Армяне, будучи малочисленными, проживали только в пригородных деревнях. Квартал Шехер (Шехри) был самой древней частью города. В квартале Тепебашы (современный Конд), расположенном в западной части города, поселились около 50-ти семей армянских цыган (боши), прибывших из Индии. Многочисленные сады именитых жителей Иревана отделяли квартал Тепебашы от квартала Шехер. В квартале Демирбулаг (Караханк), расположенного в южной части города, проживали только азербайджанцы. И в Иреванской крепости, как отмечали Ж.Тавернье и Ж.Шарден, проживали только мусульмане (азербайджанцы).
В современном городе Иреван нет ни одного присущего армянам историко-культурного памятника возрастом более 200 лет. Причина этого в том, что армяне были постепенно переселены в Иреван из Ирана и Турции в начале XIX века после завоевания Россией Иреванского ханства. Историко-культурные памятники Иревана были построены в восточном архитектурном стиле. Путешественники и летописцы описывали Иреван в своих произведениях как типичный мусульманский город.
Поскольку город Иреван находился на пересечении караванных путей, здесь было построено много караван-сараев и торговых площадей. Караван-сараи, выложенные камнем с квадратными площадками и бассейнами посередине, считались одними из красивейших построений Иревана. В начале XIX века в Иреване существовало 8 караван-сараев. В караван-сараях Афшар, Джульфа, Гюрджи, Зарраби хан (Саррафхана), Тахир, Сулу, Сусуз, Гаджи Али функционировала 851 лавка.
В центре города размещалась площадь Беюк Мейдан размером 400×400 м. Весы Гантар для взвешивания тяжелых грузов и весы Мизан для взвешивания легких грузов находились на этой площади. В городе были и другие площади: Хан багы, Зал хан, Гусейнали хан и Фехле базары. Территория, на которой находился дом Панах хана Макинского, до последнего времени называлась площадью Панах хана.
В Иреване существовало 8 бань, построенных в восточном стиле – Шехер, Зал хан, Шейхульислам, Мехди бек, Гаджи Бейим (дочь брата последнего иреванского хана Гасан хана), Тепебашы, Гаджи Али, Гаджи Фатали и Керим бек. В некогда существовавшем банном комплексе Зал хан, ныне это площадь Республики в центре Иревана, помимо подземной чайханы была отдельная комната для проведения мугамных меджлисов.
В конце XIX – начале XX века в Иреване существовали десятки улиц с азербайджанскими названиями. В старом Иреване эти улицы были известны под такими названиями: Шариатская, Карвансарайская, Гала (Крепостная), Султанская, Чолмакчинская, Нахчыванская, Базарная, Дашли-куча, Паша-ханская, Гариблар-оджагы, Дейирманлы-кучаси, Мечетьская, Фахла базары, Тапабашинская, Кабирстан-кучаси, Наиб-кучаси, Мир Джафар-кучаси, Рустамхан-кучаси, Мамринская, Корбулагская, Бекская, Катанская, Дуканли-куча, Саллахлар и т.д.
В краю садов – Иреване и его окрестностях – было разбито 1473 сада, из которых 772 находились в самом городе. Такие сады как Сардар багы, Аббасдереси, Абухайат, Кешаглы, Гызылгала, Дара багы, Савзикара, Хосровабад, Союдлу, Гул дереси, Кенкан, Керпичхана прославились далеко за пределами Иревана. Некоторые продукты иреванских садов в виде сухофруктов экспортировались в Европу.
В городе и его окрестностях существовало 45 мельниц. Принадлежавшие азербайджанцам мельницы Гаджибейим, Мухаммед хан, Субхангулу хан, Гала, Хан, Доггуз были самыми большими мельницами города.
В исторической литературе упоминается о наличии в Иреване 15-ти мечетей и двух армянских церквей. Минареты Гёй мечети (или мечеть Гусейн Али хана), Тепебашинской мечети, мечети Залхан (или Шахарская), мечети Сартиб, мечети Гаджи Новруз Али-бека, Крепостной мечети (мечеть Сардар или Аббас-Мирза), Демирбулагской мечети, мечети Гаджи Джафара, мечети Раджаб паша, мечети Мухаммед Сартиб хана, мечети Гаджи Инама издалека указывали на то, что Иреван – мусульманский город. После установления советской власти в Армении мечети одна за другой были разрушены. В самой большой мечети Южного Кавказа – Гёй мечеть, был размещен музей истории города Иреван, а мечеть Залхан была превращена в выставочный салон художников. Только Демирбулагская мечеть до 1988 года действовала в качестве мечети. В настоящее время она также разрушена, а на ее месте построено высотное здание. Существующие наряду с мечетями церкви Погос-Петроса и Катогике некогда были построены на средства христианских миссионеров с целью обеспечения притока армян в город. В 1918 году, когда на Южном Кавказе впервые появилось армянское государство – Республика Армения, Национальным Советом Азербайджанской Демократической Республики было принято решение о передаче Армении города Иреван, который должен был стать ее столицей.
До начала XX века Иреванская крепость и располагающиеся внутри нее Ханский дворец, мечеть Аббаса-Мирзы считались историко-архитектурными жемчужинами города...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Только одно объяснение - Азербайджанское правительство хочет придумать историю своего народа, а памятники мешают.
Азербайджанцы! Откройте глаза! Ищите свою историю, оставьте чужое в покое.
С таким правительством вы свое будите терять, а чужое пытаться присваивать.