Как ездить с "автоматом"? Этот вопрос задают почти все водители которые пересели с автомобиля с механической коробкой передач. Опасения сломать АКПП не зная как на ней ездить не напрасны. Автомобиль с АКПП имеет свои правила эксплуатации, которые нужно соблюдать.
Обозначенные на рычаге переключения АКПП
1. Режим «Паркинг» (Р) -
в этот режим переводится АКПП когда автомобиль находится на стоянке. В этом режиме в коробке включается специальный блокиратор, благодаря которому автомобиль невозможно сдвинуть с места.
Частая ошибка, которую делают многие автовладельцы в начале эксплуатации автомобиля с автоматом — они переводят в режим «Паркинг» автомобиль, который ещё немного движется (накатом).
Единственно возможные условия перевода рычага АКПП в режим «Р» — только после полной остановки автомобиля, иначе есть возможность повредить блокиратор.
Ещё один момент, который необходимо помнить — если автомобиль планируется поставить на стоянку на горке - прежде чем перевести рычаг в положение «Р» — поставьте машину на ручной тормоз — это так же поможет сберечь блокиратор.
2. Режим «Реверс» (R) -
в этом режиме автомобиль движется назад. Этот режим так же включается только после полной остановки автомобиля.
Так же очень частая ошибка многих начинающих ездить на АКПП автовладельцев — они включают режим «Реверс» на автомобиле, который ещё немного движется вперёд (накатом), и наоборот, включают режим «Драйв» (D) когда автомобиль движется немного назад (так же накатом), например при развороте в несколько приёмов.
Для того, чтобы АКПП служила долго — режим «Реверс», так же как и «Драйв», включается только после полной остановки автомобиля.
3. Режим «Нейтраль» (N) -
в этом режиме автомобиль может свободно двигаться вперёд-назад без участия двигателя и в этом режиме его можно перемещать на небольшие расстояния, в случае если двигатель не заводится.
Основная ошибка многих автовладельцев, связанная с режимом «Нейтраль» — они считают что «Нейтраль» на автомате — точно такая же как и на механической коробке передач, и включают этот режим тогда, когда они включили бы его на механике (например когда стоят в пробке).
Однако это не так. АКПП — гораздо более сложный агрегат, чем МКПП (в некоторых случаях конструкция АКПП бывает сложнее конструкции двигателя), и его режим «Нейтраль» (N) изначально предназначался как специальный «сервисный» режим, и включать его постоянно нельзя.
Для того, чтобы АКПП служила долго — не нужно постоянно переводить рычаг АКПП из положения «Драйв» (D) в положение «Нейтраль» (N) стоя в пробках. В режиме «Драйв» предусмотрены такие условия движения и от долгого «дёргания» в пробках с АКПП ничего не случится.
Если хочется снять ноги с педалей в пробке — включаем режим «Паркинг» и стоим в этом режиме.
4. Режим «Драйв» (D) -
это режим для движения автомобиля вперёд.
На некоторых автомобилях режим «Драйв» имеет специальную защиту от самопроизвольного включения, поэтому его можно включить только после нажатия на педаль тормоза и/или нажатия на кнопку на самом рычаге АКПП.
5. Режимы движения 4-3-2-L -
в этих режимах автоматическая коробка задействует только определённые передачи (в режиме «4″ — только 4 передачи, в режиме «3″ — только 3 передачи, в режиме «2″ — только 2 передачи, в режиме «L» — только первую).
Эти режимы предназначены для движения автомобиля в сложных условиях, например по горным серпантинам. Если автомобиль будет очень долго ехать под уклон — чтобы не перегреть тормоза — можно включить режим «2″ или «3″, и автомобиль будет постоянно ехать не выше второй или третьей передачи, и не будет слишком сильно разгоняться.
Так же режимы «L» или «2″ используются если требуется заехать в крутую горку, чтобы коробка не переключилась в самый неподходящий момент на повышенную передачу и автомобиль не заглох.
На большинстве современных АКПП все эти режимы заменяет функция «Тип-Троник» — ручное переключения передач на автомате.
Однако на некоторых АКПП с такой функцией коробка самостоятельно может вмешиваться в работу водителя и переключать передачи при достижении максимальных оборотов двигателя.
6. Кнопка «Shift» — сервисная кнопка.
Специальная кнопка, которая находится, чаще всего, рядом с пиктограммой режима «Р».
Эта кнопка предназначена для механического отключения защиты самопроизвольного выключения режима «Паркинг» в случае, когда машина полностью обесточена (снят или полностью разряжен аккумулятор).
7. Режимы «Snow» и «Sport» -
чаще всего включаются кнопками возле рычага АКПП, соответственно — режимы для движения в снег и спортивный режим коробки.
Спортивный режим «Sport» помогает быстро выполнять манёвры при интенсивном движении автомобиля, коробка чаще включает пониженную передачу и полностью использует всю мощность двигателя машины.
Режим для движения по заснеженным дорогам «Snow» помогает автомобилю плавно трогаться на скользком покрытии, нередко сразу с второй передачи.
Внимание! Возможность постоянного использование режима «Snow» нужно уточнить у завода-производителя, так как на многих автомобилях этот режим предназначен для редкого использования, и продолжительная езда в этом режиме может вывести АКПП из строя.
Во-вторых, владельцу автомобиля с автоматом необходимо знать правила езды с ним.
Первое, и основное правило езды на АКПП -
нужно постоянно помнить, что автоматическая коробка передач очень не любит пробуксовки колёс, и водителю автомобиля, не оснащённого системой антипробуксовки, необходимо следить за этим.
Это правило особенно актуально зимой, когда кругом снег и лёд. Так же это правило стоит запомнить водителям — гонщикам, которые могут буксовать даже на сухом асфальте.
На сегодняшний день очень многие автомобили оборудованы системой антипробуксовки и это хорошо для автомата.
Однако бывают случаи, когда эту систему приходится отключать (например когда автомобиль застрял), поэтому полностью исключить пробуксовку колёс нельзя, но необходимо свести её к минимуму.
Второе правило езды на АКПП —
не включать режим «Нейтраль» без серьёзных на то причин. Постоянно пользоваться этим режимом, как на механике, нельзя.
Режим считается «сервисным» и предназначен для перемещений автомобиля без участия двигателя. При включении этого режима некоторые механизмы АКПП могут испытывать масляное голодание.
Третье правило езды на АКПП —
нельзя буксировать на автомобиле с автоматом прицеп или другой автомобиль. Автомат для этого просто не предназначен.
Конечно у любой АКПП есть некоторый запас прочности, и скорее всего сразу ваш автомобиль не сломается, но регулярная езда с повышенными нагрузками будет постоянно приближать серьёзную поломку АКПП.
Если планируете часто ездить с прицепом на автомобиле с АКПП — берите такой автомобиль, в автомат которого изначально заложен большой запас прочности, например тяжёлый внедорожник.
АКПП такого автомобиля рассчитана на большой вес самого внедорожника, поэтому вес прицепа будет иметь небольшое влияние на коробку.
Четвёртое правило езды на АКПП —
автомобиль с автоматом нельзя заводить с «толкача». Некоторые умельцы, конечно, заводят машины с АКПП с толкача, но бесследно для автомата подобные фокусы не проходят.
Пятое правило езды на АКПП —
автомобиль с автоматом нельзя буксировать на привязи. Это — самое «неудобное» правило эксплуатации автоматической коробки передач, если вдруг случается какая-то неприятность с двигателем автомобиля — то его нельзя просто взять и отбуксировать в сервис.
Это связано с тем, что внутри АКПП при движении должно постоянно циркулировать масло, и если двигатель автомобиля заглушен — должной смазки механизмов автомата не происходит, и это может вывести из строя коробку.
В инструкции по эксплуатации АКПП написано что можно буксировать автомобиль на небольшие расстояния (до 20-50 км) с небольшой скоростью (до 20-30 км/ч), но на практике если сервис находится дальше чем в трёх-пяти километрах — лучше сразу вызывать эвакуатор.
Стоимость такой поездки на эвакуаторе будет не сильно высокой, а вот серьёзных проблем с автоматом можно избежать.
Кроме того, необходимо помнить, что автоматическая коробка передач — очень сложный агрегат, который требует своевременного обслуживания и замены масла. Обслуживание должно проводиться точно в срок, установленный заводом-производителем. Сроки обслуживания могут сокращаться в сложных условиях эксплуатации — при больших перепадах температур и «рваном» ритме движения (Российские условия).
Соблюдая эти правила, вы сможете продлить жизнь своей автоматической коробке передач. И даже если вы не планируете ездить на этом конкретном автомобиле долго — соблюдение этих правил поможет вам продать автомобиль с исправной АКПП, что несомненно скажется на его стоимости.
Если хотите задать вопрос в комментариях ниже — уточняйте год выпуска автомобиля, его марку и модель.
Источник: http://vibiraem-avto.ru
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев