Все большую популярность в работе с детьми приобретает метод арт-терапии.
Арт-терапия - это направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве, целью которой является гармонизация личности как ребенка, так и взрослого.
Занятия творчеством под руководством арт-терапевта в привычной для ребенка игровой среде помогают ему справиться со страхами и неуверенностью в своих силах, с гиперактивностью и проявлениями агрессии, с неумением отстаивать свою точку зрения и боязнью публичных выступлений, помогают преодолевать возрастные кризисы и находить общий язык родителям со своим ребенком.
Кабинет арт-терапевта – это всегда самая притягательная для детей комната. Ведь чего в ней только нет. И куклы, машинки, фигурки деревьев и домов, уютно расположившиеся на полках шкафа; и ткани, дыроколы, кисти, холсты, к которым так и хочется прикоснуться и начать творить; и манящая ширма, песочницы и волшебные декорации. Глаза малышей блестят от предвкушения чего-то волшебного, при входе в кабинет, третьеклашки спрашивают «почему так мало?», и нет-нет, да и забегут старшеклассники порисовать и пофотографировать, забыв про социальные сети и компьютерные игры.
Так в чем же уникальность этого метода? Как отличить арт-терапию от просто занятий творчеством? Для кого она предназначена?
Сейчас существует много методик и технологий арт-терапии.
Попробуем рассказать о наиболее популярных из них.
При обилии игрушек в магазинах родителям очень сложно сделать правильный выбор и, не всегда угодив ребенку, приобрести именно то, что не навредит его душе. В куклотерапии используются только те куклы, которые сделаны руками ребенка или совместно с родителями под руководством арт-терапевта или же куклы из набора специалиста (тоже рукодельные). И подчас, многие мамы и папы удивляются, что ребенок, который теряет интерес к игрушке, спустя час после покупки, не расстается с самодельным героем месяцами, а иногда именно эти совсем неидеальные и сделанные из подручных материалов, куклы становятся самыми любимыми.
А дальше арт-терапевт ведет диалог уже не с ребенком, но с его куклой и обязательно за ширмой. Дети чувствуют себя безопаснее, разговаривая от лица персонажа. И уже позже к методу куклотерапии подключается метод сказкотерапии. Когда вместе с ребенком или группой детей придумываются концовки предложенных сценариев, разыгрываются уже известные сказки. Иногда это так увлекает и родителей, что дома возникают целые семейные театры. В такой игре моделируются социальные ситуации, отрабатываются конструктивные модели поведения. Еще очень важно, что все сюжеты в рамках арт-терапии, мы делаем с опорой на традиционное воспитание и веру
Занятия по песочной терапии, наверное, одни из самых долгожданных у детей. В большой деревянной песочнице, борта которой окрашены в синий цвет, разыгрываются рыцарские бои у мальчишек и сказочные истории у девочек. Возводятся большие города и замки из песка, формируется ландшафт, кукольные герои тщательно выбираются ребенком и занимают свои места в этом пространстве. Прежде, чем начать игру, добрый волшебник знакомиться с каждым персонажем, узнает какой у него характер, что он любит, а чего боится. Самое интересное, дети даже не догадываются, что каждый из увлекательных сценариев терапевтичен. А добрый волшебник (фигурка, которого находится и озвучивается арт-терапевтом) формирует особый рассказ, в зависимости от поставленной цели (страх остаться одному; боязнь собак; адаптация к новому коллективу; конфликты с родителями или учителями и другие).
Так же используются световые столы для песочной анимации, где малыши развивают мелкую моторику и графомоторные навыки, детки постарше пробуют создавать песочные мультфильмы.
Уникальным современным инструментом песочной терапии является кинетический песок шведского производства. Он не прилипает к рукам, при этом пластичен и легко держит, созданную руками ребенка, форму.
С детьми с особенностями развития занятия по песочной терапии реализуются на базе такого подхода, как сенсорная интеграция. Дети с расстройством аутистического спектра быстрее находят контакт со специалистом, учатся преодолевать сенсорные барьеры, сокращается количество актов агрессии и самоагрессии. У детей с нарушением зрения обогащается сенсорный опыт. Дети с нарушениями слуха, задержкой психоречевого развития, умственной отсталостью, синдромом Дауна и ДЦП развивается мелкая моторика, тактильная чувствительность, координированная работа анализаторов.
Для ребят постарше интересен метод фототерапии, когда они не только обучаются навыкам работы с зеркальным фотоаппаратом, но и учатся лучше понимать себя и окружающих, выполняя задания арт-терапевта, которые носят игровой характер.
Арт-терапия также является основным методом различных благотворительных проектов. Например, все вышеперечисленные технологии реализуются в рамках инклюзивного проекта «Свободный час для родителей, воспитывающих детей с особенностями развития», в котором принимали участие в качестве волонтеров и школьники Новоусманского лицея.
Отдельной строкой хочется рассказать о наших учителях: православные психологи и создатели метода терапевтического кукольного театра Медведева И.Я. и Шишова Т.Л., автор педагогической коррекционной песочницы Грабенко Т. М., автор метода комплексной сказкотерапии Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., фотерапевт Копытин А.И. Наверное, именно семинары, мастер-классы и лекции эти специалистов-соотечественников привили любовь к данному методу, а результаты занятий и благодарности от родителей показывают, что мы не ошиблись!
Шевцова Галина Геннадиевна
Педагог-психолог отделения раннего развития АУ ВО ОЦРДП «Парус надежды»
Сертифицированный арт-терапевт
Член Российской Ассоциации песочных психотерапевтов
Бухтенкова Нелли Николаевна
Педагог
Преподаватель иностранных языков
КОММЕНТАРИЙ:
Альбина Юрьевна Татаринцева
Кандидат психологических наук
Декан психолого-педагогического факультета ВГПУ
Занятия творчеством под руководством профессионального арт-терапевта помогают в игровой форме корректировать поведение, снижать уровень тревоги, закладывают навыки гармоничной личности с малых лет. Сейчас стало популярно обучать ребенка чтению и счету практически с пеленок, при этом совершенно забывая про поэтапность развития. Основываясь на ведущей деятельности (будь то предметная деятельность у детей от 1 до 3 или игра у дошкольников), учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, грамотно распределяя нагрузку в течении занятия, арт-терапия является гибким, но при этом действенным методом коррекции, главным принципом которой является «не навреди».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев