Иногда приходится слышать, что четыре или даже семь поколений отвечают за грех, совершенный в роду. Такое мнение иногда пытаются представить как учение Церкви и даже ссылаются порой на ветхозаветные тексты. Но верно ли это? Да, в Книге Чисел Бог описывается как "не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода" (Числ. 14:18). Но, как объясняет преподобный Ефрем Сирин, это касается тех случаев, когда дети и потомки лично и добровольно соучаствуют в грехе родителей, повторяя его. "Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим" - пишет прп. Ефрем. То есть, беззаконие отцов, продолжающееся в детях, наказывается тем, что такой род пресекается. И в другой книге Ветхого Завета сказано: "Я Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" (Втор. 5:9). То есть, если в каком-то роде четыре поколения подряд ненавидят Бога, этот род прекращает существование. Вот что означают эти слова. А иудеи стали со временем понимать их неправильно, полагая, что будто может человек праведный и благочестивый быть наказываем за грех своего отца или прадеда, которого он даже не видел. Отсюда выходили две ложных мысли: первая — Бог не справедлив, и вторая — если меня постигает какое-то наказание, то это не значит, что я грешен и должен исправляться, это предки мои нагрешили, а я такой хороший должен вот за них отдуваться. Они даже завели поговорку: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина". И вот, обличая это ложное понимание, Бог устами пророка Иезекииля говорит: "Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Все души — Мои: как душа отца, так и душа сына — Мои: душа согрешающая, та умрет... Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается... Я буду судить... каждого по путям его, говорит Господь Бог" (Иез. 18:2-4,19–30). А через пророка Иеремию сказал Бог: "Уже не будут говорить: отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина, но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет" (Иер. 31:29–30). То есть нет ответственности перед Богом за грех предков.И когда апостолы, показав на слепого от рождения, спросили Христа, не за грехи ли родителей с ним это приключилось, Господь прямо сказал: нет (Ин. 9:2-3). Поэтому упомянутое представление ошибочное. Бог справедлив и каждый наказывается за свои собственные грехи. Сказанное относится и к призывам "покаяться за грех убийства царя". В чужих грехах легко каяться, но Бог от нас ждет покаяния в наших грехах.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев