Вновь обращусь к теме так называемого "монголо-татарского ига".
Укоренившееся в нашем сознании еще со школьной скамьи понятие "монголо-татарское иго" нужно рассматривать не только как возможность монголов напасть и победить Русь, но и о главном выгодоприобретателе этого нашествия, ставящего под сомнение губительность "ига" для молодого русского государства.
Сейчас же я хочу поговорить о том, почему многим прямо вот не терпится опровергнуть сам факт нашествия, а если уж признать его, то обязательно в плане несостоятельности древнерусской государственности.
К чему я веду? Нет необходимости фальсифицировать историю, скрывать или отрицать какие-то факты, заменять их выдуманными. Искажение истории кроется не в сокрытии фактов, а в их трактовке.
Ну да, русские князья, как мы прекрасно помним еще со школы, погрязли в междоусобных войнах. Явилось ли это причиной поражения русских войск в битве при Калке в 1223 году или в результате похода Батыя в 1237-38 году? И да, и нет. Феодальные войны, не прекращаясь, шли по всей Европе, и Русь не являлась каким-то исключением. История знает, как объединенные княжеские дружины разбивали врага. Знает история, как объединенные княжеские дружины терпели сокрушительное поражение.
Если мы говорим, что феодальная раздробленность явилась причиной установления на Руси монголо-татарского ига, то последнее мы видим исключительно в том свете, что в результате Русь оказалась отброшенной назад в своем экономическом и политическом развитии.
Но если мы говорим, что под Ордынским "крылышком" Московское княжество усилилось, постепенно присоединило к себе не только соседние княжества, но и саму Орду, превратившись в мощное централизованное государство, то Орда со своим игом выглядят уже как некий щит, обезопасивший Московскую Русь от посягательств той же Литвы.
Мы говорим, что ордынцы сожгли на Руси множество городов. Да, это факт. Причиненный конкретно ордынцами ущерб налицо. Но, откровенно говоря, не все ли равно было киевлянам, кто сожжет и разорит их город в очередной раз - Батый или Андрей Боголюбский? Русские войска сжигали русские города и до монгольского нашествия, и во время "ига", и после него, причем, столько русских городов, как сами русские, не удалось сжечь всем иноземным захватчикам вместе взятым.
А с другой стороны. В 1240 году Батый захватывает Киев, захваченный ранее Михаилом Черниговским, хотя формально и официально Киевским князем считался Ярослав Всеволодович. И что делает Батый? Возвращает Киев Ярославу вместе с титулом Главы всех Князей Русских, чем способствует централизации власти на Руси и снижению накала междоусобных войн. Благо? Да, в перспективе для Руси это оказалось благом.
Здесь мы опять видим, что значение рассматриваемого события зависит не от результата, результат один и тот же, а от трактовки этого результата.
Платила ли Русь дань? Да, платила. Но, что интересно, сперва дань собирали сами князья и передавали ее в Орду. А потом дань стала поступать сперва в Москву, а уже князь Московский платил ее Орде. То есть, фактически Москва собирала дань со всех княжеств, а ордынская дань была проблемой самой Москвы, а значит, и "иго" было проблемой не Руси в целом, а исключительно Москвы. И это также способствовало централизации власти. Благо или вред был для Руси от уплаты дани в условиях такого "ига"? А вот, с какой стороны посмотреть.
А что мы имеем в результате? Именно "угнетаемая" Ордой северо-восточная Русь обогнала по развитию и поглотила, не только западные и южные земли, но и Великий Новгород, никогда никому не покорявшийся. Да что там Новгород? Сама Орда в итоге была полностью поглощена Москвой.
Интересно, да? Орда угнетала северо-восток Руси, а Литва развивала юго-запад. Ну так же ведь, господа альтернативщики: Орда - это плохо, а Европа, пусть и в лице Литвы - это прогресс? Но именно "угнетенная" Москва, а не свободный Киев стала настолько сильной, что вернула не только все земли русские, но и Литве по шапке надавала.
То есть, ни иго, ни подчиненное положение, ни дань не мешали Руси Московской развиваться и превращаться в ту силу, которая будет называться Россией.
А вот представим на минутку, что в 1237 году Владимирско-Московско-Рязанское войско разбило бы Батыя. Что, феодальная раздробленность исчезла бы? Да ни за что! А в результате не только Киев и Смоленск в XIV- XV веке могли быть захвачены литовцами, но и Москва. И какой бы была после этого история России, можно только гадать.
Так что, повторю, нет смысла отрицать нашествие монголов на Русь, нет смысла отрицать зависимость Руси от Орды. Просто нужно, основываясь на имеющихся фактах, сделать правильный вывод.
Комментарии 172
Под видом туристов путешествуют по отдаленным уголкам страны на дальних рубежах Якутии , Чукотки и прежних средиазиатских республик и ведут пропагандистскую разлогающую деятельность а нашим начальникам все пофигу. Разрушая сознание детей и молодого поколения воспитывают потенциальных предателей Родины. Расчет прост уйдет пожилое поколение с устойчивой психикой и они знают все обрушится. Это настоящая идеологическая война.
Максим Назаров
9.12.2020
Времена псевдоисториков: как в 90-х придумывались истории с новой хронологией, оболганным СССР и забытой империей тюрков
Появление новых «исследовательских» жанров и попытки пересмотреть отечественную историю как реакция на развал страны.
40
13 644 просмотров

Рисунок Николая Дихтяренко
Распад СССР и исчезновение цензуры привели к свободной дискуссии между историками о недавнем прошлом страны. Ранее запретные темы, в том числе, советские репрессии или политика вождей СССР, активно обсуждались на ТВ и страницах СМИ.
Авторитет официальной истории значительно упал. Этим воспользовалась люди, не имеющих должных навыков и образования, но готовых писать на исторические темы. Появилось новое направление — фолк-хистори. Оно проникло не только в литературу, но и на ТВ и радио, расколов научное сообщество. Ведь профессиональные историки не были готовы терпеть маргинальные теории и версии, которые порой доходили до абсурда, но всё равно пользовались попул...ЕщёРетро
Максим Назаров
9.12.2020
Времена псевдоисториков: как в 90-х придумывались истории с новой хронологией, оболганным СССР и забытой империей тюрков
Появление новых «исследовательских» жанров и попытки пересмотреть отечественную историю как реакция на развал страны.
40
13 644 просмотров

Рисунок Николая Дихтяренко
Распад СССР и исчезновение цензуры привели к свободной дискуссии между историками о недавнем прошлом страны. Ранее запретные темы, в том числе, советские репрессии или политика вождей СССР, активно обсуждались на ТВ и страницах СМИ.
Авторитет официальной истории значительно упал. Этим воспользовалась люди, не имеющих должных навыков и образования, но готовых писать на исторические темы. Появилось новое направление — фолк-хистори. Оно проникло не только в литературу, но и на ТВ и радио, расколов научное сообщество. Ведь профессиональные историки не были готовы терпеть маргинальные теории и версии, которые порой доходили до абсурда, но всё равно пользовались популярностью.
Фолк-историки как ответ на историческую разруху
После распада СССР история оказалась в двойственном положении. Цензура исчезла, и многие острые вопросы стали достоянием общественности, но при этом авторитет официальной науки упал. Общество, которое жило в идеологической изоляции, интересовали другие вещи. Официальная наука выглядела слишком скучно и не могла объяснить, что же произошло со страной в 20 веке.
Термин фолк-хистори появилсяблагодаря историку Дмитрию Володихину — специалисту по истории России средних веков. Фолк-историки – публицисты, пишущие труды, которые претендуют на научность, но не используют исторические методы, документы и источники в своих работах. Как правило, представители этого течения не имеют исторического образования и почти все их концепции носят скандальный и тенденциозный характер. Часто в своих работах они любят ссылаться «здравый смысл» и «логику» для объяснений событий в истории.

Дмитрий Володихин — автор термина фолк-хистори Фото Дмитрия Рожкова
Как учёные относятся к фолк-хистори? В основном отрицательно, ведь дилетанты занимаются вопросами, в которых не разбираются. Многие полагают, что подобные «историки» лишь хотят заработать на дешёвых сенсациях. Однако существуют и альтернативные мнения: доктор исторических наук Игорь Орлов считал, что это течение может приносить пользу.
Я считаю, что Гумилёв, Фоменко, Бушков вывели из спячки российскую историческую науку… Им всем надо сказать спасибо за то, что они взбудоражили историческую мысль.
Игорь Орлов
"историк"
Максим Назаров
9.12.2020
Времена псевдоисториков: как в 90-х придумывались истории с новой хронологией, оболганным СССР и забытой империей тюрков
Появление новых «исследовательских» жанров и попытки пересмотреть отечественную историю как реакция на развал страны.
40
13 644 просмотров

Рисунок Николая Дихтяренко
Распад СССР и исчезновение цензуры привели к свободной дискуссии между историками о недавнем прошлом страны. Ранее запретные темы, в том числе, советские репрессии или политика вождей СССР, активно обсуждались на ТВ и страницах СМИ.
Авторитет официальной истории значительно упал. Этим воспользовалась люди, не имеющих должных навыков и образования, но готовых писать на исторические темы. Появилось новое направление — фолк-хистори. Оно проникло не только в литературу, но и на ТВ и радио, расколов научное сообщество. Ведь профессиональные историки не были готовы терпеть маргинальные теории и версии, которые порой доходили до абсурда, но всё равно пользовались попул...ЕщёРетро
Максим Назаров
9.12.2020
Времена псевдоисториков: как в 90-х придумывались истории с новой хронологией, оболганным СССР и забытой империей тюрков
Появление новых «исследовательских» жанров и попытки пересмотреть отечественную историю как реакция на развал страны.
40
13 644 просмотров

Рисунок Николая Дихтяренко
Распад СССР и исчезновение цензуры привели к свободной дискуссии между историками о недавнем прошлом страны. Ранее запретные темы, в том числе, советские репрессии или политика вождей СССР, активно обсуждались на ТВ и страницах СМИ.
Авторитет официальной истории значительно упал. Этим воспользовалась люди, не имеющих должных навыков и образования, но готовых писать на исторические темы. Появилось новое направление — фолк-хистори. Оно проникло не только в литературу, но и на ТВ и радио, расколов научное сообщество. Ведь профессиональные историки не были готовы терпеть маргинальные теории и версии, которые порой доходили до абсурда, но всё равно пользовались популярностью.
Фолк-историки как ответ на историческую разруху
После распада СССР история оказалась в двойственном положении. Цензура исчезла, и многие острые вопросы стали достоянием общественности, но при этом авторитет официальной науки упал. Общество, которое жило в идеологической изоляции, интересовали другие вещи. Официальная наука выглядела слишком скучно и не могла объяснить, что же произошло со страной в 20 веке.
Термин фолк-хистори появилсяблагодаря историку Дмитрию Володихину — специалисту по истории России средних веков. Фолк-историки – публицисты, пишущие труды, которые претендуют на научность, но не используют исторические методы, документы и источники в своих работах. Как правило, представители этого течения не имеют исторического образования и почти все их концепции носят скандальный и тенденциозный характер. Часто в своих работах они любят ссылаться «здравый смысл» и «логику» для объяснений событий в истории.

Дмитрий Володихин — автор термина фолк-хистори Фото Дмитрия Рожкова
Как учёные относятся к фолк-хистори? В основном отрицательно, ведь дилетанты занимаются вопросами, в которых не разбираются. Многие полагают, что подобные «историки» лишь хотят заработать на дешёвых сенсациях. Однако существуют и альтернативные мнения: доктор исторических наук Игорь Орлов считал, что это течение может приносить пользу.
Я считаю, что Гумилёв, Фоменко, Бушков вывели из спячки российскую историческую науку… Им всем надо сказать спасибо за то, что они взбудоражили историческую мысль.
Игорь Орлов
историк
В российской фолк-хисторологии 90-х можно выделить несколько основных направлений:
Евразийство— труды Мурада Аджиева о государстве тюрков Дешт-и-Кипчак;
Советский реваншизм — реваншистские исследования Юрия Мухина о том, что польских офицеров в Катыни расстреляли немцы, а не коммунисты;
Либеральный — писатель Игорь Бунич, известный своей антикоммунистической и антисталинской позицией;
Неоязычники — Александр Асов, переводчик якобы древних славянских текстов;
Новая Хронология– теории математика Анатолия Фоменко и Глеба Носовского о Новой хронологии.
Фолк-историки как ответ на историческую разруху
После распада СССР история оказалась в двойственном положении. Цензура исчезла, и многие острые вопросы стали достоянием общественности, но при этом авторитет официальной науки упал. Общество, которое жило в идеологической изоляции, интересовали другие вещи. Официальная наука выглядела слишком скучно и не могла объяснить, что же произошло со страной в 20 веке.
Термин фолк-хистори появилсяблагодаря историку Дмитрию Володихину — специалисту по истории России средних веков. Фолк-историки – публицисты...ЕщёАвторитет официальной истории значительно упал. Этим воспользовалась люди, не имеющих должных навыков и образования, но готовых писать на исторические темы. Появилось новое направление — фолк-хистори. Оно проникло не только в литературу, но и на ТВ и радио, расколов научное сообщество. Ведь профессиональные историки не были готовы терпеть маргинальные теории и версии, которые порой доходили до абсурда, но всё равно пользовались популярностью.
Фолк-историки как ответ на историческую разруху
После распада СССР история оказалась в двойственном положении. Цензура исчезла, и многие острые вопросы стали достоянием общественности, но при этом авторитет официальной науки упал. Общество, которое жило в идеологической изоляции, интересовали другие вещи. Официальная наука выглядела слишком скучно и не могла объяснить, что же произошло со страной в 20 веке.
Термин фолк-хистори появилсяблагодаря историку Дмитрию Володихину — специалисту по истории России средних веков. Фолк-историки – публицисты, пишущие труды, которые претендуют на научность, но не используют исторические методы, документы и источники в своих работах. Как правило, представители этого течения не имеют исторического образования и почти все их концепции носят скандальный и тенденциозный характер. Часто в своих работах они любят ссылаться «здравый смысл» и «логику» для объяснений событий в истории.

Дмитрий Володихин — автор термина фолк-хистори Фото Дмитрия Рожкова
Как учёные относятся к фолк-хистори? В основном отрицательно, ведь дилетанты занимаются вопросами, в которых не разбираются. Многие полагают, что подобные «историки» лишь хотят заработать на дешёвых сенсациях. Однако существуют и альтернативные мнения: доктор исторических наук Игорь Орлов считал, что это течение может приносить пользу.
Я считаю, что Гумилёв, Фоменко, Бушков вывели из спячки российскую историческую науку… Им всем надо сказать спасибо за то, что они взбудоражили историческую мысль.
Игорь Орлов
историк
В российской фолк-хисторологии 90-х можно выделить несколько основных направлений:
Евразийство— труды Мурада Аджиева о государстве тюрков Дешт-и-Кипчак;
Советский реваншизм — реваншистские исследования Юрия Мухина о том, что польских офицеров в Катыни расстреляли немцы, а не коммунисты;
Либеральный — писатель Игорь Бунич, известный своей антикоммунистической и антисталинской позицией;
Неоязычники — Александр Асов, переводчик якобы древних славянских текстов;
Новая Хронология– теории математика Анатолия Фоменко и Глеба Носовского о Новой хронологии.
Новая хронология
Новая хронология – теория, которую сформулировали Анатолий Фоменко и Глеб Носовский. Основная идея состоит в том, что известная последовательность исторических событий (хронология) сфальсифицирована и нуждается в пересмотре. В середине 70-х в формировании теории участвовал доктор физико-математических наук Михаил Постников. Позже он поссорился с Фоменко и стал самостоятельно разрабатывать собственную реконструкцию истории.
Идея, что привычная хронология содержит ошибки, ранее высказывали и некоторые учёные. В 1721 году Исаак Ньютон в своей работе «Хронология древних царств» пытался пересмотреть древнюю хронологию и всячески развивал идею о том, что библейская история более соответствует истине.
Выслушав Фоменко, я спросил его: как можно делать выводы из столь неточного по своему характеру материала? Это ведь не раздел математической логики. Знает ли он, каков уровень точности в древних описаниях? Был ли Фукидид свидетелем событий, придавал ли значение разнице между полным и неполным затмениями? Одним словом, подобные выводы – очевидная нелепость.
Сергей Новиков
доктор физико-ма...ЕщёПредвестником «фоменковской теории» стали идеи народовольца Николая Морозова, который считал, что традиционная хронология неправильная. В 1970-е годы идеями Морозова заинтересовали математика Постникова, который организовал в МГУ «морозовский» семинар вместе с Анатолием Фоменко по изучению этой теории. В середине 70-х годов Фоменко провёл астрономические расчёты и якобы обнаружил сдвиги в традиционной хронологии. По его мнению, причина в неправильной датировке древних затмений, которые произошли значительно позже, чем принято считать в науке. Математик Сергей Новиков высказался об этих расчётах так.
Выслушав Фоменко, я спросил его: как можно делать выводы из столь неточного по своему характеру материала? Это ведь не раздел математической логики. Знает ли он, каков уровень точности в древних описаниях? Был ли Фукидид свидетелем событий, придавал ли значение разнице между полным и неполным затмениями? Одним словом, подобные выводы – очевидная нелепость.
Сергей Новиков
доктор физико-математических наук
Историки не могли стерпеть такого и вскоре последовали статьи, опровергающие идеи Фоменко и его последователей.