Черновцы.
В 1944 году, на базе существующих небольших литейно-механических мастерских по производству печного литья, принадлежащих бывшему хозяину Мюллеру, был основан 70 механический завод Министерства Обороны, который в годы войны отливал болванки для снарядов. В послевоенное время численность работающих составляла около 60 человек, в том числе более 30 военнопленных немцев, которые работали до 1947 года. В мирные годы объемы чугунного литья были незначительными, так как вагранка была малой мощности, всего 3 тонны чугуна в смену, и работала один день в неделю. В качестве межцехового транспорта использовалась лошадь и подвода. Завод выпускал печное литье, которое собиралось в механической мастерской вплоть до 1952 года.
По мере модернизации литейного цеха, начинается освоение ребристых труб, которые со временем были заменены ребристыми радиаторами. Началось производство двухметровых канализационных труб диаметром 50 и 100мм. К концу 60-х годов приступили к литью почти 20 наименований изделий «ФКЧ» (фасонно-канализационных частей). Со временем приступили к литью муфт «МЧ» и «КС» для кабельных соединений, а также ряда новых более сложных изделий. Так в 1959 году начали изготовлять люки: водопроводные, канализационные, телефонные серии «Л» и «Т» (легкие и тяжелые). В последствии уже отливали секции котлов «КЧМ» и радиаторов «БОР».
Окончательно завершилась реконструкция старого цеха в 1963 году. Он стал отвечать современным требованиям литейного производства. С последовательной заменой вагранок, производительность их возрасла с одной до десяти тонн металла в час. Уже к 1980 году одна вагранка выдавала за две смены 100 тонн чугуна. Номенклатура выпускаемых изделий достигла около 70 наименований.
С ростом ассортимента литейных изделий возникла потребность в расширении производственных площадей для их механической обработки. С 1967 года вошел в строй большой механосборочный цех, с инструментальным участком для изготовления литейной оснастки. На заводе появился авто и электротранспорт для перемещения продукции, а для ее отгрузки была построена железнодорожная эстакада с грузоподъемными механизмами. На старых площадях механического цеха, который вырос на базе механических мастерских, было освоено изготовление трубной заготовки для систем отопления.
На новых площадях была организована сборка котлов «КЧМ» и радиаторов «БОР». Завод приступил к освоению более серьезной продукции. Стал внедрять в производство, биметаллическую трубу, разработку научно-исследовательского, проектного института «ВНИИМЕТМАШ». Для ее изготовления техническими службами была разработана конструкторская и технологическая документация. После изготовления прокатного стана, цех приступил к освоению изделия. Таким образом, начался выпуск отопительных конвекторов, на основе металлической трубы с алюминиевыми ребрами.
С 1976 года завод стал бурно наращивать производственные мощности. Были построены: ремонтно-механический, транспортный на 120 единиц техники, ряд производственных цехов, численность работающих достигла 1200 человек. Все это позволило приступить к изготовлению металлоемких изделий различной номенклатуры. В новых цехах приступили к сборке универсальных контейнеров двух типов для сельхозпродукции. Затем освоили изготовление, в блочном исполнении, станций: водонасосных, хлораторных для очистки питьевой и бытовой сточной воды.
В 1984 году начали, а с 1986 года стали серийно выпускать котельные серии «Виток» различной комплектации, мощностью от 0,1 до 30 МВт. За 20-летний период производства блочных котельных было изготовлено около 4000 комплектов, которые поставлялись во все страны СНГ и Прибалтики. В 1992 году, впервые на Западной Украине, смонтировали прокатный стан для производства водогазопроводных труб диаметром от 15 до 50 мм. На заводе выполнялись работы по изготовлению ретрансляционных вышек для мобильной связи, дренажных устройств для киевского моста и ряд других заказов.
Завод неоднократно выполнял срочные задания Министерства Обороны направленные на укрепление обороноспособности страны. Поставлял свои изделия на объекты технических сооружений предпускового комплекса космодрома Байконур.
За хорошие производственные показатели, качество выпускаемой продукции, завод занимал призовые места в соцсоревновании среди родственных предприятий отрасли, награждался переходящим знаменем министерства.
Котельная серии «Виток» была удостоена серебряной медали ВДНХ. За высокое качество котельных в 1999 году в Париже заводу был присвоен Европейский знак качества «Арка Европы». В 2001 году в г. Киеве на Международном форуме он стал победителем конкурса «Золотая торговая марка».
Руководство завода, общественные организации уделяли много внимания улучшению производственных, жилищно-бытовых условий, а также культурно-массовой работе. Начиная, с 1960 года было построено 7 многоэтажных домов на 460 квартир, детское учреждение на 280 мест. С 1978 года начала работать заводская база отдыха «Метеор» на 150 мест на Черноморском побережье. В 1986 году закончилось строительство нового административного корпуса, в котором расположились технические службы, центральная заводская лаборатория, медицинский пункт.
Заводчане умели хорошо отдыхать. Организовывались различные туристические поездки по маршруту выходного дня. Выезжали на природу в Карпаты, Яремчу, Верховину. С экскурсиями они побывали в городах: Москва, Ленинград, Киев, Минск, Брест, Львов, Ужгород, Кишинев, Вильнюс. Молодежь принимала участие в различных соревнованиях. Спортсмены неоднократно получали награды по стрельбе, легкой атлетике, волейболу. Коллективы художественной самодеятельности: хоровой, танцевальный, вокально-инструментальный, постоянно занимали призовые места в областных и районных смотрах. В Москве, на смотре художественной самодеятельности среди заводов отрасли, ансамбль «Поиск» занимал первое место.
На заводе работало много молодежи. Рост производства, освоение новых изделий, внедрение передовых технологий требовали знаний. Около сорока работников обучались на заочной форме обучения в техникумах и институтах. В последствии многие из них стали мастерами, некоторые начальниками цехов, отделов и главными специалистами. Несколько человек, после увольнения с завода, продолжили свою карьеру на руководящих должностях в местных органах самоуправления города. Это такие люди : И.В. Бойко, Т.Н. Еремичук, В.И. Князев, В.П. Хитров, В.И. Драгинда, И.Н. Гемери, Д.И. Коропотницкая ( Горчинская).
Министерством Обороны Украины предприятие было дважды переименовано: в 1988 году на 70 металлообрабатывающий, а в 1996 году на Черновицкий металлообрабатывающий завод. Всего два года он не дожил до своего 70-летия. В 2012 году был реорганизован и стал филиалом Киевского 703 механического завода.
Большой вклад в развитие завода внесли его начальники: подполковник Д.Б. Ерохов (1944-1962 гг..), который начал расширение производства с рекогструкции литейного цеха, капитан В.Л. Лозовой (1962-1966 гг..), полковник Ф.И. Желудков (1966-1976 гг..), полковник И.С. Михайлов (1976-1996 гг..), затем заводом руководили полковник С.А. Гладков (1996-2009 гг..), и В.В. Кривошеев (2009-2012гг..).
Особо необходимо выделить заслуги полковника И.С. Михайлова в период его 20-летнего руководства заводом. За это время расширились производственные площади. Были введены в строй 4 цеха, улучшились производственные и жилищно-бытовые условия работников завода. Построено: 5 жилых домов на 340 квартир, детский садик на 280 мест, база отдыха на 150 мест и ряд других объектов социально-культурного и бытового назначения.
История завода написана на основании воспоминаний ветеранов. За
время работы на заводе они, пройдя этапы профессионального роста, стали главными специалистами, начальниками отделов и цехов. Прежде всего, это такие ветераны которые отдали заводу около 40 и более лет, отдельные свыше 50 и даже, трудно представить, 60 лет своей жизни, среди них : начальник цеха № 2 Н.И. Осадчук (1946-2006гг.), начальник планового отдела Г.Н. Каплан (1946-1984гг..), главный конструктор Ю.А. Москович (1957-2011гг.), начальник литейного цеха К.Г. Щербан (1959-2008гг..), начальник центральной заводской лаборатории Л.А.Козлова (1963-2012гг..), начальник цеха № 6 И.Д. Доценко (1967-2012гг..), инженер по организации и нормированию труда первой категории цеха № 6 Т. В. Хитрова (1969-2012гг..).
**Автор изложенной краткой версии В.П. Хитров, после демобилизации из армии, работал на заводе с 1966 по 1977 год. Без отрыва от производства закончил ВУЗ, получил специальность инженера-механика. На протяжении обучения продвигался по служебной лестнице, работая на различных должностях. За это время прошел путь от слесаря до начальника цеха. Был непосредственным участником одного из десятилетних этапов развития истории завода. После увольнения с завода работал в органах самоуправления города.
**Адрес электронной почты, для связи с автором истории 70 механического завода МО СССР г. Черновцы hitrofff@gmail.com
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев