У иконы необычная и интересная история...Есть такая икона и в наших фондах.
Икона Зна́мения Пресвятой Богородицы, представленная в зале Русской иконы XVII – начала XX века, поступила в собрание от частного лица в 1990 году.
По манере письма образ относится к «южной», «горящей» по колориту линии старообрядческой Ветки. Фон и поля иконы покрыты золотом с тонкой орнаментальной цировкой (гравировкой). В сочетании с насыщенными красками, «пылающим» красным в одеждах, деталях и надписях, утонченным рисунком крылатых бесплотных сил и самой величественной композицией, – икона воплощает в себе монументальность древнерусских святых образов. Жизнеутверждающее начало несет и мотив пышного цветения, заполняющего нимб Девы Марии и поля иконы. При этом тонкое и довольно темное лично́е письмо, серьезность и даже напряженность лика Богоматери словно останавливает зрителя и молящегося от беспечного любования.
Появление на Руси иконы Знамения Пресвятой Богородицы обусловило чудо, явленное во время междоусобной битвы жителей Новгорода Великого и осаждавшего город объединенного войска под началом суздальцев в 1170 г. Новгородцы выставили чудотворный образ Богородицы на крепостную стену, прося у Пречистой защиты. Одна из стрел нападавших попала в икону, и у Богородицы вдруг потекли слезы… Последовало смятение в рядах нападавших, и Новгород выстоял.
Иконография «Знамения» относится к типу Оранты (Молящей), где Богоматерь изображается фронтально, с молитвенно воздетыми руками и образом Богомладенца на лоне. Такое изображение восходит к пророчеству Исайи: «Итак, сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис. 7, 14). Другое название иконы – «Богоматерь Воплощение». По обе стороны от Богоматери изображены серафим и херувим, как бесплотные служители Христа и Его Пречистой Матери.
Особенности письма и орнаментики «Знамения» из ОМИИ имеют аналоги начала XIX века, так что вопрос датировки нашего памятника остается открытым.
Икона «Знамение». Россия. XIX в. , левкас, темпера; золочение, цировка. Постоянная экспозиция.
(по материалам статьи старшего научного сотрудника Т.Лазаревой)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев