Николая - одного из самых любимых и почитаемых святых. В нашем музее есть необычная икона, о которой мы хотели бы вам рассказать подробнее.
Но сначала, обратимся к сюжету, раскрывающему суровую и даже карающую зло и неправду сторону личности угодника Божиего. История благоверного царя Константина, созвавшего первый Вселенский Собор в Никее – тому пример. В результате двойной клеветы в тюрьме Константина Великого приговоренными к усечению мечем оказались трое военачальников – Непотиан, Урс и Ерпилион. Видевшие, как святитель Николай освободил от казни невинно осужденных, они взмолились ему о помощи. Сам претерпевший заключение в темнице за святую веру, Святитель, доселе неведомый Константину, явился ему во сне и властно повелел:
– Встань скорее и освободи томящихся в темнице воевод. На них тебе наклеветали, и они страдают невинно… Если ты меня не послушаешь и их не отпустишь, то я воздвигну на тебя мятеж,… и ты погибнешь злою смертию».
Удивившись такому дерзновению и размышляя, как сей муж осмелился войти во внутренние покои ночью, царь спросил:
– Кто ты такой, что смеешь угрожать нам и державе нашей?
Тот отвечал:
– Мое имя – Николай, я архиерей Мирской митрополии.
Наутро обстоятельства прояснились, а император отправил бывших узников к святителю с драгоценными дарами для храма в Мирах, поручая передать, что он исполнил его повеление: «…да не гневается на меня Христов угодник» . Эта парадоксальная ситуация, стала сюжетом ряда картин, фресок и икон.
Одна из них хранится в ОМИИ. Поступивший в собрание в 1987 г. от частного лица, образ «Явление святителя Николая во сне царю Константину» написан маслом на дереве, скреплен торцевыми шпонками. Икона подписная, в нижнем правом углу средника – подпись, имитирующая письмо пером, красной краской: «п: Е: Колмыковъ. 1843 […?]». В ГИМ хранится образ Бога Отца кисти Е.Ф. Колмыкова. Исследователи предполагают, что, видимо, не имевший академического образования художник, тем не менее, успешно выполнял епархиальные заказы.
В центре, с разведенными в стороны руками, изображен св. Николай в бордовой святительской фелони: левой, приподняв ладонь, он словно будит уснувшего на троне молодого царя с каштановыми локонами, правой, с опущенной кистью – будто утешает встревоженных седовласых узников. Нимб Николая, в виде нитевидных золотых лучей, образует вертикальный овал, доходя до пояса святого. Над ними, в левом верхнем углу иконы – полуциркульный арочный проем с решетчатым окном и надписью вокруг него в три строки: "Явленiе Святителя Николая чудотворца во сне царю Константину приказывает избавить Трехъ воеводъ от казни".
Живопись ориентирована на академический стиль, но композиция нарушает принцип единства времени и места: мы видим сразу две сцены в двух разных помещениях, разделенных фигурой Чудотворца, присутствующего в них обеих одновременно.
Детали дворцового убранства – тяжелая темно-зеленая атласная драпировка, трон с рокайльной резьбой, короной вверху и мягкой салатовой обивкой спинки и подставки для ног, дополнены стоящим слева пуфиком с бархатной бордовой обивкой и прямыми резными ножками. Такое смешение художественных стилей соответствует эпохе эклектики (историзма ) в России середины XIX века.
На обороте иконы, выше центра – надпись чернилами перьевой ручкой: «Благословение Кашинской Игуменьи Назареты Петровны Давыдовой Екатерине Петровне Федоровой 1848-го 1 апреля». Об игумении Назарете и ее судьбе и кончине нужно рассказывать отдельно . По всей видимости, икона из ОМИИ была привезена владельцами в качестве подарка наместницы из паломнической поездки в женскую Кашинскую Сретенскую обитель Тверской губернии.
Еще до поступления в музейное собрание на икону было получено экспертное заключение заведующего отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Н.В. Розановой, отметившей музейное значение образа. Музеем решается вопрос о реставрации этой редкой иконы.
Колмыков Е.Ф. Явление святителя Николая во сне царю Константину.
1843 г. Дерево, масло. Из фондов ОМИИ.
Литература
1. Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: Сентябрь [Репр. изд.].- Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1996. – 620 [2] с.
2. Жития святых Святителя Димитрия Ростовского. Месяц декабрь.- Козельск: Изд-е Св.-Введенской Оптиной пустыни, 1997. – 868 с.
(Материал подготовлен ст.научным сотрудником Т.Лазаревой)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев