В обширной выдержке из «Книги к Димитриану», которую мы приведем ниже, также содержатся достаточно полные свойственные древним мыслителям представления об устарелости и одряхлении мира, и, о продвижении его к концу (эсхатону).
Так, обращаясь к язычнику – Димитриану Киприан Карфагенский пишет: «Ты сказал, что через нас бывает и нам должно быть вменено в вину все то, что потрясает и изнуряет мир; потому что мы не почитаем ваших богов. Так как твои сведения о Божественном очень недалеки и истина не по твоей части: то на этот счет, прежде всего, ты должен знать, что мир уже устарел, что он не держится теми силами, какими держался прежде, и нет уже в нем той крепости и устойчивости, какими был он богат когда-то. Даже когда мы молчим и не заявляем никаких доказательств на это из Священных Писаний и Божественных предсказаний – мир уже говорит об этом сам и в разрушающихся вещах представляет явное доказательство своей преходимости. Нет уже зимою такого обилия дождей для питания семян, — летом такого солнечного жара для созревания плодов; не столько уже веселы посевы в весеннюю пору, не столь обильна осень древесными плодами. Меньше извлекается мраморных глыб из гор, изрытых и истощенных; исчерпанные рудники в меньшем уже обилии доставляют золото и серебро, и бедные жилы сокращаются и убывают со дня на день; на полях не достает земледельца, на море матроса, в лагерях солдата; нет невинности на торжище, правды в суде, единодушия между друзьями, знания в искусствах, благочиния в нравах. Думаешь ли ты, что сущность состарившейся вещи может держаться столько же, сколько могла прежде, когда была нова и сильна юностью? Малится по необходимости то, что с приближением кончины, склоняется к дряхлости и истощению. Так, солнце, перед своим закатом, бросает уже менее ясный и горячий свет; так к концу своего течения утончается луна в своих тощих рогах! Дерево, бывшее прежде зеленым и плодородным, потом становится безобразным, когда засохнут ветви и наступит бесплодная старость; источник, протекающий пышно, пока жилы были переполнены водою, ослабевая при старости, едва выступает каплями, в виде пота. Таков приговор дан миру, таков закон Бога: все взошедшее должно зайти, возросшее постареть, сильное ослабеть, великое умалиться, а ослабевши и умалившись окончится». [7. С. 275-276]
Действительно, по понятиям, унаследованным от греко-римской культуры и иудаизма существующим в раннем христианстве, старению подвергается абсолютно все – даже Церковь.
Замысел о Церкви, по учению апостола Павла, как избранном народе, который предназначен выполнить волю Божью, существовал извечно, «прежде создания мира» (т.е. в связи с воззрениями платонизма, как и все остальное в идеальном мире, Церковь имела предсуществующий физическому миру архетип или идею) и как идеальное, гармоническое, пребывающее в воле Божьей единство личностных существ Она есть цель творения. (См. Еф. 1, 4-5) Однако, по сути, поддерживая эту мысль апостола Павла, Церковь, по осмыслению автора произведения «Пастырь Ерма», в этом мире уже состарилась, она «стара», чем, на наш взгляд, здесь имплицитно выражается идея об одряхлении и старении всего мира (нашего века).
Вот эти слова о Церкви: «Так как… сотворена она прежде всего, то и стара; и для нее сотворен мир» [8. С. 49]
Что касается «нашего» Апокалипсиса, то здесь в ответ на вопрос «Ездры» поставленный в прошлом стихе (см. 3 Езд. 5, 50) Ангел дает ему ясно понять, что наш век приближается к старости в следующих стихах — 3 Езд. 5, 51-55.
Приведем этот текст:
«Спроси об этом рождающую, и она скажет тебе. (ст. 51) Скажи ей: «почему рождаемые тобою ныне не подобны тем, которые рождены были прежде, но меньше их ростом»? (ст. 52) И она скажет тебе: «одни рождены мною в крепости молодой силы, а другие рождены под старость, когда ложесна начали терять свою силу». (ст. 53) Рассуди же ты: вы теперь меньше станом, нежели те, которые были прежде вас; (ст. 54) и те, которые после вас родятся, будут еще меньше вас, так как творения, уже состаривающиеся, и крепость юноши уже миновала» (ст. 55)
(3 Езд. 5, 51-55)
Процессы, происходящие с человечеством (как частный пример одряхления мира, с которым человек нераздельно связан своим устроением) хорошо выражены у Филона Александрийского: «Ибо как пребывающее в расцвете сил лучше стареющего, будь то живое существо, растение, плод или что-либо иное в природе, так первый созданный человек – лучше во всем нашем роде, и потомки его уже более не достигали подобной высоты, поскольку они получают облики и способности все более тусклые от поколения к поколению». (Opif. 140)
Для подкрепления сказанного, философ употребляет различные сравнения, среди которых приводится и следующее: «Именно так, я знаю, происходит в пластическом и живописном искусстве. Ведь подражания уступают архетипическим образцам, еще более нарисованное и изваянное из подражаний, поскольку они дальше отстоят от начала…».
После чего следует вывод: «Нечто подобное переживает, как видно, и род людской, которые от поколения к поколению получают все более слабые способности и свойства души и тела». (Opif. 141)
Иначе говоря, от поколения к поколению у людей происходит ухудшение «отпечатков» по мере удаления от образца. Причем ниже Филон подчеркивает: «Всякий человек по своему разуму сродственен божественному Логосу, став отпечатком или частицей, или отсветом божественной природы, а по телесному устроению – всему миру» (Opif. 146). [см. 9]
Нет комментариев