, мордва занимала следующие села: Польное и Лесное Конобеево, Ямбурина (или Янберная), Темёшево, Шаморга, Николаевка. Важная,Ваша, Сосновка, Краснохолм, Невеличка, Ржавец, Лесные Цветы, Раковские Усады,Колдамышево, Новое Березово, Арга, Шурмаш, Шарик. Желанка. Завидная, Жда-новка
.Переписи населения отмечают постоянное снижение численности мордвы с10 666 чел. в 1859 г. до 204 чел. в 1897 г. Эта убыль, безусловно, — результат ассимиляционных процессов, так как «людность селений» в целом возрастала. Согласно переписи населения 1926 г., все жители показали себя русскими .В Шацком у. в середине прошлого века отмечено несколько сел, где проживали татары; в настоящее время все они вне территории района. Появление татарского населения, поселения которого располагались между мордовскими, относится ко времени после XIV в. Немногочисленность этой группы (1%по сведениям середины прошлого века) и ее замкнутость (в основном мусульмане) привели к тому, что ее культура не наложила заметного отпечатка на местную культуру
.Представители других народностей еще малочисленнее. Выше уже говорилось опоселении черкас в качестве приборных служилых людей.По сведениям середины прошлого века, в селах Мельница, Толстые Ольхи, Федосова Поляна, Сновоздорова, Калтырино, Липец, Старо и Ново Романове жили белорусы. Трудно сказать, действительно ли это белорусы или приходские священники,составлявшие списки населения, причислили к ним русских — выходцев из западных губерний
Села «западной зоны» — Райполье (с прилегающими деревнями Богослов, Александровская и Троицкое), Кулики и Тарадеи, а также д. Малый Пролом — выделяются на общем фоне еще и наличием гаданий с подблюдными песнями. Можно предположить, что подблюдные песни в Шацком р-не ранее были известны более широко.Косвенное свидетельство этого — ареал распространения угроз «архаического» типа по отношению к хозяевам, отказавшим «кликальщикам авсеня» в подаянии (типа: «На Новый год сосновый гроб!» или «На Новый год галбешку в рот» — села Тарадеи,Фёдосово, Казачья и Черная Слобода, Федяево, Высокое, д. Цветки), которые совпадают с текстами подблюдных песен. Гадания с подблюдными песнями вообще нехарактерны для Рязанщины. В Шацкий р-н они, о-видимому, были занесеныпереселенцами из более северных губерний, которые, судя по источникам, появились в с. Кулики еще в XVIIв
В селах Кулики и Тарадеи зафиксирован и особый свадебный «разгонщик» — в виде цельной курицы, часто встречающийся также в Поволжье (Ярославская, Владимирская, Костромская, Нижегородская области). Рефлексы «разгонщика» этоготипа — «цельная» курица или пирог-«курник» в качестве угощения за свадебнымстолом, на девишнике. на «сыр-каравае», сразу после приезда молодых от венца — распространены как в «северной», так и в «западной» зонах и практически неизвестны в Заречье (исключение — упоминание о жареном петухе-«разгонщике»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 7