Координационный Совет политических партий и общественных объединений Республики Южная Осетия, ознакомившись с «Проектом Договора между РФ и РЮО о союзничестве и интеграции», представленном на государственных информационных носителях 31.01.2015, изучив его статьи и отдельные положения, считает необходимым довести до сведения югоосетинской общественности свои выводы.
По мнению Координационного Совета, Проект содержит в себе статьи, которые находятся в противоречии с Конституцией Республики Южная Осетия и некоторыми нормами действующего законодательства РЮО. В ряду статей Проекта также есть положения, по мнению КС блокирующие возможности экономического становления Южной Осетии.
КС выражает свою крайнюю обеспокоенность на предмет того, что представленный Проект по-прежнему содержит в себе элементы отхода от широкого межгосударственного договора между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией от 17.09.2008 года - Договора Признания.
Рассмотрим некоторые статьи представленного Проекта.
Пункты 1 и 2, ст.2 Проекта гласят:
1. Договаривающиеся Стороны, учитывая сложившуюся в регионе военно-политическую ситуацию, наличие реальной угрозы миру и безопасности в регионе, формируют единое пространство обороны и безопасности.2. Российская Федерация обеспечивает оборону и безопасность Республики Южная Осетия, включая защиту и охрану Государственной границы Республики Южная Осетия. С этой целью отдельные подразделения Вооруженных Сил и органов безопасности Республики Южная Осетия входят в состав Вооруженных Сил и органов безопасности Российской Федерации по согласованию Договаривающихся Сторон.Порядок вхождения отдельных подразделений Вооруженных Сил и органов безопасности Республики Южная Осетия в состав Вооруженных Сил и органов безопасности Российской Федерации, порядок их функционирования, применения и обеспечения определяются отдельным соглашением, которое Договаривающиеся Стороны обязуются заключить не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Договора.
В виду того, что в данном случае понятие безопасности оформлено без конкретного указания ее как внешняя, создается правовая возможность осуществления российскими органами безопасности, мероприятий внутреннего характера, в отношении граждан РЮО.
Координационный Совет считает, что данное положение вступает в существенное противоречие со ст.1 Конституции РЮО, которая гласит, что «Республика Южная Осетия – суверенное демократическое государство.
В суверенном государстве, на его территории, воздействие на граждан этого государства со стороны структур органов правопорядка и безопасности, может осуществляться исключительно органами правопорядка и безопасности этого государства. Осуществление мероприятий подобного рода в отношении граждан суверенного государства, на его территории, со стороны структур органов правопорядка и безопасности иностранного государства, недопустимо.
П.1 ст.3 Проекта гласит:
- Пункты пропуска через российско-югоосетинскую государственную границу упраздняются. Осуществляется свободное пересечение российско-югоосетинской государственной границы с учетом ограничений, устанавливаемых по соображениям безопасности.
Координационный Совет приветствует режим упрощенного пересечения госграницы между РЮО и РФ, как для граждан обоих государств, так и для провоза разрешенных к обороту категорий товаров.
Наряду с этим КС считает, что с полным упразднением пунктов пропуска через госграницу между РЮО и РФ, граждане РЮО теряют возможности, в вопросах обеспечения безопасности территории РЮО.
Преимущества прекрасного географического положения республики, имея в виду наличие труднопреодолимого горного хребта по периметру северной границы РЮО, и фактической закрытости границы на юге, в случае правовой реализации данной статьи будут утеряны. Югоосетинские структуры безопасности, а соответственно народ Южной Осетии, потеряют механизм эффективного контроля потока въезжающих на территорию РЮО.
Полное упразднение пунктов пропуска через госграницу РЮО, повлечет за собой и размытие понятия суверенной экономической территории РЮО. В данном случае всем нужно четко осознать, что утеря возможности функционирования пункта пропуска на каком-либо участке государственной границы, автоматически ведет к утере возможности применения государством норм таможенного регулирования на своей территории, что в свою очередь является утерей возможностей к созданию и реализации эффективных программ экономического развития государства. То обстоятельство, что без наличия самостоятельной таможенной политики эффективное экономическое развитие территории невозможно, является аксиомой.
Упразднение пунктов пропуска может приобрести особую актуальность и в свете нарастающей, трудно предсказуемой экономической ситуации, когда Южной Осетии, возможно, придется в целях обеспечения продовольственной безопасности РЮО, вводить ограничения на вывоз сельхозпродукции с территории Республики.
КС считает, что Республика Южная Осетия должна всегда сохранять механизмы таможенного регулирования, осуществлять суверенную экономическую политику в интересах народа Южной Осетии. Практическая реализация изложенного выше будет невозможна, если РЮО допустит упразднение пунктов пропуска на любом из участков госграницы РЮО.
Сюда же следует отнести п1.ст.5 Проекта, которая обязывает таможенные органы Республики Южная Осетия к применению «законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, применения используемых в таможенных органах Российской Федерации средств автоматизации проведения таможенных операций, штатных программных средств, технологий в области таможенного дела, применяемых таможенными органами Российской Федерации».
Граждане РЮО должны понимать, что в этом случае правила ввоза и оформления в собственность товаров произведенных за пределами Российской Федерации (такие как производственное и промышленное оборудование, комплектующие, компоненты и сырье для производства, автомобили и иная спецтехника), будут осуществляться в соответствии с нормами Таможенного законодательства РФ.
В данном случае стоит внимательно проанализировать, насколько подобные условия будут способствовать прорывному экономическому развитию РЮО (исключительно необходимому для Южной Осетии) и материальному благополучию граждан Южной Осетии.
В целях гармонизации данного пункта, по мнению Координационного Совета, было бы целесообразным добавить завершающий пункт данной статьи, следующего звучания: «Договаривающиеся Стороны могут применять нормы таможенного регулирования по отдельным категориям и видам товаров».
В дополнение к сказанному стоит также отметить, что Координационный Совет усматривает в статье 3 представленного Проекта Договора, противоречия со статьями 11 Закона о Госгранице РЮО, и статьей 7 Таможенного Кодекса РЮО.
П.2 ст.4 Проекта гласит:
- Совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел осуществляет задачи:по организации обмена оперативно-значимой информацией с правоохранительными органами Российской Федерации и Республики Южная Осетия, а также ведению необходимых оперативных и криминалистических учетов;по формированию и ведению специализированного банка данных об организованных преступных сообществах, противоправная деятельность которых затрагивает интересы Договаривающихся Сторон;по сбору, обобщению и анализу информации в области борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений;по осуществлению межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговора;по содействию в реализации необходимых согласованных действий по борьбе с опасными видами преступлений, представляющих угрозу безопасности Договаривающихся Сторон;по выработке и представлению Договаривающимся Сторонам предложений по повышению эффективности сотрудничества.
Реализация пункта, о «межгосударственном розыске и выдаче лиц», в соответствии с Проектом будет возможна исключительно в одностороннем порядке, т.е. в отношении граждан РЮО. Российская сторона, в соответствии с ст.61 Конституции РФ, не может ни выдавать граждан РФ, ни высылать их со своей территории. Основной Закон РЮО, к сожалению, не содержит подобной нормы, соответственно «межгосударственный розыск и выдача лиц» будут осуществляться исключительно в отношении граждан РЮО.
Координационный Совет считает, что данное положение не может восприниматься как отвечающее интересам народа Южной Осетии, и не является способствующим максимальному обеспечению его безопасности.
Анализируя положения представленного Проекта, затрагивающие вопросы социального, страхового и медицинского обеспечения граждан, КС также считает, что в Проекте допущено одно очень важное упущение. Отсутствие в нем положений, которые бы позволяли, наряду с «сопоставимым» пенсионным обеспечением и зарплатами для отдельных категорий граждан РЮО, приравнять материальное, медицинское и страховое обеспечение граждан РЮО с определенными группами инвалидности, к соответствующим российским уровням, КС находит странным.
В завершающей части данного заявления, КС с особой тревогой сообщает - представленный Проект по-прежнему содержит в себе прямое указание на отход от Договора Признания, Договора между Республикой Южная Осетия и Российской Федерацией от 17.09.2008 года.
Объяснения со стороны разработчиков Проекта, со ссылками на тезисы «основываясь на Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, подписанном 17 сентября 2008 года в г. Москве» и «Российская Федерация будет всемерно способствовать развитию международных связей Республики Южная Осетия, включая расширение круга официально признавших ее государств», имеющие целью развеять опасения, о наличии в Проекте элементов отхода от Договора Признания, подобные тревогам Координационного Совета, к сожалению, имеют недостаточную аргументацию до тех пор, пока в Преамбуле Проекта вслед за тезисом начинающемся словом «основываясь», содержится тезис начинающийся словами «совершая переход на новый уровень».
Если Проект не несет в себе умысла отхода от Договора Признания, почему в данном тезисе слова «совершая переход на новый уровень межгосударственных отношений, союзничества и стратегического партнерства», не были заменены, например, словами «укрепляя основу межгосударственных отношений, повышая уровень союзничества и стратегического партнерства»?
О верности и обоснованности опасений Координационного Совета на этот счет, говорит, к примеру, текущая трактовка российскими СМИ отношений между Россией и Абхазией. В частности в материале газеты «Московский Комсомолец», посвященном итогам визита В.Суркова в Абхазию 16 февраля 2015 года говорится следующее: «отношения Москвы и Сухума определяет договор о союзничестве и стратегическом партнерстве, подписанный президентами обеих стран в Сочи 24 ноября 2014 года». Напоминаем, что в свое время с Абхазией был подписан договор такой же договор, как и Договор Признания с РЮО. Данное обстоятельство подтверждает мнение о том, что представленный Проект Договора, безусловно и однозначно содержит в себе элементы отхода от Договора Признания независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией, подписанного 17 сентября 2008 года.
Координационный Совет политических партий и общественных объединений заявляет свою твердую позицию о том, что основой межгосударственных отношений между РЮО и РФ должен оставаться Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанный 17 сентября 2008 года президентами Кокойты и Медведевым.
!!!Проект «нового» Договора в представленном виде, до тех пор, пока в его Преамбуле будет сохраняться тезис «совершая переход на новый уровень», либо иной идентичный ему по смыслу, для Координационного Совета политических партий и общественных объединений Республики Южная Осетия, является документом, находящемся в радикальном противоречии со стратегическими интересами народа Южной Осетии.
ПРИНЯТО НА ЗАСЕДАНИИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
23 февраля 2015 года
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
P.S. Fyssyny bar is ærmæst ironau.