо: «Красный Октябрь» в 1956 году и «Балатово» в 1958 году.
В 1960-е годы, кроме расширения трамвайной сети, проводились мероприятия по развитию электротранспорта, в том числе троллейбуса. Трамвайное управление было переименовано в Пермское трамвайно-троллейбусное управление. В ноябре 1964 года вышел первый номер многотиражной газеты «Электротранспорт». В 1966 году было открыто Городское профессионально-техническое училище № 52, в котором начали готовить водителей трамвая и троллейбуса.
Вагонный парк в 1960-е годы состоял преимущественно из трамваев марки «Кировский трамвай моторный/Кировский трамвай прицепной» (далее по тексту КТМ/КТП): КТМ/КТП-1 и КТМ/КТП-2. В 1963 году было начато строительство вагоноремонтного завода. В 1966 году на 2-м маршруте появились поезда из трёх вагонов.
В 1967 году открыт мост через реку Каму, на котором смонтированы трамвайные пути. В 1968-69 годах было принято решение убрать трамвайную линию в центре города с половины улицы Ленина, которая прилегает к вокзалу. Вместо трамвая там был запущен троллейбус № 7. Сама линия была перенесена на параллельную улицу Коммунистическую. Также была снята линия на половине улицы Карла Маркса, трамваи следовали по улице Горького и только потом поворачивали на улицу Карла Маркса. Была демонтирована линия к станции Пермь-I.
Трамвай на улицах Перми.
В 1967 году в Перми был открыт мост через реку Каму, на котором предусмотрительно смонтировали трамвайные пути. В декабре 1970 года через мост поехал первый трамвай 13 маршрута. Он проходил от кольца Горького, по улице Ленина, затем по улице Куйбышева переходил на Коммунистическую, с нее поворачивал на Попова, выходил на Камский мост, далее по шоссе (через болота) до Соснового Бора. До районов массовой застройки линия не доходила, так как не было подстанции.
Маршрут ходил только в тёплое время года и был популярен среди лыжников, грибников и пассажиров, желающих попасть на пляж. В 1980-х годах маршрут работал с лета по октябрь. Маршрут №13 просуществовал до 1987 года, после чего был свернут из-за неудовлетворительного состояния рельсового пути. Однако, рельсы были демонтированы только в середине 1990-х годов.
В 1976 году линия была продлена к новым химзаводам линия, которая шла в Осенцы. Участок между заводами и Осенцами трамваи проходили со значительной скоростью, поэтому линию называли «скоростным трамваем» маршрута № 14.
Существующая сеть трамвайных линий в основном была сформирована к середине 1970-х годов.
В 1980-е годы по улицам города курсировали новые бело-красные КТМ-5, чаще всего сцепки из двух или трёх вагонов. Отличительной особенностью пермского трамвая стали маршрутные таблички с номером маршрута в разноцветных кругах.
В 1992-93 годах в Пермь поступили первые вагоны КТМ-8,
В 1999 году в Пермь поступили выгоны трамвая КТМ-8М (модернизированный).
После отправления от Разгуляя трамвай направился на разворотное кольцо на Висиме. Пассажиров стала обилечивать кондуктор: в качестве оплаты — улыбка, а на память — билет с ценой проезда «безценно».
В ходе поездки сотрудники Пермгорэлектротранса рассказали пассажирам историю вагонов этой модели в Перми. В нашем городе трамваи КТМ-5 поставляли с 1970 по 90-е года. С 1971 года вагоны стали сцеплять — они ходили поездами из двух, а иногда и из трех вагонов. Эту практику прекратили в 2000-х годах по мере спада пассажиропотока из-за автомобилизации города.
Ставший последним в Перми вагон № 407 модели КТМ-5 тоже работал в сцепке с другими
— Только в 1997 году введено кондукторное обслуживание пассажиров на трамвае, до этого билеты компостировались пассажирами самостоятельно. А потому новшество в виде безкондукторной системы оплаты проезда — отнюдь не новшество.
Неравнодушные пермяки от мала до велика заполнили салон КТМ-5, среди них были и те, кто работал в этих трамваях водителями и кондукторами.
Все желающие могли оставить пожелание Пермскому трамваю на листе ватмана.
— Этот вагон № 407 сохранится в качестве ходового музейного экспоната. Также КТМ-5 останется в виде трамвая-кафе. Конечно, это не пассажирский вагон, но прокатиться и услышать это арию колес, ощутить плавность движения можно в трамвае-кафе.
После разворотного кольца на Висиме трамвай поехал по одной из самых старых линий в городе: в 1929 году трамваи ходили от Мотовилихи до перекрестка Ленина с Куйбышева.
Объяснили пассажирам и почему время от времени в старых трамваях при движении ненадолго гасло освещение.
— Свет мигает, когда мы проходим токоразделы: напряжение на контактную сеть подается не на всём протяжении, а на отдельные участки, чтобы в случае ремонта можно было обезточить отдельный участок. Когда мы проходим токораздел, в контактной сети пропадает напряжение и в вагоне на короткое время гаснет свет. Аналогично происходит при прохождении трамвайных стрелок.
Ламповое освещение в трамваях КТМ-5 создавало особую атмосферу в салоне.
С 1991 года за вагоном № 407 была закреплена водитель Валентина Чечель. Она отработала на нем 32 года и управляла им в последний день регулярной работы в субботу, 2 марта.
— Я когда села на этот вагон, наш директор сказал, чтобы я на этом вагоне отработала до пенсии. Я сейчас всё еще работаю и вожу пассажиров, но уже на «Львятах», — рассказала Валентина Чечель. — Когда узнала, что мой вагон выходит на линию, что он такой красивый, пустила слезу и обрадовалась. Очень было приятно, что мне это всё доверяют.
Валентина Чечель за управлением вагона № 407 накануне прощального рейса.
Конечной остановкой спецрейса КТМ-5 стало депо «Балатово». После этого более получаса собравшиеся фотографировались в трамвае и рядом с ним. Отдельная очередь выстроилась из тех, кто хотел посидеть в кабине водителя.
Неравнодушные к КТМ-5 пермяки еще долго любовались вагоном перед его заходом в депо.
На задней части КТМ-5 нанесли символичную надпись: «Теперь это история»
В ноябре пермскому трамваю исполнилось 94 года - 7 ноября 1929 года в городе открылось первое трамвайное движение по маршруту №1 «Мотовилиха – ...
chitaitext.ru
КТМ-5 (71-605) — советский высокопольный четырёхосный односторонний трамвайный вагон. Первые прототипы этого трамвайного вагона были построены в 1963 году на Усть-Катавском вагоностроительном заводе (УКВЗ), а серийный выпуск продолжался с 1969 по 1997 год. Эта модель трамвайных вагонов производства УКВЗ более известна под названием «КТМ-5М3», которое было её официальным обозначением до июля 1976 года.
Аббревиатура «КТМ» обозначала «Кировский трамвай моторный», по наименованию завода-изготовителя. После 1976 года аббревиатурой «КТМ» неофициально называют все последующие серийные образцы продукции УКВЗ: трамвайные вагоны типов 71-608, 71-619 и 71-623 (соответственно, КТМ-8 и КТМ-19, КТМ-23).
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев