03.2018 г. Утёмовы из Суксуна. Ветвь Утёмова Ивана Васильевича (1870 - 1942), потомственного мастерового и кустаря - самоварника. II часть.
Cуществование Гаврилы Ивановича Утёмова может подтвердить ещё и следующий интересный документ из ГАСО (госархива Свердл. обл.), любезно предоставленный любителем - краеведом Белых В.А.
"Брак крестьянина Гаврила Иванова Утёмова с женою Марией Петровой урожденной Галкиной по прелюбодеянию последней определением Пермской Епархией утверждено указом Святейшего Синода от 4 сентября 1896 года за № 4443 расторгнут с осуждением виновной Утёмовой на всегдашнее безобразие и предание Семилюдной церковной епитимьи". Один из Галкиных был держателем ямщины в Суксуне и стал 2-м мужем купеческой дочери, Рожновой по 1-му мужу Серебренниковой Александры Михайловны. Ее отец, Рожнов Михаил Матвеевич, купец г. Боровска Калужской губернии, занимался в Суксуне монопольно торговлей зерновым хлебом, имел огромную гибежную лодку на Сылве для доставки товара. В Суксуне выращивали хлеб , но только для своих нужд, на продажу не хватало (гористая местность и достаточно суровые погодные условия). Наверняка Гаврила женился 2-й раз. В списке владельцев самоварных заведений за 1914 год появляются женские имена, в частности Утёмова Александра Прокопьевна. Прокопьевичами были сестры и братья 1-й жены Ивана Васильевича Анастасии Прокопьевны из Семковых - Сёмичей. Прокопий для того времени и для Суксуна редкое имя. Сам Гаврила в 1914 году умер. Известно что его сын в том же 1914 году уехал в Америку. Больше о Гавриле и его семье ничего не известно. Большой и красивый памятник на его могиле был разбит и сброшен с постамента в 1917 году, могила затоптана.
Мой дед был женат дважды : 1) на Семковой Анастасии Прокопьевне , убилась насмерть в 1920 году, упав на сеновале в дыру, через которую скидывали сено скоту, 2) на вдове Ермаковой (ур. Степановой ) Александре Николаевне, которая в 1921 году привела с собой 3-х дочерей.
Обе женщины, а также сестра деда Семкова (ур. Утёмова) Зоя Васильевна (воспоминания ее внука - Холина Николая Палладьевича), в Гражданскую войну возили самовары по деревням Красноуфимского уезда менять на продукты. Мужья оставались дома, делали самовары. Время было тяжелое, страшное, самоотверженные были мои бабушки. Спасало то, что наученные опытом, наши деды делали запасы материала. Такое запасательство я встречала в своей молодости практически у всех людей, переживших войну. Дядя Гриша, уезжая из Суксуна в 1930-м году, закопал в подполе у своего брата Николая (который был активным комсомольцем и смог остаться в Суксуне) запас олова. Думал, что вернется. Не довелось.
Деда все вспоминали как очень доброго человека: его любили дети и женщины. В памяти своего ближнего младшего окружения он остался в памяти сидящим после трудового дня на досках (купленных для ремонта 2-го этажа, так и не израсходованных) под окнами дома, лузгающего семечки, в красных подштанниках, которые ему сшила Александра Николаевна (все делали сами). Дед следил, чтобы ребятня вовремя приходила домой. Ежели кто заигрывался -зазывал и загонял домой. В семье было 2 Зойки родная и приёмная(с 1903 г.р. и с 1915 г.р.) гуляли отдельно, 2 Маньки (с1910 г.р. и с1913 г.р.) приемная и родная - гуляли вместе. Когда Иван Васильевич кричал: " Зойки, Зойки", то прибегала одна или другая, обе никогда не прибегали. Тогда Иван Васильевич говорил, что звал не ту Зойку, которая прибежала, а другую." Когда он кричал: "Маньки - Маньки", то прибегали сразу 2 Маньки. Тогда дед говорил, что звал не их, а коз. В Суксуне козы отзывались на позывной:"Маньки - Маньки."
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7