Категория: Фикх Создано 22.07.2013 11:44 Автор: Шейх Абдуджалил Афанди
Похороны умершего являются той областью, где больше всего перемешались нормы шариата и адата. Чтобы отделить зерна от плевел, вниманию наших читателей представляется статья шейха Абдулджалила-афанди Умаханова, посвященная вопросам погребения, которая была опубликована в газете "Нурул Ислам"
Именем Аллаха, нашего Создателя, благословение и приветствие Мухаммаду, свету наших очей и нашей надежде на спасение.
НЕМНОГО О СМЕРТИ
Дорогие братья и сестры! Смерть стоит за спиной каждого из нас, готовая схватить в самый неожиданный момент. Смерть, может быть, не была бы такой катастрофой, если бы после нее не начиналась жизнь в новой форме. А то, что она будет, несомненно, ибо так сказано в Коране и в священных хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В хадисе сказано: «Считайте себя одним из мертвых», что означает: все свои слова, дела и поступки надо делать с расчетом, как это отразится в загробной жизни. Если плохие, это будут невыносимые мучения, если хорошие – часть райских благ. Ведь в хадисе сказано: «Могила - это или яма из Ада, или сад из Рая». Словом от наших действий зависит, что мы себе приготовили.
Самая большая радость для мусульманина – это отделение души от тела, то есть смерть в состояние Имана – веры в Аллаха. Этот момент настолько важен, что многие великие шейхи, приближенные Аллаха умирали от разрывов сердца, боясь умереть вне Ислама, ибо в этом случае все пропадет и грозят вечные муки в Аду. Тому же, кто умрет с иманом, все облегчится.
НАХОДЯСЬ РЯДОМ С УМИРАЮЩИМ
Так что же в силах тех, кто находится рядом с умирающим? Во-первых, по возможности он должен быть в омовении, произнести вслух рядом с ним: «Ла илаха илла ллах». Окружающие должны только тактично напоминать ему эти слова, но ни в коем случае не навязывать и не настаивать, чтобы он их произносил, ибо раздраженный он может ответить отказом, что может стать причиной смерти вне имана, да побережет нас Аллах от этого. Кроме того, является сунной чтение над умирающим сур «Ясин» и «Ар-Рад`». Также показано, чтобы умирающий, по возможности читал суру «Ихлас». Эти аяты помогают ему перенести тяжесть отделения души.
Также мы должны стараться, чтобы умирающий думал об Аллахе только хорошее: что Аллах Милостив – простит его, что Он Милосерден – убережет его от Ада, что его милости над рабами нет границ, и что Аллах сжалится над ним и дарует ему Рай и т.д. это мнение в последний момент имеет решающее значение. В Коране сказано: «Я таков, как думает обо Мне Мой раб». В хадисе сказано: «Пусть не умрет кто-либо, кроме как имея об Аллахе хорошее мнение». В остальной же жизни над нами должен преобладать страх перед Аллахом. Это поможет нам уберечься от запрещенного.
О ЗАВЕЩАНИИ
Здесь необходимо сказать и о завещании, так как оно должно быть у каждого совершеннолетнего, а у тяжелобольного тем более. Вы видели глухонемых? Вот в таком состоянии будут все, кто умирает без завещания до самого Судного дня.
Человек может завещать по своему усмотрению только одну треть оставленной суммы. Будет хорошо, если он сам подсчитает сумму и выделит треть суммы, которую завещает. Куда же направить остальную сумму? Конечно же, туда где больше всего пользы умершему. Лучшим является расход на так называемый «садакатун джариятун», места общественного пользования, т.е., когда на эти средства подводится вода, строятся дороги, мосты, мечети. Вознаграждение ему будет идти столько, сколько будут стоять эти сооружения.
Обязанностью мусульман по отношению к усопшему является его полное омовение (купание), окутывание его в саван, совершение заупокойной молитвы (джаназа-намаз).
В завещании необязательно указывать оплату тем, кто моет покойника, роет могилу и т.д. На эти цели расходуются средства не из завещания, а из оставшегося имущества. Если, к примеру, умерший оставит 9 тыс. рублей, он может завещать на что-либо 3 тысячи, из оставшихся (тарика), делаются расходы на похороны, возмещают долги и т.д.
ПОГРЕБЕНИЕ УМЕРШЕГО
Хочется обратить внимание на одну ошибку, которая совершается повсеместно. Когда на могилу засыпается земля и имам читает «Талкин», он берет три раза в правую руку горсть земли и кидает в могилу, произнося: «Минха халакнакум…».
Обратимся к основной книге нашего (шафиитского) мазхаба[1], как над покойниками кладутся плиты, и до того, как могилу засыпают землей, на плиты со стороны головы три раза обеими руками бросают горсть земли и произносятся соответствующие слова. Только после этого засыпается земля. Затем читается «талкин».
Еще одна тонкость. Некоторые алимы указывают, что желательно читать суру «Инна анзалнаху» 7 раз на горсть земли и поместить ее на груди покойника.
После того, как заканчивается засыпание земли, необходимо читать «Тасбит». В книгах «Махали»[2], и «Фатхул Аллам»[3], указано, что является сунной, чтобы несколько человек стояли около могилы и просили для покойного «Тасбит». Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после погребения покойника встал около могилы и сказал: «Просите Аллаха, чтобы Он простил его, и просите ему тасбит, так как его сейчас допрашивают». Тасбит буквально – «крепко стоять», текст его прост: «Аллахумма сабитху г1алаль х1акъи ва лакъингьу х1ужжатагьу». Эти слова, как указано в книге «Махали», повторяются в течение одного часа и периодически, и примерно через 10 минут, произносят (после слова «…..х1ужжатагьу» - ред.) слово: «вагфирху». Если покойник женщина, то вместо слова «ху» произносится «ха».
Перевод: Аллах, укрепи его в истине и наставляй его на правильные ответы (на вопросы Мункар-Накира. – ред.). Братья, это очень ответственная ситуация, многие имамы, видимо из-за отсутствия времени, не читают его, но представьте в каком положении находится ваш родственник. Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прямо указал, что идет допрос, чтобы мы попросили Всевышнего помочь ему в ответе.
От правильных ответов в этот момент зависит то, в каком положении он будет в могиле. Если бы он не нуждался в нашей помощи и дуа, и если бы это ему не помогало, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не указал бы на это. Чем же обычно занимаются над могилой умершего в этот ответственный момент: читают зикр, суры: «аль-Ихляс», «аль-Фатиха» и т.д. Нет, мы нисколько не принижаем их достоинства. Но в данной ситуации теряя драгоценнее время и не выполняя указание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нам кажется это нецелесообразным. Если кто-то из алимов найдет указание целесообразности чтения зикра и др. на могиле вместо «тасбита», присылайте в редакцию со ссылкой на источник. Здесь могут возразить, сказав, что стоять на кладбище целый час трудно. Слово джамаат, как написано в книгах, означает три или более человек. Сразу после «талкина» пусть уходит основная масса, спасибо им, и пусть останутся самые близкие, которые больше всех жалеют покойника, и пусть просят своему близкому «тасбит» в течение одного часа. А зикр можно читать и в другом месте. Пусть Аллах направит всех нас на истинный путь.
Первая ночь считается самой тяжелой для покойника, и облегчить ее по мере возможности – наш долг. Есть такая молитва, которая совершается в первую ночь после смерти «салатул унс» - намаз привыкания. Имеет два ракаата, в каждом ракаате после суры «аль-Фатиха» читают «Аятуль курси» - 1 раз, затем – «Алхакумут-такасуру» - 1 раз и суру «аль-Ихляс» – 11 раз. После молитвы просим Аллаха, чтобы вознаграждения от этой молитвы дошли до могилы покойного. За эту молитву Аллах посылает множество ангелов со светом и подарками покойному, которые утешают и радуют его до Судного дня. И тот, кто выполнит эту молитву, получает такое же вознаграждение.
САДАКА И ЗИКР В ДЕНЬ ПОХОРОН
Также большое значение имеет садака, раздаваемая в день похорон. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Первая ночь в могиле самая тяжелая, проявите к умершему внимание и участие, раздавая за него садака». Большое значение имеет и зикр «Ла илаха илла ллах» 70000 раз.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев