Узбектат. Үзбәк хан, ﺋوﺯﺒﻪﻙ
На миниатюре Лицевого летописного свода 5-й Хан Улуса Джучи (Золотой Орды)1313 — 1341 Предшественник Тохта
ПреемникТинибек
Вероисповедание ислам
Рождение ок. 1283
Золотая Орда Смерть1341
Старый Сарай, Золотая Орда Род Чингизиды Отец Тогрул Супруга Баялун
Тайдула Дети Тимурбек
Тинибек
Джанибек
Тулунбек
Иринбек
Тугдыбек
Хызр-бек Узбек-хан
Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. В русских летописях известен как Алабуга, Азбяк, Озбяк.
Личность
Об Узбек-хане (араб./перс. اوزبك خان), как о государственном деятеле и человеке, писали многие арабо-персидские авторы XIV—XV веков. Ибн Баттута, удостоенный личной аудиенции с ним в 1333 году, дал хану самую высокую оценку: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира». Историк-хронист аль-Муфаддал: «…Это молодой человек красивой наружности, отличного характера, прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный». Географ и историк аль-Айни: «Он был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил учёных, слушался [советов] их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро».
Ал-Бирзали, например, пишет: «Когда этот царь [Тохта] умер, то после него воцарился Узбек-хан, человек лет тридцати. Он исповедовал ислам, отличался умом, красивой внешностью и фигурой». И в другом месте: «юноша красивой наружности, прекрасного нрава, отличный мусульманин и храбрец». Аз-Захабиотзывается о нём в таком же духе: «…храбрый герой, красавец наружностью, мусульманин, уничтоживший множество эмиров и волшебников». Даже хулагуидский историк Вассаф, которого никак нельзя заподозрить в дружелюбии к Узбек-хану, отзывается о нём с большой похвалой: «Благочестивый царевич Узбек,— пишет он, — сын Тоглука, сына Токтая, сына Менгу-Тимура, обладающий божественной верой и царским блеском».
Отметим, что имя Узбек было тюркским по происхождению и упоминается на Среднем Востоке ещё до походов Чингисхана. Это имя встречается у Усамы ибн Мункыза (ум. в 1188) в его «Книге назидания»; описывая события, происходившие в Иране при Сельджукидах, автор отмечает, что одним из предводителей войск правителя Хамадана Бурсука в 1115—1116 годах был «эмир войск» Узбек — правитель Мосула. По данным Рашид ад-Дина, последнего представителя тюркской династии Илдегизидов, правивших в Тебризе, звали Узбек Музаффар (1210—1225).
Приход к власти и утверждение ислама
Узбек-хан приходился племянником хану Тохте и внуком хану Менгу-Тимуру. Сын Тохты Иксар (Ильбасар, Илбасмыш) по протекции всесильного эмира Кадака был объявлен ханом, при этом сам Кадак стал главным визирем. Но в январе 1313 года Узбек вместе с беклярбеком Кутлуг-Тимуром, прибыв из Ургенча, чтобы сказать близким покойного хана Тохты слова утешения, убил Иксара и Кадака. После, при поддержке Кутлуг-Тимура и жены своего отца Баялун, Узбек захватил власть в Золотой Орде.
Согласно «Тарих-и шейх Увейс»:
…ордынский эмир Кадак хотел возвести на трон сына Тохты Илбасмыша, но Узбек и Кутлуг-Тимур прибыли из Хорезма и убили обоих.
Воцарение Узбека осуществлялось при поддержке сторонников ислама. Выдвижению предшествовала оживлённая борьба, поскольку представители кочевой аристократии хотели иметь на ордынском престоле преемника Тохты, сторонника традиционных порядков и тенгрианства. В результате Узбеку, вступившему на престол при поддержке происламских сил, пришлось восемь лет провести в северной части Дешт-и-Кипчака. В январе 1313 года Узбек-хан взошёл на трон. И только в 1320 (1321) году он официально принял ислам от потомка Баб Арслана Занги-Аты и его преемника Сеид-Аты. Баб Арслан был наставником Ахмеда Ясави, крупного суфия, идеолога среди тюркских племён.
Анонимный автор сочинения XV века «Шаджарат аль-атрак» (Родословие тюрков) сообщает следующее :
после восшествия на ханский престол до истечения 8 лет он проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного (арка) Дешт-и-Кипчака, так как (ему) нравились (вода и воздух) тех стран и обилие охоты (дичи). Когда с начала его султанства истекло 8 лет, то под руководством святого шейха шейхов и мусульман, полюса мира, святого Зенги-Ата и главнейшего сейида, имеющего высокие титулы, указующего заблудившимся путь к преданности господу миров, руководителя странствующих и проводника ищущих, святого Сейид-Ата, преемника Зенги-Ата, он (Узбек) в месяцах 720 года хиджры (12 II 1320—30 I 1321), соответствующего тюркскому году курицы, удостоился чести принять ислам.
Став ханом, Узбек, по настоянию Кутлуг-Тимура, принял ислам (по Симеоновской летописи: «сел на царстве и обесерменился») и получил имя Мухаммед. Попытка ввести ислам в качестве государственной религии встретила сопротивление ордынской аристократии. Лидеры оппозиции Тунгуз, Таз и эмир Сарая Кутлуг-Тимур заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?» Однако приверженцы старомонгольской партии — эмиры и царевичи — были казнены. Сообщается о казни 120 чингизидов.
Правление

Сохранившиеся фрагменты Соборной мечети эпохи Узбек-хана в Наровчате
Узбек-хан твёрдо держал власть в своих руках и жестоко пресекал всякие сепаратистские выступления на окраинах. Он упразднил баскачество на Руси, передав право взимать дань и отправлять её в Орду русским князьям.
Узбек-хану удалось ликвидировать внутренние распри в Орде и добиться её подъёма. В начале XIV века хан осуществил крупную административно-территориальную реформу, по которой правое крыло Улуса Джучи было разделено на 4 крупных улуса: Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами (улусбеками), благодаря чему выстроилась более жёсткая вертикаль власти, что обеспечило ему беспрекословное подчинение Поволжья, Хорезма, Крыма и Кипчакской степи.
Правление Узбек-хана стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. Эпоха отмечена культурным подъёмом и широким городским строительством. При нём была построена новая столица — Сарай аль-Джедид. Хан много внимания уделял развитию торговли. Караванные пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживлённую торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем.
Отношения с русскими князьями

Михаил Ярославич Тверской у хана Узбека
Рисунок В. П. Верещагина

Смерть хана Узбека. Миниатюра Лицевого летописного свода.
В 1317 году Узбек-хан выдал замуж за московского князя Юрия Даниловичасвою сестру Кончаку, разрешив ей принять православие, что позволило князю заручиться поддержкой хана в борьбе за великое княжение с Михаилом Ярославичем Тверским. Узбек дал Юрию ордынский отряд во главе с Кавгадыем, но Михаил Ярославич в Бортеневской битве разбил объединённое московско-татарское войско. Неожиданная смерть Кончаки в тверском плену дала повод Юрию обвинить перед Узбеком Михаила в её отравлении. Михаил Тверской был вызван в Орду и здесь, вследствие ненависти к нему Кавгадыя, был убит по приказу Узбека.
«При этом царе Азбяке в Орде его повелением было убито пять великих русских князей: великий князь Михайло Ярославич Тверской, и два сына его, великий князь Дмитрий Михайлович и брат его великий князь Александр Михайлович, великий князь Василий Рязанский, великий князь Иван Ярославич Рязанский; да три удельных князя: князь Александр Новосельский, князь Федор Александрович, внук святого блаженного великого князя Михаила Ярославича Тверского, и князь Федор Иванович Стародубский. При этом же царе Азбяке убит был в Орде благочестивый и великий князь Юрий Данилович Московский великим князем Дмитрием Михайловичем Тверским, без повеления царя Азбяка. А всего убито было царем Азбяком в Орде великих князей и удельных князей — девять человек» (Лицевой летописный свод).
Сын Михаила Тверского Александр, княживший в Твери, возобновил борьбу с московским князем Иваном Калитой, приняв в 1327 году участие в восстании, в котором тверичи убили ордынского посла Щелкана и всю его свиту. Узбек-хан разгневался, узнав об убийстве, и послал за московским князем. По другим сведениям, Калита поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек выдал ему ярлык на княжение и 50 000 войска. В 1327 году Калита с татарским и суздальским отрядами разгромил тверское войско, жестоко подавил восстание и опустошил Тверское княжество. После этого Узбек разделил основную территорию Северо-Восточной Руси (Великое княжество Владимирское) на две части, одну из них отдав Ивану Калите, а другую, вместе со столицей Владимиром, передал малозначительному суздальскому князюАлександру Васильевичу, после смерти которого в 1331 году Калита вновь отправился в Орду и получил ярлык на всё княжество.
Александр Михайлович Тверской, спасаясь от гнева Узбека, бежал в Великое княжество Литовское. В 1337 году он сам явился к хану и просил помилования. Узбеку понравилась мужественная речь князя и он простил его. Но 29 октября 1339 года по наущению Калиты Александр с сыном Фёдором были казнены по приказу Узбека мучительной смертью.
В 1340 году на смоленского князя Ивана Александровича, не желавшего платить дань, Узбек послал войско, которое разорило Смоленское княжество.
Внешняя политика
Несмотря на то, что Узбек-хан вёл достаточно активную внешнюю политику, территория государства при нём не претерпела изменений. Хан стремился помешать захвату Польским королевством Галицко-Волынского княжества. В 1337 году объединённое русско-ордынское войско совершило поход на Люблин. Затем по просьбе галицкого боярина Дмитра Дедко Узбек направил против короля Казимира III Великого 40-тысячное войско, которое было разбито на Висле.
Продолжая действовать в русле традиционной политики Джучидов, Узбек претендовал на закавказскиетерритории — владения Хулагуидов. В 1318/1319, 1325 и 1335 годах ордынские войска вторгались в Ширван и Арран, но ощутимого успеха не достигли. Беклярбек Кутлуг-Тимур выступал против войны с Хулагуидами, опасаясь, что она подорвёт торговлю и внутреннюю стабильность Орды.
Узбек-хан поддерживал дипломатические отношения с Византией, Индией, странами Западной Европы. Были возобновлены взаимоотношения с мамлюкским Египтом. Хан вступил в династический брак с византийским императором Андроником II Младшим, женившись на его дочери, а также вступил в родственный союз с египетским султаном ан-Насир Мухаммедом, за которого он выдал свою племянницу, царевну Тулунбай. Правда, султан вскоре развёлся с ней, а на просьбу Узбека (в 737/1336—1337) выдать за него одну из дочерей султана («которою он, Узбек, мог бы славиться и заключить братство и дружбу») ан-Насыр ответил, что дочери его ещё малолетние. Тем не менее, отношения между обеими мусульманскими странами продолжали оставаться весьма тесными и дружественными, что подчёркивает секретарь султана ан-Насыра Ибн-Фадлуллах ал-Омари.
Некоторое время Узбек-хан поддерживал хорошие отношения с Византией. Однако, в конце правления Андроника II они резко испортились. Около 1320—1324 годов войска Узбек-хана вторглись во Фракию и в очередной раз разграбили её.
После смерти Узбека в 1341 году власть в Золотой Орде на короткий срок перешла к его сыну Тинибеку.
Нет комментариев