Создание парков культуры в советской стране активно началась с конца 1920-х – начала 1930-х годов. Парк – это земельный участок с естественной или специально посаженной растительностью, с дорогами, аллеями, водоемами, предназначенными для прогулок, отдыха, игр. Регулярный парк имеет геометрически правильную планировку аллей, цветников, бассейнов и т.п. Советские парки культуры и отдыха – это культурно-просветительские учреждения, организации, занимающиеся лекционно-пропагандистской работой.
Коммунистическая партия уделяла большое внимание социальной политике, одной из основных задач которой было сохранение и укрепление здоровья советских людей, подержание их высокой работоспособности, увеличение продолжительности их активной жизни, через культурный отдых, спортивное оздоровление. Главная роль в коммунистическом строительстве отводилась рабочему классу. В программе КПСС, принятой на XXII съезде партии (31.10.1961 г.), основной целью программы было строительство коммунизма в 1961-1980 годы, говорилось: «В период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». По всей стране открывались зоны отдыха для советских граждан. Парки культуры и отдыха обычно размещались в населённых пунктах на территории садово-парковых, либо лесных участков, и становились визитной карточкой многих городов, в том числе Астрахани, населенных пунктов, и рабочего поселка Оранжереи.
Чередование труда и отдыха – важное условие плодотворности физической и интеллектуальной деятельности. Отдыхом может являться не только отключение от работы или мыслительной деятельности, но и чередование занятий, например, переход от чертежных работ или расчетов к художественной литературе. Эффективны такие формы отдыха, как кино, театр, музыка, выставки, музеи, спортивные состязания, различные хобби. Русский ученый Сеченов доказал, что работоспособность человека восстанавливается быстрее когда выполняются специально организованные движения другими не утомленными частями тела. Именно на этот сеченовский феномен активного отдыха опираются рекомендации по широкому применению средств физической культуры для поддержания и восстановления умственной и физической работоспособности человека.
Советские красивые парки, с площадями и аллеями, аккуратными скамейками, цветочными клумбами, гирляндами электрических огней, скульптурами и качелями привлекали горожан, сельчан, и, действительно, были созданы для отдыха. В самом парке велась огромная воспитательная работа с посетителями, направленная на формирование качеств, необходимых для строителя коммунизма. Это и политическая пропаганда (митинги, парады, лекции, беседы), и физкультура (различные спортивные игры, соревнования, спортивные аттракционы), и военно-патриотическое воспитание (военные игры, встречи с ветеранами революции, Гражданской войны, Великой Отечественной войны), и популяризация науки и техники (инженерные и селекционные кружки, лекции), и повышение уровня культуры (библиотека, театр, кино, танцплощадка). Большинство форм парковой работы носило массовой характер, что сплачивало людей.
Летний парк культуры и отдыха в рабочем поселке Оранжереи располагался в западной части села, по улице «Больничная», между больницей и школой, задняя часть была забором, так называемого, Кочетова сада (сад подсобного хозяйства рыбокомбината, названный в честь его руководителя – Афанасия Кочетова), основанного на базе бывшего сада купцов Сапожниковых. В 1930 - 1940-е гг. здесь была огороженная частоколом территория, разбита зона отдыха для работников предприятия, в центре площади стоял памятник В.И. Ленину. Памятник был построен в 1929 г., а его открытие было приурочено к очередной годовщине смерти вождя Советского государства и состоялось 22 января 1930 г. Памятник В.И. Ленину, как категория скульптурных произведений, посвященных основателю советского государства, стали неотъемлемой частью советской традиции монументального искусства (скульптурная лениниана – совокупность произведений искусства и литературы, посвященных В.И. Ленину), одним из символов советской коммунистической идеологии. В 2024 г. исполняется 95 лет памятнику В.И. Ленина, который в настоящее время находится в экспозиции музея.
В послевоенные годы началось активное возрождение, благоустройство села. Поселок Оранжереи преображался в 1950-1960-е гг., село стало озеленяться при директоре Оранжерейного рыбокомбината Григорьянце Георгии Рубиновиче (1953-1960 годы работы в данной должности), активно строиться при Глущенко Василии Дмитриевиче (1963-1969 годы работы), Енькове Константине Владимировиче (1969-1976 годы работы). Летний парк культуры и отдыха в рабочем поселке Оранжереи был заложен в конце 1940-х – начале 1950-х годов, вид на фотографии «Парк культуры и отдыха», 1952 г. [АМЗ НВ-16565/14]. Назван он был комсомольским, и носил имя Николая Островского, поскольку активная молодежь комбината была занята обустройством парка, проводила здесь субботники. На фотографии «Рабочие с лопатами разгружают землю при закладке парка культуры и отдыха», 1950-е гг. [АМЗ НВ-13350/34] запечатлен субботник: на двух грузовых машинах завезена земля для клумб, саженцев, рабочие в фуфайках, полушубках, сапогах, с лопатами разгружают землю, предположительно это ранняя весна.
От улицы, школы и больницы парк был огорожен красивым, основательным высоким забором, с решетчатым верхом, в виде шахматки, который украшал его фасад. Вид представлен на фотографии «Главный вход в парк», 1960 г. [АМЗ НВ-16077/1]. Входы в парк разделялся на главный, вто¬ростепенный и хозяйственный. Главный вход служат для приема основно¬го потока посетителей парка, он размещался со стороны улицы «Больничной» и представлял собой полукруглую арку, опирающиеся на массивные колонны дверей. Открывались двери для входа посетителей с правой стороны. Такой вид изображен на фотографии «В летнем парке у входа учителя, в том числе Ежова Е.К.», 1960 г. [АМЗ НВ-15029/118].
С правой стороны, напротив здания школы, находились хозяйственные двери, предназначенные для транспорта. В эти двери заезжали машины с продукцией, машины для вывоза мусора при проведении субботников и т.д. Еще одни двери, второстепенные, находились в ограждении парка. На фотографиях, представленных на выставке, можно рассмотреть устройство парка. На фотографии «Рабочие с лопатами разгружают землю при закладке парка культуры и отдыха», 1950-е гг. [АМЗ НВ-13350/34] на заднем плане видно ограждение парка: забор, высотой порядка 2-х метров, установленный на фундаменте (кирпичный) из досок в нижней части, в середине - секция из реек, вверху рама с решетчатым ограждением в виде шахматки. Между каждой секции, для придания устойчивости конструкции ограждения, находятся столбы, закрытые прямоугольными коробками из досок, декорированные рисунком из реек, вверху столб завершается навершием, в виде прямоугольной коробки, скошенной к низу. В заборе находится средняя по размерам дверь, второстепенная, обрамленная в верхней решетчатой части балками, в виде домика, опирающегося на колонны.
Перед центральным входом парка, в качестве декоративного украшения, по обе стороны стояли гипсовые скульптуры спортсменок: женщина с веслом, теннисистка с ракеткой. Они были установлены на постаментах. Скульптуры изготавливались работниками скульптурных комбинатов в огромных количествах во второй половине XX в., из дешевого материала – гипса. Стояли гипсовые фигуры и в самом парке, на аллеях. Это были фигуры спортсменок, балерин. Такой вид представлен на фотографии «В летнем парке у скульптуры балерины», 1950-е гг. [АМЗ НВ-15029/116].
Главным элементом центральной части парка служила скульптура В.И. Ленина, который величественно возвышался на постаменте. Памятник был расположен в центре цветочной клумбы, которая была огорожена кирпичным столбиками, по кругу, между ними металлические столбики с коваными цепями. Фигура Ленина соединяла все аллеи, грунтовые дороги парка.
Парковые объекты располагались по линейно-последовательной системе, так как протяженность его была достаточно большая. Со стороны хозяйственного входа, напротив школы, шла грунтовая дорога, которая соединяла противоположные парковые зоны. От памятника шли параллельные аллеи в правую и левую сторону, по обочинам дорог росли деревья, кустарники, большое количество сирени. Зеленые насаждения создавали определенную парковую композицию. С правой стороны от центрального входа, у дверей, располагалось помещение для кассы, здесь приобретали билеты на киносеансы, в том числе детские. На фотографии «Школьники за посадкой елочкой в парке на фоне центрального входа», 1950-е гг. [АМЗ НВ-13350/35] видно помещение кассы.
С правой стороны от центрального входа, далее, располагались беседки, скамейки, специально оборудованные площадки, домики. В первую очередь стояли ларьки рыбкоопа, сюда с утра завозили мороженое (из Астрахани), лимонад, сладкие газированные напитки: «Крем-сода», «Грушевый напиток», кулинарию, сигарет, папиросы для взрослых и многое другое. На фотографии «В парке на отдыхе», 1960 г. [АМЗ НВ-16077/9] видно устройство парка. Далее следовали другие ларьки, в том числе по продаже книг, как на фотографии «Продажа книг», 1960 г. [АМЗ НВ-16077/10]. За ними располагались помещения для настольных игр: шахматы, шашки. Для любителей размеренного отдыха проходили шахматные соревнования. Летом семьи оранжереинцев отдыхали здесь после работы, а также в течение дня, вместе с детьми. А дети с утра ждали, когда подъедет машина из города, чтобы купить стаканчики с мороженым. В 1970-е г. в поселке был открыт лимонадный цех, и цех по производству мороженого, и уже своя продукция поступала в ларьки.
Далее, с правой стороны, находилась спортивная площадка, здесь можно были поиграть в волейбол, в настольный теннис.
Спортивные игры были обязательным элементом активного отдыха сельчан, являлись средством снижения утомляемости, повышения работоспособности. На фотографии «Волейбольная площадка в парке», 1960 г. изображена спортивная площадка [АМЗ НВ-16077/8].
Вдоль стены, располагалось помещение для бильярда. Характерной особенностью всех бильярдных игр является передвижение шаров кием по поверхности стола через направляющий удар в продольном направлении стержня кия. На фотографии в экспозиции представлен момент игры на бильярде в рабочем клубе г. Астрахани, фотография «Игра в бильярд в рабочем клубе», 1950 г. [АМЗ КП-44047/11/Ф-21103] В бильярдной частенько состязались главные специалисты Оранжерейного рыбокомбината. Интерес к этой игре возрос в 1960-1980-е гг. На следующей фотографии представлен сам процесс игры «Плавзавод. В часы досуга играют в бильярд», пер. пол. XX в. [АМЗ КП-911/Ф-889]. В газете «Знамя Октября» Оранжерейного рыбокомбината № 33 от 19 августа 1961 г. указано, что требуется ремонт крыши помещения, и замена покрытия: зеленого сукна стола. Бильярдную, в основном, посещали мужчины.
На фотографии «Мужчины рассматривают «Книгу Почета», 1960 г. [АМЗ НВ-16077/5]. Мужчины всегда стремились одеться чисто, опрятно, мужская мода была менее популярна. В основном это костюмы. Брюки носили широкие, с ремнем, на талии складки, белые рубашки, или в полоску, неброский галстук (представители интеллигенции). Такими выглядят мужчины на фотографиях 1950-1960- х гг., например на фотографии «В летнем парке у памятника Ленину», 1960-е гг. [АМЗ НВ-15029/104].
Одной из главной составляющей культурного отдыха сельчан являлись танцы. Танцевальная площадка находилась в правом углу, на границе с забором Кочетова сада, назвалась она «Ракушка». Первоначально площадка была деревянная, настил деревянный, оркестровая площадка выполнена из дерева, полукругом. На танцах играл мужской музыкально-инструментальный ансамбль, из специалистов, работников комбината, других организация поселка. Играл духовой оркестр, музыканты агитбригады. Музыкальным сопровождением являлись и радиолы (проигрыватели пластинок), и бобинные магнитофоны, появившиеся в конце 1960-х-1970-х годах. На танцплощадке проходили вечера по разучиванию бальных танцев, вальсов, под магнитофонную запись. Об этом указано, например, в газете «Знамя Октября» Оранжерейного рыбокомбината № 31 от 5 августа 1961 г. На танцплощадке всегда собиралась молодежь. Разыгрываться музыканты начинали примерно в 17.30, а заканчивались танцы к 24 часам. В 12 часов ночи парк закрывался, самые последние посетители уходили.
С левой стороны, в домике с беседкой располагались павильоны для профсоюзной библиотеки, в беседке проходили передвижные выставки, это видно на фотографии «В беседке парка. Библиотекарь Петрова», 1960 г. [АМЗ НВ-16077/4]. Работники библиотеки проводили мероприятия, организовывали лекции. Здесь же была читальня, так как прессу: газеты, журналы не все сельчане выписывали, в читальном зале можно было познакомиться с последними новостями, почитать книги. Парк стал не только местом отдыха, с красивыми парковыми насаждениями, аллеями, но и мощным способом культурно-пропагандистского воздействия. Воздух, вода, зелень для оздоровления и отдыха трудящихся, сочетался с политическим воспитанием. Для работников клубов, библиотек были разработаны методические рекомендации списки литературы для проведения пропагандисткой работы. В парке выступали лекторы члены общества «Знание» Оранжерейного рыбокомбината.
Далее, на аллее располагалась Доска Почета Оранжерейного рыбокомбината, называлась она: «Наши маяки», на фотографии «Аллея «Наши маяки», 1960 г. [АМЗ НВ-16077/7]. Здесь же далее располагались стенды с информационным материалом, афиши мероприятий, кинофильмов, газеты под стеклом, стенды с наглядной агитацией, с социалистическим обязательствами комбината в честь очередного съезда КПСС, планы семилетки (1959-1965 гг.), карты страны, мира. Это видно на фотографии «Аллея стендов», 1960 г. [АМЗ НВ-16077/6]. На выставке представлена коллекция печатных изданий: афиши мероприятий, кино, буклеты, листовки, газеты, освещающие театральную жизнь города, области. Афиши готовил штатный художник клуба Оранжерейного рыбокомбината Карасев Г.А., фотография «Карасев - художник клуба, готовит афишу», 1960 г. [АМЗ НВ-16077/13].
В советской культуре присутствовал духовный стержень, связующее начало нашего пути с сегодняшним и завтрашним днем, в период сложных перемен в обществе, обнаживших проблемы западной массовой культуры, насаживаемых в обществе в 1990-2000-е гг. При всем засилье пропагандистской работы по распространению политики партии и правительства, всегда ценилась истинная духовность, трепетное отношение к национальным истокам, общечеловеческие ценности, отчетливо проявлялось стремление к идеалу, нацеленность на светлое будущее. Очень популярным было советское кино, советские люди знали всех артистов.
Для демонстрации кинофильмов был построен деревянный летний кинотеатр. Он находился с левой стороны от входа, у его границы к больничному забору. В кинотеатре работала широкоэкранная киноустановка, это видно на фотографии «Зрительный зал, сцена с экраном», 1960 г. [АМЗ НВ-16077/12]. Сцена кинотеатра находилась на возвышении, была деревянная, большая по площади, крыша и стены прямоугольной формы. Сиденья для зрителей, в виде лавочек, поднимались вверх. В самом верху находилась киноаппаратная, работала два кинооператора. Помещение киноаппаратной было кирпичное, пристроено отдельно, как двухэтажное здание небольшой площади. В газете «Знамя Октября» Оранжерейного рыбокомбината № 18 от 12 мая 1962 г., в статье «Один день нашего комбината» написано, что после трудового дня оранжереинцы приходили семьями в кинотеатр, в этот день, 12 мая, в парке 748 человек смотрели художественный фильм.
В кинотеатр приходили и семейные пары, и влюбленные пары, здесь назначались свидания.
Наиболее популярными фильмами 1950-1960-х гг. стали киноленты, посвященные Великой Отечественной войне, героям гражданской войны: «Летят журавли», 1957 г.; «Баллада о солдате», 1959 г.; «Судьба человека». 1959 г.; «Тихий Дон», 1957 г., «Максим Перепелица». 1956 г. и др.; кинокомедия «Карнавальная ночь», 1956 г., «Верные друзья»,1954 г., «Неподдающиеся», 1959 г., «Девушка без адреса», 1957 г., «Укротительница тигров» 1954 г., «Старик Хоттабыч», 1957 г., «Девушка с гитарой», 1958 г. Конечно, школьники, стремились попасть без билета на просмотр художественных кинолент, особенно, если это было кино до 16 лет. Сидя на ветках деревьях, росших вдоль ограды парка, «кормили» комаров, обмахивались веточками. Сегодня, со смехом, об этом вспоминают уже взрослые жители села, ветераны.
Женщины следили за образами киноактрис и старались во всем быть на них похожими, копируя их прически, наряды. В парке на скамеечках всегда сидели бабушки, которые рассматривали наряды приходящих молодых женщин. Платья шили на заказ в ателье, так как особого выбора в магазине не было, поэтому каждая женщина хотела быть непохожей на других в своем наряде. Советские женщины подражали не только актрисам, таким как Любовь Орлова, Людмила Гурченко, но и певицам, таким, как Эдита Пьеха и другим. Одежду женскую и мужскую 1950-1960-х гг. можно увидеть на фотографии «Группа жителей с. Оранжереи у памятника В.И. Ленину», 1952 г. [АМЗ НВ-16465/24].
Перед тем, как выйти на прогулку, в кино, женщины обязательно приводили себя в порядок. Прежде чем женщине нанести макияж во времена СССР, сначала надо было достать косметику, а потом постараться с её помощью подчеркнуть свою красоту. Но большинству советских женщин удавалось успешно справиться с этими задачами. Главными предприятиями косметической промышленности в СССР были московские фабрики «Свобода» и «Новая заря». В 50-60-е годы было открыто еще несколько фабрик в крупных городах СССР – Ленинграде, Краснодаре, Симферополе, Харькове и прочих. Дешевые пудры выпускались в картонных коробочках, похожих на зубной порошок. В 1958–1960 годах в СССР стали производить компактную и кремообразную пудру.
Духи «Красная Москва» во всем отражали официальную линию партии: и в названии, и во флаконе в форме кремлевской башни, и в композиции ароматов. В прошлом веке насыщенной смесью из гвоздики, мускуса и гелиотропа пах весь Советский Союз, и если первое время «Красную Москву» продавали по спискам ударницам труда и женам высокопоставленных партийных работников, то позднее приобрести ее можно было в каждом сельском магазине. Заметный след «Красная Москва» оставила и в советском кинематографе: флакон можно увидеть на тумбочке одной из героинь фильма «Девчата», в лентах «Покровские ворота» и «Большая семья».
На сцене кинотеатра выступали самодеятельные артисты, агитбригады Оранжерейного рыбокомбината, что видно на фотографии «На сцене парка агитбригада», 1960 г. [АМЗ НВ-16077/11]. Основное назначение агитбригады предприятия – сделать отдых жителей рыбацкого поселка, работников Оранжерейного комбината, выполняющих и перевыполняющих свои производственные задания, культурным и содержательным. Со сцены кинотеатра играл духовой оркестр дома культуры «Красная Звезда».
Приезжали с концертами и профессиональные коллективы - ансамбль «Моряна», другие творческие коллективы города Астрахани и области. Здесь проводили торжественные мероприятия, начиная с открытия парка, так, например, в газете «Знамя Октября» Оранжерейного рыбокомбината № 17 от 28 апреля 1962 г., напечатано объявление о том, что 29 апреля в помещении летнего парка в 8 часов вечера состоится торжественное собрание трудящихся комбината, посвященное Международному празднику трудящихся – 1 мая.
Одновременно просмотр кинолент, документальных, научно-популярных фильмов сопровождался лекциями, проходили кинолектории. Темы были разнообразные, одновременно осуществлялась работа по политическому просвещению населения. Содержание и формы агитационно-пропагандистской работы обогащались в период ответственных общественно-политических компаний, как например, 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции, праздники 1 мая, 9 мая и др. Парки культуры – не просто помещение или место на открытом воздухе. Они представляют собой место встреч, деловых контактов, разговоров. Именно эти возможности эффективно использовались в процессе политического воспитания.
За летним кинотеатром располагалась детская площадка с фонтаном, песочницами. Дети играли здесь в игры.
Вся территория летнего парка культуры и отдыха была озеленена, весной начинала зацветать сирень, кусты шиповника с красными и желтыми цветами, в начале лета зацветали розы, воздух был наполнен цветочным ароматом. Поселок оправдал свое благозвучное название – «Оранжереи», парк утопал в зелени. В 1959 г. в п. Оранжереи проживало 7035 человек, и произрастало 35 000 деревьев. Садоводческая бригада Кочетова выращивала ежегодно 100 000 цветов. Розы, канны, георгины, флоксы, хризантемы цвели и на улицах поселка, в парках, скверах, на территории рыбокомбината, летнего парка культуры и отдыха с весны до глубокой осени. Многие искали в парке уединения, тишины и свободы среди цветов, деревьев, «практически» находясь на природе. Таким образом, наряду с большими площадями объектов для массовых мероприятий, крупных праздников концертов, были предусмотрены парковые аллеи со скамейками, где можно было просто посидеть в тишине, в условиях естественного паркого пейзажа.
В конце парка, по улице Больничной, на углу, располагался дом сторожа парка. Сторож занимался охраной, следил за порядком, поливал клумбы. Все жители села помнят Ковбасу Лидию, которая строго соблюдала порядок, дети ее побаивались, поскольку она прогоняла безбилетников.
Вся культурно-массовая деятельность в летнем парке осуществлялась сотрудниками клуба «Красная Звезда» Оранжерейного рыбокомбината, которые на период весенне-летнего сезона организовывал здесь мероприятия, концерты. Перед открытием в парке обязательно проводили субботники, на которых работали не только сотрудники клуба, рыбкоопа, рабочие Оранжерейного рыбокомбината, молодежь, школьники. В парке работали рабочие по благоустройству территории, которые занимались зелеными насаждениями. Открывался парк весной, в зависимости от погодных условий – в конце апреля, или начале мая, закрывался парк осенью.
К сожалению, парк не сохранился до наших дней. Напоминанием о былом осталась и танцевальная площадка, которая в 1970-1980-е гг. была залита из бетона, и дом сторожа, в настоящее время он жилой. Но в памяти оранжереинцев живы светлые воспоминания о самых лучших молодых годах, поре юности, влюбленности, активного труда и отдыха в самом замечательном месте села – парке, который мог конкурировать с городскими парковыми объектами в плане озеленения, декоративного украшения. Возможно, недоставало здесь аттракционов для детей, каруселей, но сама территория парковой зоны, с цветниками, зелеными насаждениями, декоративными элементами, другими объектами, приближала население рабочего поселка к уровню городского, да и сам поселок вскоре стали именоваться городского типа, в 2001 г был преобразован в село.
Советские парки культуры и отдыха выполняли массово-политическую, культурно-просветительскую и физкультурно-оздоровительную работу. Сегодня парки могли бы предложить активные формы досуга, отдыха, отвлечения от виртуального мира, и поддержания психического здоровья. Остается надеяться, что когда-то парки вернутся и в наши города, села, будут возрождены или обновлены, как явление культуры. Опыт советской парковой культуры сегодня возможно использовать при реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», целью которого является благоустройство общественных пространств и дворовых территорий.
Источники и литература:
1. Населенные пункты Икрянинского района Астраханской области. Историко-топонимический справочник / Авт. Сост. М.А. Кирокосьян, С.А Бекмурзаева. – Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2023, - с.44-45
2. Большая советская энциклопедия. ( В 30 томах) Гл. ред.: А.М. Прохоров: Изд. 3-е. Т.19, Отоми - Пластырь - М.: «Советская энциклопедия», 1975 г.- 648 с., с.627-628.
3. Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. – М.: Знание, 1987. – 96 с., с.6-9.
4. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительской работы: Учебн. пособие для студентов ин-тов культуры. - М.: Просвещение, 1989,.- 237 с., с. 14-165
5. Кравченко А.И. Культурологи: Словарь. –М.: Академический Проект, 2001,- 672 с., с 286-287
6. Маячный В. Т. На Волжских островах. – Икряное: МУ «Информационно-издательский центр», 2006 – 208 с., с. 62
7. Полторанов В.В., Слуцкий С.Я.Здравницы профсоюзов СССР: Курорты, санатории, пансионаты, дома отдыха / Под ред. Козлова И.И. – М.: Профиздат, 1986. – 704 с., с. 6-7
8. Саруханов В.А. Агитбригада: Проблемы. Рекомендации. Сценарии.- М.: Профиздат, 1989. – 288 с.
9. Темнов Ю. Земля моя - судьба моя. – Волгоград: Нижневолжское книжное изд-во, 1970 – 93 с., с. 63-65
10. Организация и методика художественно-массовой работы: Учеб. Пособие для студентов ин-тов культуры/ Л.М.Генкин, А.А. Конович Б.Н., Петров и др. Под ред. Д.М. Генкина.- М.: Просвещение, 1987 г. – 192 с.
11. Знамя Октября / Орган бюро партбюро, профкома и дирекции Оранжерейного рыбокомбината/ № 31 от 05.08.1961 г., № 33 от 19.08. 1961г., № 17 от 28.04.1962 г. [Хранится в библиотеке села Оранжереи МКУК «Социально-культурный центр» МО «Икрянинский муниципальный район Астраханской области»]
12. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D1%80%D0%B4; 13. Карогда К.П. / В граните и бронзе»: Монументальное наследие советской эпохи https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-sovetskoy-monumentalnoy-skulptury-v-melkoy-plastike-transformatsiya-funktsiy-i-evolyutsiya-smyslov/viewer (дата обращения: 04.06.2024)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6