Атиша Дипанкара, один из величайших буддийских ученых Индии, высказывался об этом просто чудесно. Он говорил: «Восемь вещей делают человека слабаком». Он имел в виду восемь мирских дхарм, или восемь ловушек, в которые мы попадаем:
— Желание победить,
— Нежелание проиграть.
— Желание признания,
— Нежелание бесславия.
— Желание похвалы,
— Нежелание осуждения.
— Желание удовольствия,
— Нежелание боли.
Они очень важны. Мы должны выучить их наизусть, чтобы время от времени проверять, не попадаем ли мы в одну из этих ловушек, или даже сразу во все.
Я это проверяю. Это ядро моей практики — проверять, не попадаю ли я в одну из этих ловушек.
Итак, мы должны исследовать, не попадаем ли мы в эти капканы. Я подвержен им всем, особенно желанию похвалы. Мне всегда нравится, когда меня хвалят, и это моя самая большая слабость. Я уверен, что это происходит со многими из нас; мелкие, поверхностные, бесполезные, нелепые слова похвалы могут сделать нас очень, очень слабыми.
То же самое касается осуждения; несколько дурацких и бессмысленных критических замечаний могут ранить нас навсегда.
Думаю, вы все знаете, о чем я говорю: о том, как мы обожаем побеждать и как ненавидим проигрывать; как мы любим внимание и как нам неприятно, когда нас игнорируют.
Все это — ловушки. Если мы попадем в одну из этих ловушек, мы лишимся силы.
Я постоянно попадаю в эти восемь ловушек. Я не хочу терять друзей, хочу похвалы, не желаю слышать критику, хочу больше учеников, хочу внимания и не хочу, чтобы меня игнорировали.
И что же я делаю?
Чтобы заполучить желаемое и избежать нежеланного, я в итоге массирую эго других. В идеале, если бы я был настоящим учителем, я бы говорил вам то, что вам нужно услышать, но это может быть довольно болезненно. Если я принимал свою роль духовного друга всерьез, это бы ранило ваше самолюбие.
Вся штука в том, что духовный путь требует преодоления эгоистичных желаний. Прошу прощения за эти слова, но это единственный выход.
Если мы практикуем Дхарму с такой мотивацией (мирские достижения), мы может и получим какие-то мирские блага, но не сможем использовать полный потенциал Дхармы.
Более того, мы даже не будем практиковать настоящую Дхарму — только Дхарму-фальшивку, Дхарму-подделку.
🍀 Кхьенце Норбу
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Не пытайтесь найти другое состояние, отличное от вашего нынешнего состояния. Иначе вы обрекаете себя на внутренний конфликт и неосознанное сопротивление.
Простите себя за то, что вы не пребываете в состоянии покоя. Когда вы полностью примете отсутствие покоя, это отсутствие превратится в покой. Полное осознание чего-либо возвращает человека в состояние покоя. Это и есть чудо сдачи.
Когда вы принимаете то, что есть, каждое мгновение становится лучшим мгновением вашей жизни. Это и есть просветление.
Приходит время, когда ты понимаешь, что ходишь по кругу. Одни и те же ситуации, одни и те же встречи. Разговоры ни о чем, фальшь, натянутые улыбки, с шаблонным вопросом – «Как дела? Как жизнь?» И тут ты понимаешь, что все это время ты ходил вокруг горы, а теперь созрел для подъема вверх на Вершину.
Когда ты решился взойти, ты начинаешь делать первые шаги вверх, но к тебе приходит ощущение груза, которое мешает тебе подниматься. Сделав передышку, ты открываешь свой рюкзак и видишь в нем ненужный хлам, груз. Достаешь и видишь, что это груз – сомнения, ты выкидываешь его вниз. Идешь дальше, вроде легче, но с каждым метром вверх, ты вновь ощущаешь груз. Открываешь рюкзак, а там – злость, обиды, страхи, вредные привычки. Выкинув всё, ты чувствуешь легкость. Но идя дальше, ты осознаешь, что ты одинок, а там внизу ты таким не был. Был шум, веселье, друзья и много таких, как ты.
Но к тебе приходит понимание, что всё это веселье – это иллюзия, маска с фальшивой улыбкой, скрывающая...ЕщёДорога в гору
Приходит время, когда ты понимаешь, что ходишь по кругу. Одни и те же ситуации, одни и те же встречи. Разговоры ни о чем, фальшь, натянутые улыбки, с шаблонным вопросом – «Как дела? Как жизнь?» И тут ты понимаешь, что все это время ты ходил вокруг горы, а теперь созрел для подъема вверх на Вершину.
Когда ты решился взойти, ты начинаешь делать первые шаги вверх, но к тебе приходит ощущение груза, которое мешает тебе подниматься. Сделав передышку, ты открываешь свой рюкзак и видишь в нем ненужный хлам, груз. Достаешь и видишь, что это груз – сомнения, ты выкидываешь его вниз. Идешь дальше, вроде легче, но с каждым метром вверх, ты вновь ощущаешь груз. Открываешь рюкзак, а там – злость, обиды, страхи, вредные привычки. Выкинув всё, ты чувствуешь легкость. Но идя дальше, ты осознаешь, что ты одинок, а там внизу ты таким не был. Был шум, веселье, друзья и много таких, как ты.
Но к тебе приходит понимание, что всё это веселье – это иллюзия, маска с фальшивой улыбкой, скрывающая печальное лицо. Ты точно решил, всё, дороги нет назад, только вперёд — вверх. Обернувшись, ты видишь уже не только линию горизонта, а новые красивые пейзажи, которые ты раньше не замечал и не мог представить, что они существуют. И вот, через некоторое время ты вдруг встречаешь человека, идущего чуть выше, но в том же направлении. Он тебя с улыбкой встречает и протягивает руку помощи. Но ты замечаешь, что не можешь протянуть руку. Ты открываешь рюкзак и достаешь — гордыню, бросаешь ее вниз, и она вдребезги разбивается о скалы. Ты протягиваешь руку, ты уже не одинок. И этот новый попутчик рассказывает тебе, что ещё лишнего выкинуть, а какие полезные и нужные инструменты-качества приобрести для дальнейшего восхождения на Вершину.
В итоге ты окончательно убеждаешься, что смысл не в хождении по кругу, в серости однообразия – а в движении, развитии, познании.