Московские триумфальные ворота
Их силуэт виден в перспективе проспекта издалека. Ведь они стоят на самой высокой точке
Московского проспекта, протянувшегося на девять километров.
Московские триумфальные ворота – это гигантский портик-пропилей. Он составлен из
двенадцати колонн дорического ордера, поставленных двумя рядами. Однако впечатление
монументальности достигается не размерами, а лаконизмом форм и точно найденными
пропорциями. Это самое крупное в мире архитектурное сооружение, собранное из чугунных
деталей.
Общая ширина ворот – 36 метров, высота – 24 метра.
Московские триумфальные ворота возвышаются в центре площади, от них площадь и
получила свое название.
Площадь образована в месте слияния Московского проспекта с Лиговским проспектом.
Раньше со стороны города перед воротами находилась площадь, обрамлённая полукруглой
металлической оградой, а с двух сторон колоннады стояли караульные будки. На этом месте
была первая по пути в Москву застава или Ближняя рогатка. Сейчас на площади установлен
памятный знак Московской заставы. О временах существования городских застав напоминает
Заставская улица, начинающаяся от Витебского проспекта и пересекающая Московский
проспект. При съезде с площади, слева, видна одна из многих сохранившихся «мраморных
верстовых пирамид», поставленных в 1774 году вдоль Царскосельского тракта архитектором
Антонио Ринальди. Расстояния отмечались от петербургского Почтамта.
Московские ворота. Открытка начала XX в.
Возведение триумфальных ворот на Московском проспекте (тогда шоссе) было обусловлено
всем историческим развитием и формированием города на Неве.
С самого основания Санкт-Петербурга существовало два тракта – две мощные артерии
морской столицы России. Первый – Нарвский вёл к западным границам, и Московский –
связывающий город-порт с древней столицей державы и её центральными областями.
После победоносных войн с Персией в 1826–1828 годах и с Турцией в 1828–1829 годах,
подавления польского восстания, а на самом деле настоящей войны, в 1830–1831 годах Николай I
отдал приказ об установке триумфальных ворот на въезде в Санкт-Петербург по Московской
дороге.
Вместе с этим в 1831 году Комитет для строения и гидравлических работ утвердил проект
новой площади на пересечении Московского шоссе и Лиговского канала (позднее проспекта).
Первоначально площадь собирались создать ближе к Обводному каналу. Но из-за переноса
границы Петербурга нашли новое место. Московские триумфальные ворота должны были стать
«заставой», въездом в город. У ворот заканчивалось Московское шоссе и начинался Московский тракт. продолжение следует.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев