Все неисследованное людьми в процессе рационального (научного) и духовного познания можно называть тайной.
Тайны правомерно считать абсолютными и относительными, духовными и научными.
Явления, о существовании которых люди ничего не знают, но могут предполагать факт их существования, есть абсолютными тайнами (АТ).
Явления, которые открыты людям не в полной мере, есть относительные тайны (ОТ).
Относительные тайны имеют две разновидности: вечные относительные тайны и временные относительные тайны.
Вечная относительная тайна состоит из некоторой малоизвестной составляющей и некоторой абсолютно неизвестной составляющей (1 + АТ).
Примером вечной относительной тайны есть вселенная.
Степень познания вечных относительных тайн может со временем возрастать, но элемент абсолютно неизученного в сознании человеков в этом случае, как правило, не исчезает, а количественно и качественно в некой пропорциональности также возрастает (1 + 1 + 1 + АТ + АТ + АТ + АТ + АТ + ...).
ВрЕменная относительная тайна состоит из некоторой известной составляющей и некоторой временно непознанной составляющей (1 + ВНС).
Одним из примеров временной относительной тайны есть радуга.
Все временно относительно тайное рано или поздно становится явным (исследованным, понятным, открытым, известным).
Процесс познания представляет собой ни что иное, как постепенное преобразование тайного в явное.
К числу относительных тайн принадлежит все чудесное. Человекам, как правило, не дано знать заранее, что из чудесного является временно относительно тайным (мнимое чудо), а что вечно относительно тайным (истинное чудо).
Многое из ныне явного прежде было временно относительно тайным.
Не все относительно тайное является чудесным.
Все относительно тайное (пророчества, чудесные исцеления, чудесные преобразования и пр.) не может использоваться в качестве аргументов в обосновании каких-либо истин или веры. Относительно тайное ничего не доказывает, а само по отношению к себе требует объяснений, исследований и доказательств.
В сфере религиозного познания известно множество фактов фальсификации относительно тайного (чудесного).
Тайны также бывают личными, государственными, корпоративными и коммерческими, но в религиозной сфере эти явления не представляют большого интереса.
Слова "чудо", "чудеса", "чудесное" употребляются в славянских языках в повседневно-мирском и в религиозном контекстах.
Никаких сложностей с использованием и восприятием названных слов в повседневно-мирском контексте нет.
Употребление же этих слов (понятий) в религиозном контексте требует основательного изучения, разъяснения и нормирования (узуализации).
Истинно-чудесными могут быть самые разнородные события и явления от самопроизвольного развязывания шнурка на ботинке в определенный момент и до масштабно-уникальных астрономических инцидентов, т.е. истинно-чудесное имеет бесконечное множество смысло-содержательных вариантов реализации.
Но бесконечность эта отнюдь не всеохватывающая, а очень даже избирательная.
Для того, чтобы НЕЧТО признавалось истинно-чудесным, оно должно соответствовать одновременно шести обязательным критериям:
1) несомненная доказательность факта существования или свершения события или явления;
2) отсутствие в настоящем времени и (прогностически) в перспективе целостного научно-доказательного объяснения чудесного;
3) вариативность трактований чудесного;
4) соответствие явления категории вечно относительно тайного;
5) духовное нерукотворное нефизическое происхождение явления (первоисточниками чудесного могут быть бог и дьявол; дьявол способен совершать чудесное, искажать чудесное и имитировать чудесное);
6) включенность в целостное явление элемента чрезвычайности (необычности).
Таким образом, становится ясным, что для признания некоего явления чудом всякому человеку необходимо задействовать следующие способности и механизмы:
1) зрительное, обонятельное, осязательное и пр. восприятие, обоснованное доверие (вера) к сообщениям иных субъектов первичного восприятия, умственно-аналитическое восприятие;
2) умственно-аналитическое восприятие, память, опыт, информационно-поисковая деятельность;
3) умственно-аналитическое восприятие, память, опыт, информационно-поисковая деятельность;
4) умственно-аналитическое восприятие, логический анализ, вера;
5) опыт, память, рассудительное мышление, вера;
6) умственно-аналитическое восприятие, память, опыт.
(Перечень способностей и механизмов составлен в соответствии с перечнем обязательных критериев истинного чуда)
Учитывая вышеназванные критерии, способности и механизмы восприятия и идентификации не удивительным является факт вариативности трактований чудесного даже в ограниченной сфере религиозного восприятия.
По причине различий в мировоззрениях рационально необъяснимые разнородные события или явления могут восприниматься человеками:
- либо как чудо,
- либо как нечто таинственное,
- либо как случайность,
- либо как технология обмана.
Различия в восприятии различными человеками конкретных проявлений чудесного нисколько не отрицает факт существования чудесного как действительного явления.
При изучении широкого контекста накопленного опыта определяются также классифицирующие (нетипообразующие, необязательные) критерии.
Например, характер воздействия чудесного на человека.
В соответствии с этим критерием чудесное разделяется на:
- позитивно влияющее;
- нейтральное (не имеющее прямых явных последствий);
- негативно влияющее;
- двойственно влияющее.
Следует также отметить, что негативно влияющее чудесное как правило чудесным (чудом) не называется. Эти проявления в обыденном (религиозном) общении традиционно именуются божьей карой, происком сатаны и пр.
Чудесное с нейтральными следствиями часто называют знамением или знаком.
Чудесное с позитивными следствиями часто именуют дарами божьими и пр.
Разность наименований в данных примерах свидетельствует лишь о предыдущем длительном процессе стихийной (несистемной) классификации чудесного.
Чудеса могут обладать различной значимостью:
- индивидуальной (могут влиять на отдельного человека);
- ограниченно-массовой;
- неограниченно-массовой.
Все чудеса - опосредованные. Неопосредованных чудес нет и быть не может.
Чудеса бывают объектно-опосредованные, субъектно-опосредованные и комплексно-опосредованные.
В свершении субъектно-опосредованных чудес принимают деятельное участие живые существа (некий человек, птица и пр.).
Следует всегда помнить, что человек не может быть первоисточником чуда, и чрезвычайные способности человеков или животных нам должно воспринимать как чрезвычайные способности, но не чудесные.
По длительности свершения чудесное бывает:
- непрерывно-постоянным (например: вселенная, жизнь, любовь);
- эпизодическим (например: смертоубийственное падение мешка с кукурузой на голову преступно-жадного человека).
Видение чуда не объясняет сущности чуда и не является достаточным доказательством истинности чуда.
Возможность проведения физических замеров, инструментально-аппаратных исследований истинного чуда не позволяет получить достаточное подтверждение истинности чуда, как минимум, по причине невозможности физическими измерениями подтвердить божье или дьявольское происхождение исследуемого явления. Но для различения истинно-чудесного и мнимо-чудесного необходимо заниматься всесторонним исследованием чудесного. Вера в чудо не должна останавливать человеков в стремлении проникать в глубины чудесного, постигать принципы и нюансы различения истинных и мнимых чудес.
Мнимо-чудесное может длительное время трактоваться как истинно-чудесное либо в результате ошибочного восприятия (чему способствуют отказы или запреты на проведение профессиональных исследований чудесного), либо в результате целенаправленной фальсификации.
Мнимо-чудесное правомерно разделять на ошибочно-чудесное и ложно-чудесное.
Продуктивными вторичными источниками информации о мнимо-чудесном являются:
- устное народное творчество (фольклор);
- псевдо-религиозные сюжетные писания;
- произведения эзотерической и художественной литературы и др.
Следует уточнить, что ветер, град, молния и пр. - не чудеса. Это обычные явления физического происхождения, но избирательность их действия (под влиянием высшей духовной силы) вполне может оказаться истинным чудом.
В чуде проявляются превосходящие возможности первоисточника или даже опосредующего субъекта (делателя) чудесного.
Чудесное может вызывать в человеках чрезвычайное разнообразие чувств, переживаний, состояний и деятельных реакций: страх, удивление, заинтересованность, почитание, веру, недоверие, возмущение, негодование, огорчение - все, начиная от экстатического восхищения и до безумственной агрессии. И потому, в частности, все чудесное требует к себе спокойно-сдержанного рассудительного отношения. Тайное (чудесное) не должно быть объектом ритуального поклонения, НО должно быть предметом для системного изучения. Чудо не дает исчерпывающего знания, но может научать важным истинам.
Главное, что в процессе познания тайного человек совершенствуется.
Возможно, в этом и есть наиважнейшее предназначение тайного (богоисходящего чудесного) - совершенствовать человека, наполнять его жизнь позитивным смыслом, способствовать его сближению с богом.
Об одной из наибольших опасностей тайного (чудесного)!!!
На основе комплекса специфических и неспецифических свойств тайного (чудесного), а именно:
- объективной сложности в его изучении,
- высокой резонансности,
- аттрактивности (способность привлекать внимание) и др.
может формироваться мощный спекулятивный потенциал. Тайное (чудесное), как показывает опыт, способно служить исходным материалом для возникновения и распространения оккультных идей, учений и организаций. Оккультизм же - одна из наиболее древних мировоззренческих болезней человеческого сообщества.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10
В статье утверждается, что чудесное может и укреплять, и разрушать религиозную веру.