Заметьте, как часто обострение на «внешних» наших фронтах совпадает с обострением на фронтах «внутренних» и это не случайно, если мы поймем, что брань идет, прежде всего, духовная, и чтобы бесам победить, им надо ослабить нас, как единый народ, духовно. А это и осуществляется через падение в грех не только «простых» людей, но и людей, занимающих высокое общественное положение. И даже о падении последних бесы особенно ревнуют, потому что такие события в наибольшей степени влияют на нашу общественную жизнь, внося соблазн и смуту, сея маловерие и растерянность. А это – именно то, что нужно бесам для успеха и победы непосредственно на передовой.
Честно говоря, сознательно не хотел говорить о последних «совершенно известных между нами событиях». А именно, о «законном браке» Константина Малофеева и Марии Львовой-Беловой, а также об уклонении в оккультную смуту Наталии Поклонской. Не хотел говорить по известной заповеди Господа: «Не судите и не судимы будете» (Мф. 7: 1). Но поскольку распространяется среди верующих соблазн, а неверующим подается повод для насмешек над Церковью, то во исполнение другой заповеди Господа, обращенной к апостолам, а через него и к священникам: «проповедовать Евангелие» (см. Мк. 16: 15), надо, думаю, хоть кратко, сказать несколько слов.
Начнем с недавней женитьбы генерального директора православного ресурса «Царьград» Константина Малофеева на уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой. Один оставил законную жену с тремя детьми, а другая – также законного мужа, да еще и священника, с девятью детьми.
Понятно, что в основании этого тяжкого прелюбодейного падения лежит не любовь, как может кто-то подумать, а блудная страсть - одна из самых страшных страстей, рядящаяся зачастую в тогу возвышенности и даже праведности. Увы…
Объяснений этому можно найти тысячу, оправданий – ни одного. Просто даже исходя из слов Спасителя о браке: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:16). И перечень допустимых Церковью исключений ни в коей мере не оправдывает сам грех.
Но главное, что побуждает нас говорить открыто на эту тему – это то, что падение это случилось с людьми не рядовыми, так сказать, и даже не просто с медийными персонами, но с теми, кто представлял в известной степени до недавнего времени православие и Церковь в публичном пространстве.
Тоже самое можно сказать и о Наталии Поклонской, которую мы все запомнили, как обаятельную и смелую девушку, в трудное для страны время принявшую на себя руководство Крымской прокуратурой и позиционировавшую себя как православную верующую, сугубую почитательницу святых Царственных страстотерпцев, отстаивающую традиционные ценности и конституционную справедливость.
И вот с недавних пор стало очевидно, что в мировоззрении Наталии прошли существенные и странные перемены, так что она почему-то стала считать, что ей раньше манипулировали, а вот теперь она избавилась от стороннего влияния и приобрела, наконец, какую-то особенную «свободу», которая заключается в приобщении к разнообразным оккультным, эзотерическим и магическим знаниям. И ладно еще если бы это своё падение и отступничество от истинной веры она носила в себе, если бы она осознавала хоть отчасти горечь своего действительного положения, но она именно что «счастлива», не понимая, что это счастье «свободного падения» за которым следует неизбежная встреча с реальностью Божественной правды, с тем «Камнем», на который если кто упадет – разобьется (См. Мф. 21:44).
И ладно бы еще если бы она свое падение и отступничество от истинной веры носила в себе, но она ведь проповедует весь этот бред, как откровение подлинной свободы и предвестие счастья, всем, а хуже всего, - детям и студентам, прямо уже навлекая на себя грозное предупреждение Господа: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» (Мф. 18:16). И все отговорки Наталии, в том смысле, что она просто рассказывает о разных древних мифах и знаниях и практиках с познавательной целью – несостоятельны. Потому что из книг и лекций ее видно, что она не преподает какой-то предмет объективно и «отстраненно», как это делают учителя в школе, а именно что сама горит и живет этим мороком и заражает, стремится заразить им окружающих. А это совсем другое дело. Да упасет Господь наших детей и наше юношество от такого развращающего «знания» и от такого соблазна!
Тут уместно будет вспомнить слова святителя Игнатия (Брянчанинова):
«Кто ищет премудрости вне Христа, тот отрицается от Христа, отвергает премудрость, обретает и усваивает себе лжеименный разум, достояние духов отверженных».
Не видеть и не замечать эти страшные падения, может, и хорошо в личном плане. Но поскольку персоны эти являются персонами публичными, то будет неправильно «не замечать» произошедшего с ними именно в силу того, что их падение для многих, несомненно, служит соблазном.
И здесь надо сказать хоть кратко о том, как опасно вообще «размывание границ» дозволенного и «упразднение правил» христианской жизни в массовом сознании верующих, а, тем паче, неверующих людей, но стремящихся к познанию истины.
Еще сто пятьдесят лет назад великий наш русский писатель Н. С. Лесков со свойственной ему иронией, но и с болью говорил о таком явлении, как развращение и обмирщение сознания прихожан под влиянием неисправимо-греховной жизни отдельных клириков. Лесков приводит по этому поводу горькую, но как всегда у нас в народе – меткую пословицу: «Поп не Божий, но приходу гожий». То есть речь идет о том, что недостойное поведение некоторых клириков, тем более входящее в правило, - губительно влияет и на духовно-нравственную атмосферу самого прихода. Так что искажается представление людей о самой православной вере, о том, что допустимо и что категорически неприемлемо в ней, утрачивается ясное представление о доброй и здоровой христианской общине, а это дело нешуточное, и, прямо сказать, заразительное.
Опасность заключается вот в чем. Одно дело, когда человек откровенно и прямо (если это надо, то и публично) говорит: «Простите меня, я пал. Плачу, горько мне, но постараюсь положить начало покаянию, помолитесь о мне!» И Церковь, любящий наш народ, и слезы прольет, и помолится, и воздохнет, и Господь поможет человеку исправиться, если он действительно стремиться быть с Богом в Его Церкви.
Но совсем другое дело пасть и продолжать жить так, как будто ничего не случилось, как бы даже бравируя новым своим положением, действуя активно и влияя на общественное мнение в том духе, что можно так же поступать и действовать и всем остальным, будь они даже православными; то есть принимая падение, всего лишь как «возможный вариант» существования и реализации личной свободы. Не отрекаясь прямо от Христа, но всем своим поведением и образом мысли искажая само представление о нормах христианской морали и нравственности под предлогом ее «обновления» и неизбежности общего «прогресса», с которым надо же «культурному и развитому» человеку как-то считаться, а не отстаивать какие-то «средневековые нормы». Поразительно, но именно о православной традиционной жизни и говорят уже всё чаще, как о каком-то «средневековом мракобесии», которое давно пора сменить на новый и «прогрессивный» уклад.
Да это дорога в ад, дорогие мои, если кто еще не понял. И дорога тем более опасная, что она представляется в общественном мнении как естественная и даже неизбежная. Так, говорят, в «прогрессивной» Франции варят лягушек, погружая их сперва в холодную воду, которую только затем начинают подогревать, чтобы лягушки сварились «привыкнув», а не выпрыгнули сразу из кипятка. Горько, но это ведь не шутка вовсе…
Если же говорить вообще о падении верующих, в том числе и публичных персон, о соотношении этого явления с общецерковной жизнью, то снова приведем слова святителя Игнатия в которые полезно вчитаться и вдуматься всем: и верующим, и неверующим, чтобы избежать с одной стороны «разочарования» Церковью, а с другой – злобных насмешек над ней и ее жизнью:
«Христианство не лишается своего великого достоинства по той причине, что некоторые или многие христиане проводят жительство противоположное учению Христову».
Церковь – столп и утверждение истины – стояла, стоит и будет стоять до скончания века и всякий, желающий приобщиться полноте благодатной жизни может прибегнуть к этому святому источнику и напоить свою душу. И Русская Православная Церковь при всей сложности ее внешней организации и жизни – представляет такую возможность, как об этом и говорит всё тот же святитель Игнатий:
«Чтение Отцов с полной ясностью убедило меня, что спасение в недрах Российской Церкви несомненно, чего лишены религии Западной Европы, как не сохранившие в целостности ни догматического, ни нравственного учения первенствующей Церкви Христовой».
Итак, не осуждая никого, сострадая человеку, жалея его, но ненавидя грех, мы должны прямо и честно падение называть падением, а предательство – предательством. Прежде всего ради самих людей согрешивших, чтобы они, храня горечь о падении, не удалялись от самой возможности покаяния; а, во-вторых - ради других людей, то есть всех нас, чтобы мы помнили и понимали, что высота и чистота православия не терпит примеси ложных идей и понятий, которые искажая сознание, ставят человека вне спасения, вне Церкви. И хуже всего, если это случается таким образом, что человек продолжает считать, что всё у него «хорошо и нормально».
Не нормально. И не хорошо. И если не исправить, не изгладить свою вину покаянием с принесением плодов его, то долготерпение Божие раньше или позже сменится гневом и тогда будет совсем уж плохо.
Да избавит всех нас от этого Господь, при деятельном нашем участии!
Как и преподобный Амвросий, старец Оптинский говорит: Евангельское учение начинается и заканчивается словами «Покайтеся!».
Иерей Дмитрий Шишкин
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев