В Сочи жила монахиня, которая отличалась кротким нравом, немногословием, любовью к молитве. Она часто приезжала в Гудаута и Сухуми. Матушка умела шить и всегда старалась что-нибудь сделать для храма. Духовным отцом ее был архимандрит Константин (Кварая). Но у этой монахини была одна тайна, которую она скрывала от всех, даже от духовного отца. Только немногие из ее родственников знали об этом.
Ее отец, которого она очень любила, по неизвестным причинам покончил жизнь самоубийством – его нашли висящим в петле в собственном доме. Монахиня совершила заочное погребение, не сказав, какой смертью умер ее отец. Кроме того, она решила читать по нему Псалтирь. Прошло много лет. Как будто ничего не предвещало несчастья. Но вдруг до нас доходит страшная весть: ее нашли повешенной на веревке в своем доме. Рядом на столе лежал ее нательный крест, который она сняла с себя. Экспертиза установила самоубийство. Было определено, что она сделала две попытки. Во время первой веревка оборвалась, Господь сохранил ее, но она сняла с себя крест и повесилась снова. Какое страшное диавольское искушение, граничащее с одержимостью, должна была испытать эта монахиня, чтобы наложить на себя руки и после того, как веревка оборвалась, не раскаяться перед Господом, а исполнить волю диавола до конца!
Особенно горевал о ней ее духовный отец архимандрит Константин. Он говорил: «Если бы я знал, что ее отец самоубийца, то именем Божиим запретил бы ей молиться о нем, но она скрыла это от меня». Непокорность воле Божией привела ее к непослушанию Церкви, и тогда исполнились слова псалмопевца: Молитва его да будет в грех. Я никогда не слышал, чтобы эта монахиня при жизни осуждала кого-либо, но она в душе своей осудила Церковь как немилостивую к самоубийцам и, решив спасти отца путем обмана, сама кончила жизнь тем же роковым грехом». «Мы можем о самоубийцах молиться, но только если у нас потом появится устойчивое желание покончить с собой и мы попадем в психушку – будем сами виноваты. Отмаливая, мы берем часть искушения, которое не смог понести другой человек. И тут надо рассчитать силы». Одна женщина, которая молилась об отце-самоубийце, рассказала мне, что как-то раз увидела в сонном видении отца: он воткнул ей копье в горло. Вот его «благодарность». Вероятно, этим поступком суицидник выразил свою ненависть к тому, кто о нем молился, а также выразил свое неприятие молитвы.
В 2004 году издательство «Паломник» издало книгу «Блаженные старицы Дивеевского монастыря», составителем которой является А.Н.Стрижев. Этот Стрижев публикует в книге часть рукописи священномученика Серафима (Чичагова) о посещении им Серафимо-Дивеевского монастыря, которую нигде не публиковали – ее ему предоставила внучка священномученика Варвара Васильевна Чернова, которая впоследствии стала игуменией Новодевичьего монастыря Серафимой. Привожу тут отрывок из этой рукописи, касающийся молитвы о самоубийце:
«В смущении я покинул келлию старицы. После нее я пошел к двум монахиням, помнившим преподобного. Они жили вместе и друг за другом ухаживали. Одна была слепая, а другая вся скрюченная и с трудом передвигавшаяся по комнате: она заведовала прежде квасоварней и как-то передвигала в погреб по ступенькам лестницы тяжелую бочку с квасом, полетела вниз, и вслед за ней бочка, ударившая ее по средним позвонкам спинного хребта всею своею тяжестью. Обе старицы были большие молитвенницы. Слепая монахиня постоянно молилась за усопших, при сем души их являлись к ней, и она видела их духовными очами. Кое-что она могла сообщить и о преподобном.
Перед отъездом в Саров я был у о. Иоанна Кроншдтадтского, который, передавая мне пять рублей, сказал:
– Вот прислали мне пять рублей и просят келейно молиться за самоубийцу: может быть, вы встретите какого-нибудь нуждающегося священника, который бы согласился молиться за несчастного.
Придя к монахиням, я прочитал перед слепой записочку, в которую вложил пять рублей, данных мне о. Иоанном. Помимо этого я назвал имя моей покойной матери и просил молиться за нее. В ответ услышал:
– Придите за ответом через три дня.
Когда я пришел в назначенное время, то получил ответ:
– Была у меня матушка ваша, она такая маленькая-маленькая, а с ней ангелочек приходил.
Я вспомнил, что моя младшая сестра скончалась трех лет.
– А вот другой человек, за которого я молилась, тот такой громадный, но он меня боится, все убегает. Ой, смотрите, не самоубийца ли он?
Мне пришлось сознаться, что он действительно самоубийца, и рассказать про беседу с о. Иоанном».
Из этого рассказа видно, что самоубийце не приносила никакой радости и отрады молитва о нем. Он бегал от этой молитвы. То есть и сильная молитвенница ничем не могла помочь этому человеку, а у нас в интернете иногда пишут, что, дескать, слабым духовно людям молиться о суицидниках нельзя, а сильным можно.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1