По документации, предполагалось установить двигатель М-17 (более надёжный, чем М-5), сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя, увеличить ёмкость топливных баков и установить башню с 76-мм пушкой. То есть предполагалось создать «ударный колёсно-гусеничный танк дальнего действия». В разработке принимала участие группа конструкторов в составе Бондаренко, Морозова, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова. В начале 1934 года началось производство прототипа, получившего индекс БТ-7. Первый образец был готов к 1 мая 1934 года, второй — к 7 ноября 1934 года.
Первые прототипы[править | править исходный текст]
На первых прототипах БТ-7 устанавливался курсовой пулемёт справа от механика-водителя, а башня имела форму эллипса со скошенной крышей. Проект предусматривал возможность установки существующих на тот момент танковых пушек: 76-мм КТ-28 или ПС-3 и 45-мм образца 1932 года без изменений в конструкции башни. В нише башни располагалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 шт. 76-мм снарядов, либо радиостанция.
Итог испытаний[править | править исходный текст]
Летом и осенью 1934 года танки прошли полную программу испытаний. Комиссия посчитала, что курсовой пулемёт для машины с экипажем в 3 человека является лишним, а башня имеет недостаток из-за несовместимости пулемёта с башней. В итоге в начале 1935 года в серийное производство был запущен танк с более простой башней от танка БТ-5. Однако, в целом от идеи колёсно-гусеничной машины с 76-мм пушкой не отказались, и со стороны ГАБТУ заводу было поручено разработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4.
Серийные модели[править | править исходный текст]
Модель 1935 года[править | править исходный текст]
Корпус серийного БТ-7 выпуска 1935 года представлял собой жёсткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, удлинённой суженной закруглённой передней частью и трапециевидной тыльной частью. Корпус собирался из броневых и стальных листов, преимущественно сварным способом, реже клёпаным. Наружные стенки были съёмными, внутренние представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка держался на восьми пружинных рессорах (свечах): двух горизонтальных и шести вертикальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих колёс. При движении на колёсном ходу передняя пара катков становилась управляемой, а задняя пара — ведущей. При гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.
В тыльной части располагались карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 400 л. с., 4-скоростная коробка передач, многодисковый сухой главный фрикцион, бортовые фрикционы и передачи, гитары (для привода колёсного хода), тормоза, а также топливные баки (два по бокам между бортовыми листами и один в корме).
45-мм танковая пушка 20К образца 1934 года и спаренный с нею пулемёт ДТ размещались в башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей. Кормовые и зенитные пулемёты, а кроме того, и радиостанции 71-ТК с поручневой антенной, устанавливались на части танков. В экипаж входило 3 человека: командир (наводчик), заряжающий и водитель-механик.
Модель 1937 года[править | править исходный текст]
Выпуск БТ-7 с конической башней начался в 1937 году. Вооружение танка не изменилось, но боезапас возрос на 44 снаряда (он достиг 188, а в танках с радиостанцией — 145 снарядов). На всех линейных танках устанавливался пулемёт ДТ в кормовой нише. Танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, устанавливаемыми на маске пушки для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. Позже аналогичные фары ставили и на танки более ранних выпусков. На смену четырёхскоростной коробке передач пришла трёхскоростная. Были внесены изменения в трансмиссию и усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода. В 1938 году на подвесках были убраны резиновые бандажи. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали повсеместно заменять на мелкозвенчатую. Толщина лобовой брони БТ-7 в ходе модернизаций достигла 22 мм, а боевая масса возросла до 13,9 т. Всего было изготовлено 4727 танков БТ-7 образца 1937 года.
Модель 1939 года (БТ-7М)[править | править исходный текст]
Четыре предсерийных БТ-7М выпустили в 1938 году. Серийный же выпуск танка (заводской индекс А-7М) начался с декабря 1939 года. Внешне танк почти не отличался от БТ-7. Основное техническое различие заключалось в установке на танк дизельного двигателя В-2 вместо карбюраторного М-17Т. Жёсткость корпуса БТ-7М была повышена за счёт установки раскосов, в днище появился подмоторный люк, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра-пылеулавливателя. Бо́льшая экономичность дизеля позволила сократить возимый запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках. Однако главное принципиальное преимущество дизельного двигателя над карбюраторным заключалось в низкой воспламеняемости: танки, комплектуемые дизельным двигателем В-2, были значительно безопаснее, чем их бензиновые собратья (следует особо подчеркнуть, что до самого конца Второй Мировой Войны ни одна страна, кроме СССР, Великобритании, Франции, США, Италии, Польши и Японии (т.е. за исключением Германии, практически все страны выпускавшие танки) так и не освоила выпуск дизельных танковых двигателей). БТ-7М выпускался до сентября 1940 года, некоторое время — даже параллельно с Т-34. Всего было изготовлено 716 экземпляров БТ-7М. Кроме того в мае 1940 года 72 танка БТ-7М получили двигатели М-17Т; 50 из них поступили в НКВД, а 22 передали флоту. Итого общий выпуск последней модификации БТ составил 788 танков.
Артиллерийский танк БТ-7А[править | править исходный текст]
Основная статья: БТ-7А
Параллельно с основной модификацией выпускались артиллерийские танки БТ-7А с башней увеличенного размера с 76-мм пушкой КТ-28 образца 1927—1932 годов и тремя пулемётами ДТ, один из которых располагался в шаровой установке справа от пушки, второй — в дверке ниши и третий — в зенитной установке П-40. Боекомплект танка состоял из 50 выстрелов и 40 у танка с радиостанцией (всего изготовили 11 машин), 3339 патронов. В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-30 и Ф-32. Всего было выпущено 154 танка БТ-7А, но 21 из них получил стандартную башню от БТ-7 с 45-мм пушкой.
В связи с установкой башни Т-26-4 с 76-мм пушкой в корпус танка были внесены некоторые изменения: увеличен диаметр отверстия в подбашенном листе, срезаны углы колпаков над радиатором и изменено крепление сеток колпаков; утоплены в крыше регулирующие стаканы первой пары опорных катков; изменена укладка боеприпасов в корпусе. Башня Т-26-44 — сварная, имела форму цилиндра с овальной нишей сзади. Её корпус состоял из двух полукруглых листов (переднего и заднего), крыши и ниши. Оба полукруглых листа сваривались встык друг с другом. Стыки листов с наружной стороны защищались броневыми накладками. Передний лист имел большое прямоугольное отверстие для установки пушки, две смотровые щели и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера. С правой стороны отверстия для пушки был вварен цилиндр, в донышко которого устанавливалось яблоко для пулемёта. В средней части крыши башни находился большой прямоугольный люк, предназначавшийся для посадки экипажа. Узкой планкой он разделялся на две части, закрывавшиеся сверху крышками. В башнях с зенитной установкой вместо правой крышки размещалось её основание и поворотный круг. В передней части крыши находились четыре круглых отверстия: справа впереди — для командирской панорамы, слева сзади — для флажковой сигнализации, в центре, над казённой частью орудия — для вентилятора и слева — для перископического прицела. В задней части башни имелось отверстие для установки антенны.
Опытные модификации[править | править исходный текст]
БТ-ИС-7 — с приводом на шесть колёс.
БТ-СВ-2 «Черепаха» — с новой формой бронекорпуса и башни.
КБТ-7 — командирский танк с неподвижной рубкой вместо башни[1].
ОТ-7 — огнемётный танк.
ХБТ-7 — химический танк, предназначенный для огнеметания, заражения местности отравляющими веществами, дегазации и постановки дымовой завесы.
ТТ-БТ-7 и ТУБТ-7 — радиоуправляемые танки (телетанки).
Также испытывались различные приспособления для повышения проходимости — болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т. д.
Служба и боевое применение[править | править исходный текст]
Танки БТ-7 поступали преимущественно на вооружении танковых бригад танковых корпусов, а также в отдельные танковые бригады и предназначались для развития прорыва в глубину обороны противника (в соответствии с теорией глубокой наступательной операции).
Боевое применение[править | править исходный текст]
Боевое крещение БТ-7 получил на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад, причём последняя совершила 500-километровый марш к месту боевых действий на колёсах. В целом танки получили хорошие отзывы, однако отмечались сложность управления, требовавшая высокого уровня подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащённость средствами связи. Маршал Г. К. Жуков позже отмечал их недостатки из-за неудобства применения этих танков на песчаном грунте на колесах. Все эти недостатки подтвердились в польской кампании в сентябре 1939 года и в войне с Финляндией. С другой стороны, танк не имел себе равных в манёвренности[2]. Танк стал гордостью и заслуженным символом автобронетанковых войск РККА в предвоенные годы, поскольку в наибольшей степени соответствовал представлению о танках как о главной ударной силе сухопутных войск.
Участие в Великой Отечественной войне[править | править исходный текст]
Слабая броневая защита корпуса не позволяла без катастрофических потерь использовать танки БТ в контрударах и во встречных танковых боях лета 1941 года. Броня лёгких танков БТ и Т-26 пробивалась всеми без исключения танками и бронемашинами Вермахта. Так-же броня лёгких танков поражалась пулей S.m.K.H. из немецкого единого пулемёта MG-34, состоящего на вооружении пехотного отделения Вермахта. Во многих случаях, танки БТ уничтожались на дистанциях, когда 45-мм пушка 20-К ещё не могла нанести танкам противника урон. Из-за этого, лёгкие танки часто использовались как самоходные орудия, ведущие бой из засад, с использованием естественных и искусственных укрытий, что увеличивало живучесть танка и позволяло подпустить вражеский танк на дистанцию, когда была возможность с близкого расстояния пробить броню вражеского танка и отразить атаку, не потеряв танк. Но при использовании танков как самоходных орудий, танки БТ серьёзно проигрывали танкам Т-26. Имея меньшую манёвренность, громадный, по сравнению с Т-26, расход топлива, большую заметность, большую шумность, сложность в обслуживании и эксплуатации. Об использовании танков БТ в прорывах и в обхватах противника не могло идти и речи. Насыщенная противотанковыми средствами оборона немцев, легко уничтожала средние Т-28 и Т-34, оказавшиеся в тылу Вермахта летом 1941г. ВОТ ТАК
Танк БТ-7 был хорошо известен в РККА. На него было подготовлено много опытных экипажей. Несмотря на то, что БТ-7 последних модификаций вызывали много нареканий в войсках, связанными с техническими недоработками, танк нравился танкистам. И использовался на полную возможность. Но наличие сильного противника в лице Вермахта, давал танкам БТ мало шансов на поле боя.
Тем не менее многие танкисты, используя опыт и возможности машины, добились больших успехов на БТ-7. Например, 23 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны, танк БТ-7 под командованием сержанта Найдина, из засады полностью разбил колонну немецких танков. Было уничтожено 12 танков и 10 орудий. В течение этого дня танк Найдина подбил еще 3 танка.[3]
Танки БТ-7 принимали участие в битве за Москву, Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944. Всю войну прослужили в тылу в учебных подразделениях. Последний раз БТ-7 принял участие в бою при разгроме Квантунской армии в августе 1945 года. Например, в составе 6-й гвардейской танковой армии, совершившей бросок через Большой Хинган, было около 211 БТ-7. Японские танки в 1945 году соответствовали по классу танкам БТ. Отсутствие насыщенности японской обороны противотанковыми средствами, позволило с успехом провести рейды и обхваты противника, на которые танки БТ и были рассчитаны. Заключительным аккордом 10-летней боевой службы стал победный парад в Харбине.
Оценка машины[править | править исходный текст]
По совокупности основных оценочных параметров — вооружения, маневренности — БТ-7 можно признать удачными[2] танками 30-х годов.
На июнь 1941 года почти все танки Вермахта, превосходили по бронированию танки БТ и Т-26. Pz.Kpfw.I единственный немецкий танк, который по бронированию соответствовал БТ. Но этот немецкий танк из частей «первой линии» уже был выведен. Танк Pz.Kpfw II, начиная с модели Ausf.C образца 1940г, уже имел лобовую броню башни и корпуса 30-35мм цементированной брони. На выпущенные ранее модели Ausf.A-B устанавливались экраны 10-15мм. 45-мм пушка 20-К летом 1941года с трудом пробивала на полигоне образцовым снарядом немецкую цементированную броню толщиной 32мм с дистанции 400м. Учитывая плохое качество бронебойных 45-мм и 76-мм снарядов в 1941 году, дистанция поражения немецких лёгких танков Pz.Kpfw.II была ещё меньше. Немецкие танки Pz.Kpfw.38(t), Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV на начало войны в основном имели лобовую броню 50-60мм. Которая не пробивалась 45мм снарядом с дистанции 100м.
Вооружение лёгких танков БТ и Т-26 более соответствовало поставленным задачам. 45-мм пушка 20-К позволяла вести борьбу с пехотой противника и его бронетехникой. Снаряд БТ превосходил по фугасному воздействию 20-мм снаряд Pz.Kpfw II и тем более пулемёт Pz.Kpfw I. Примерно соответствовал 37-мм снаряду Pz.Kpfw III ранних выпусков. Уступал снаряду 50-мм Pz.Kpfw III модификации Ausf.F и выше. Существенно уступал 75-мм снаряду Pz.Kpfw.IV .
Ощутимым был и тот факт, что за пять лет серийного производства конструкцию БТ-7 достаточно хорошо отработали. Вполне удовлетворительной была и техническая надёжность танка (разумеется, при нормальной эксплуатации)[2].
Вместе с тем, эксплуатация танка в войсках выявила ряд недостатков. Часть из них устранялась в процессе серийного производства, часть же была характерна для танков с колёсно-гусеничным движителем, и являлась поэтому неустранимой. Основные нарекания вызывал двигатель М-17, в основном из-за его невысокой надёжности. Карбюраторный мотор был к тому же очень «прожорливым» — за высокие показатели мощности и запаса хода приходилось платить большим расходом ГСМ. Общая ёмкость всех бензобаков составляла 790 л, а расход топлива на 1 км при движении на колёсах достигал 1,5—1,6 л, но этот недостаток в целом был устранимым, и был полностью решен в модификации БТ-7М, обладавшим уникальным по тем временам дизельным танковым двигателем В-12 (позднее - В-2) мощностью 500 л.с. Хуже обстояло дело со специфическими недостатками колёсно-гусеничной схемы. Резиновые бандажи при движении на колёсах по шоссе с твёрдым покрытием (таким как булыжник или асфальт) начинали разрушаться уже после 100 км пробега. Значительная часть забронированного объёма «съедалась» за счёт двойного борта. Основным же неустранимым недостатком можно считать высокую сложность привода колёсного хода, который к тому же при движении на гусеницах вообще являлся бесполезным грузом. Кроме того, при испытании на НИИБТ-полигоне в Кубинке было выявлено, что на практике переход с гусениц на колёса и обратно занимает около часа, в то время как в руководстве службы значилось 25—30 минут.
БТ-7 в компьютерных играх[править | править исходный текст]
в отечественной игре «Sudden Strike 3: Arms for Victory»;
в игре World of Tanks;
в модификации «Освобождение 1941-45» (Liberation mod) для Operation Flashpoint: Resistance;
в модификациях к серии отечественных игр «В тылу врага»;
в стратегии реального времени «Close Combat III: The Russian Front» (англ.) и её ремейке «Close Combat: Cross of Iron» (англ.);
в стратегиях «Блицкриг» и «Блицкриг 2»
в стратегии реального времени «Вторая мировая»
Стоит отметить, что отражение тактико-технических характеристик бронетехники и особенностей её применения в бою в компьютерных играх часто далеко от реальности.
См. также[править | править исходный текст]
БТ-7А — танк артиллерийской поддержки с 76-мм пушкой в увеличенной башне
ХБТ-7 — химический танк
ОТ-7 — огнемётный танк
БТ-42 — финское штурмовое орудие, построенное в период Советско-финской войны 1941—1944 гг. на базе трофейного советского танка БТ-7А
Сохранившиеся экземпляры[править | править исходный текст]
В экспозиции Военно-исторического музея Восточного (Дальневосточного) военного округа в Хабаровске
В экспозиции парка Окружного Дома офицеров Российской армии в Чите
В Музее военной техники «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме
Танк БТ-7 (образца 1935 года) — изготовлен на заводе № 183, г. Нижний Тагил. Установлен на заводе им. Малышева в Харькове.
Танк БТ-7 (образца 1937 года) — историко-культурный комплекс "Линия Сталина" под Минском.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев