«Зависть (аль-хасад) является одним из нравов, (свойственных) иудеям; насколько же отвратительна зависть!
Зависть – это желание исчезновения даров Аллаха у другого.
Он желает человеку бедности, если Аллах одарил его имуществом; забывчивости и невежества – если Аллах одарил его знаниями; смерти детей и бесплодия жены – если Аллах одарил его детьми, и так далее.
Шейх-уль-Ислям, да помилует его Аллах, сказал: «Зависть – это неприязнь к милостям Аллаха к другому человеку» («Амрадуль-Кальби ва Шифауха», стр. 17).
Но если человек желает того, чтобы Аллах наделил его такими же дарами, то это не является греховной завистью, и на этот вид зависти (аль-гыйбта) указал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав:
«Зависть запрещена, за исключением двух случаев…» (Абу Дауд, №4903).
Зависть приносит много вреда, и можно перечислить тринадцать проявлений этого:
1. Она является одним из больших грехов, которые не прощаются посредством намазов, поста и милостыни: для прощения этих грехов необходимо покаяние.
2. За нее уготовано великое наказание; от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передается, что он сказал, хотя хадис является слабым:
«Зависть пожирает дела, как огонь – деревья» (Ибн Маджа, №4210).
3. Она является одним из качеств, присущих иудеям, а кто хочет обладать нравом, как у иудеев?!
4. Она противоречит братству в религии, так как завистник желает исчезновения даров Аллаха другому; верующий же желает брату того, чего желает себе.
5. Зависть является проявлением недовольства по отношению к предопределению Аллаха. Если бы он был доволен им, то сказал бы: «Таково предопределение Аллаха, значит, в нем есть благо».
6. Завистник, прибегаем к Аллаху от этого, каждый раз, когда видит, как Аллах кого-либо одаряет милостью, злится еще больше. Зависть – это огонь, который сжигает человека (изнутри).
7. Завистник следует по стопам шайтана. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не следуйте по стопам шайтана» (24:21).
8. Зависть пробуждает среди людей вражду и ненависть.
9. Она может привести к преступлению, ведь сын Адама убил своего брата из зависти к нему.
10. Из-за зависти человек перестает замечать милости Аллаха по отношению к нему самому и начинает пренебрегать ими. Поэтому ты можешь увидеть, что те, кого Аллах одарил милостями, которые даны немногим, не завидуют другим, так как завидует только тот, кто не видит даров Аллаха ему самому, иначе он бы не завидовал.
11. Зависть ослабляет и уменьшает веру.
12. Зависть отвлекает сердце от Аллаха и делает его черствым, так как он следит за чужими дарами, и каждый раз, когда он узнает о новой милости, его как будто бьют по лицу, и он отвлекается от поминания Всевышнего Аллаха и поклонения Ему.
13. Человек из-за зависти начинает скрывать чужие достоинства и милости Аллаха. Так поступают завистники; и когда при нем упоминают что-либо хорошее о том, кому он завидует, он говорит: «Да, это правда»; «Да, так и есть»,– но затем начинает перечислять его недостатки, чтобы покрыть достоинства тенью и затмить их.
Зависть между людьми, которые стремятся к мирскому, возможно, будет оправдана и прощена; но зависть между теми, кто получает знания, никогда не оправдывается.
Мы говорим так, как сказал Аллах, могущественен Он и велик: «Или же они завидуют тому, что Аллах даровал людям из Своей милости? Мы уже одарили род Ибрахима Писанием и мудростью и одарили их великой властью» (4:54).
Также Он, могущественен Он и велик, сказал: «Не желайте того, посредством чего Аллах дал одним из вас преимущество перед другими. Мужчинам полагается доля из того, что они приобрели, и женщинам полагается доля из того, что они приобрели. Просите у Аллаха из Его милости…» (4:32)
Просите у Аллаха из Его милости, и если увидите благо, то стремитесь к нему, чтобы опередить остальных».
«Шарху Хильяти Талибиль-‘Ильм, 241-244».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев