#философия
Наиболее удачным дидактическим приёмом постижения содержания и сущности общества как особой, высокоразвитой формы материи является поиск и рассмотрение в общественной жизни ОБЪЕКТИВНОЙ НЕОБХОДИМОСТИ.
Понимание того, что такое общество, по сути, есть выявление объективных законов, по которому оно существует, т. е. законов общественной жизни, законов истории. Именно они и предстают как объективная необходимость. Объективный закон и объективная необходимость — синонимы.
Так вот, самая бестолковая и болтологическая школьная и вузовская дисциплина — история, — по идее, должна быть самой важной наукой в образовании. А по факту школьников и студентов учат не законам общественной жизни, истории, а хронологии правлений царей и президентов, веренице войн и реформ. Учат так, что ни преподаватели, ни учащиеся не задаются вопросом о фундаментальных причинах войн или, например, о содержании того, что подвергают реФОРМам (т. е. изменению формы)?
Объективную необходимость можно игнорировать, и тогда она будет бить по голове силой неодолимых непознанных обстоятельств. Так, как это, например, происходит с нашим обществом сегодня, когда вспыхнула война на Украине. Люди не сознают и продолжают отказываться сознавать, что война есть ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ составной элемент той социальной системы, в которой мы живём. Поверхностные причины конкретно этой войны носят экономический и политический характер, но глубинные причины ВСЕХ войн одни и те же уже более пяти тысяч лет. То есть в общественном сознании доминирует ошибочное представление, что мир — это нормальное и правильное состояние современного общества. Это ложь. Мир в обществах, построенных на частных отношениях собственности, — это период подготовки к войне. Иными словами, война есть «нормальное и правильное» состояние современного общества. Чтобы избавить человечество от войн, необходимо изменить характер самого общества. С осознанием этой истины и сами войны приобретают иное значение и даже содержание.
Другой вариант — не игнорировать объективную необходимость, т. е. законы общества и истории, а познать. Тогда мы оказываемся способными осмыслить себя и двигаться вперёд по пути развития СОЗНАТЕЛЬНО. Последние 100-200 лет человечество достигло такого уровня развития, что дальше стихийно, само собой, уже двигаться не получится. Поэтому глобально мы пока топчемся на месте, ходим по кругу, переживая одни и те же катастрофы, как под копирку. Где-то с конца XIX — начала XX вв. мировая система капитализма, в которую наша страна добровольно вернулась в начале 1990-х гг., ЗАГНИВАЕТ, т. е. развивается без прогресса.
Итак: объективная необходимость в обществе.
Что вообще непреодолимо ни при каких условиях, никакими силами, выступает как абсолютная необходимость? Это законы самой среды обитания: законы физики (космических, атомарных процессов, которые выражаются в законах механики, оптики, термо- и электродинамики и т. д.), химии (молекулярных процессов), биологии (процессов жизни, т. е. обмена веществ). Однако мы можем их познать и подстроить свою деятельность под них наиболее благоприятным для себя образом.
Человечество более-менее разобралось с тем, как вести земледелие, т. е. фокусировать выгодный для роста культур минеральный состав почвы в конкретных местах, культивировать сами растения, чтобы они обретали более питательные для нас формы, подбирать правильный климат и т. д. Разобрались с животноводством. Т. е. мы уже не просто срываем бананы и собираем ягоды, а сами производим продукты питания, используя те или иные силы природы.
Человечество более-менее разобралось с химическими взаимодействиями, с добычей руд, выплавкой металлов, синтезированием различных пластических материалов и т. п. Т. е. мы уже не просто подбираем камни и приматываем их к палкам, а добываем сырье и производим из него сложные, высококлассные материалы и вещи.
Человечество более-менее разобралось с природными силами: пара, электричества, света, ядерного распада и др. То есть мы не просто поддерживаем или добываем огонь, используем не только нашу мышечную силу, но могучие силы природы, чтобы извлекать энергию для приведения в движение механизмов, автоматов и машин.
Даже создали нечто вроде нашего мозга — вычислительные машины — и посягнули на ближний космос.
В общем, мы преобразовываем природу и самих себя, изменяем и переконфигурируем природный и социальный материал, но не произвольно, не так, как нам вздумается, а сообразно объективным законам, т. е. на основе объективных знаний.
Притом пока нельзя сказать, что все законы природы нами хорошо изучены и мы действительно понимаем сущность тех или иных явлений, но пользоваться отчасти многими внешними условиями среды обитания научились неплохо. В основном, конечно, методом тыка и за очень длительный и мучительный период проб и ошибок.
Социальная история техники, которая отражает наши успехи на этом пути, по своему содержанию похожа на то, как ребёнок познаёт мир и взрослеет.
...Чем дальше ты будешь жить, знакомиться, общаться и работать с разными людьми, разных возрастов и поколений, тем чаще придётся замечать, что огромное множество людей останавливаются в своём мировоззренческом, психоэмоциональном развитии на уровне подростков. То есть ты будешь всё время наблюдать людей, которым 30-40-50 и даже 60 лет, но которые ведут себя безответственно и мыслят, как шестнадцатилетки. К сожалению, массовидность данного явления не позволяет относить его к недостатку отдельных личностей, каких-то культурных групп, социальных страт или наций. Это скорее особенность самого общества нашей эпохи.
Дело в том, что каждая эпоха представляет внутри себя борьбу старого и нового, прежнего и нарождающегося, как бы прошлого и будущего. Первого всегда больше количественно, а второго меньше, но при этом второе обладает более высоким качеством. Эта борьба отражается и в ходе социализации самих людей.
Один величайший человек написал, что истинная история человечества ещё не началась, мы переживаем ПРЕДысторию, мы ещё не вышли полностью из лона природы. Можно добавить, что мы, подобно подростку, пока не вступили во взрослую, ответственную жизнь. И, следовательно, в каждой конкретной личности, несмотря на опыт и биологический возраст, «сидит» этот подросток, который тянет назад, который не хочет учиться, думать, поступать ответственно, а желает лишь бездельничать, развлекаться, жалеть и оправдывать себя.
В будущем, когда социальные условия принципиально изменятся, когда общество будет построено в соответствии с выводами науки, подростковый период будет пролетать практически безболезненно. И взрослые, покрытые сединой дядьки и тётки, прекратят зависать в развитии в состоянии пубертата.
Возьми хотя бы такую вещь. Представь, как бы складывалась твоя личность, твой психический портрет и твоё мировоззрение, если с 5-7 лет ты бы аккуратно вовлекался в общественно полезную деятельность, в общественное производство. И необязательно стоял бы на табуретке у станка или на конвейере, а вносил посильный вклад в общественную жизнь в ходе самого процесса воспитания и образования. С одной стороны, к тебе бы предъявлялись повышенные требования, с другой — действительное уважение со стороны общества. Дети вовсе не нуждаются в играх, имитациях, сказках, сверхопеке и том мыльном пузыре, который искусственно им создают родители и школа. Напротив, дети достойны быть маленькими, но участниками чего-то важного и полезного. Осознавать значение своей деятельности.
Зачатки подобных вещей были у нас в стране во времена СССР, когда пионеров привлекали не то что к строительству нового общества, но даже в годы Великой Отечественной войны к… боевым действиям. Были и пионеры-герои, жертвовавшие своей жизнью ради Родины. Всё, как у взрослых. Это были ростки новой, научной педагогики, которые нынешним поколениям кажутся чем-то фантастическим, сказочным и даже возмутительным и страшным.
Фрагмент из статьи "Разговоры о важном" https://prorivists.org/serious/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев