Возможность наблюдать за ребенком
на протяжении ряда лет, вовремя начать коррекцию отклонений в речи
ребенка, умение влиять на ход развития речи в предметно-практической и
игровой деятельности ребенка может быть реализовано теми лицами, которые
постоянно взаимодействуют с ним: родителями ребенка, воспитателями
детского сада, гувернерами и др.
Основными задачами являются:
заинтересовать в общении;
научить подражать, воспроизводить речь.
Занятия надо начинать как можно раньше
Эффективной
оказывается помощь в возрасте от 2,5 до 5 лет, т.е. в период, когда
идет активное становление речевой функции. Мы не столько исправляем
речь, сколько формируем ее, направляя в нужное русло, стимулируя
положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате
можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до
поступления в школу.
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет.
Потребность в общении
Прежде
всего, необходимо добиться, чтобы у ребенка появилась потребность в
общении. Возьмите любимую игрушку вашего ребенка. Организуйте с ней
простейшую игру. Сопровождайте манипуляции с игрушкой звуками,
звукоподражаниями.
Помните, нельзя использовать прямые инструкции "Скажи", "Повтори"!
Имитация речи взрослого ребенком
Взрослый
во время проведения режимных моментов, в частности, во время одевания и
еды, многократно проговаривает эти названия, разворачивая перед
ребенком диалог-образец, в процессе которого исполняет роли
спрашивающего и отвечающего. Сначала многократно повторяется название
одного предмета, затем другого, по мере смены действий.
Например, достаем и надеваем на ребенка шубу.
Взрослый. Что мы достали? - Шубу.
Что это такое? - Шуба.
Что сейчас мы надели? - Шубу.
И
так проговаривается каждое слово по десять, пятнадцать, двадцать раз на
дню. Чем чаще, тем лучше, но всегда в процессе действий с этим
предметом. Просто так слова повторять бесполезно. Так может продолжаться
много дней, даже если на языке у вас медленно, но верно образуется
мозоль. Однако простое проговаривание может быть недостаточным, поэтому
взрослый фиксирует внимание ребенка не только на звучании слова, но и на
артикуляционных укладах.
Не бойтесь перехвалить ребенка. Если у
ребенка не получается, никогда не ругайте его. Наверное, это вы делаете
что-то неправильно.
Общение
Во-первых, используются
альтернативные вопросы, типа: "Какую игрушку тебе дать, зайчика или
куклу?" Ребенок должен услышать подсказку в вопросе и повторить нужное
ему слово.
Во-вторых, общение в ходе выполнения поручения.
Взрослый просит ребенка принести ту или иную игрушку, предмет посуды,
предварительно переставив его с привычного на недоступное для ребенка
место, например, на верхнюю полку шкафа. При этом важно предусмотреть,
чтобы ребенок сам не мог достать предмет, и был вынужден обратиться к
взрослому. Взрослый в свою очередь стимулирует обращение ребенка: "Что
ты хочешь взять? Машину? Как надо попросить? — Дай машину..." В качестве
поощрения ребенок получает искомое. Третий вид коммуникативных ситуаций
— опосредованное общение с игрушкой или с животными. В процессе игры
типа "Дочки-матери", "В гостях у куклы Кати" и т.п. или ухода за
животными и птицами, живущими у вас дома или в детском саду, взрослый
поощряет ребенка к простейшим высказываниям: "Попроси у куклы чашку.
Дай, Катя, чашку"; "Уложи мишку в кровать. Споем ему песенку. Баю-бай,
мишка, баю-бай".
Не считайте, что ребенок все делает вам назло!
Подумайте, может быть, вы не все делаете правильно? Может быть, его надо
по-другому воспитывать?
Одной из форм стимуляции потребности в
речевом общении является похвала как положительное подкрепление
достижений ребенка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные
восклицания. Очень полезно рассказывать о достижениях ребенка в его
присутствии другим членам семьи.
Формирование пространственного понимания
Формирование
пространственного понимания предложно-падежных конструкций на бытовом
уровне с предлогами "в", "на", "под". Занятия проводят в виде игры или в
процессе игры, после того, как у ребенка сформирован достаточный
словарный запас, и он активно общается с взрослыми.
Следите, чтобы игра и общение с вами доставляли ребенку удовольствие!
Ребенку
даются задания: "Положи пирамидку в стол", "Положи пирамидку на стол",
"Положи мяч в ящик", "Положи мяч на ящик", "Поставь машинку на стул",
"Поставь машинку под стул". Взрослый голосом выделяет предлоги,
произнося их громче и в несколько замедленном темпе, тем самым, фиксируя
внимание ребенка на них. Если ребенок не понимает, что от него
требуется, взрослый сам выполняет это действие, оречевляя его и повторяя
предлог несколько раз подряд. После этого взрослый опять просит
выполнить ту же инструкцию.
Не конфликтуйте с ребенком, если от
этого не зависят его жизнь и здоровье! Вам еще долго растить вашего
ребенка и вместе решать много проб?6?
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев