Фактор страха
Страх — это заблуждение веры, это результат отсутствия веры. Страх вносит в жизнь тех, кто его испытывает, различного рода ограничения, вызывает чувство подавленности, разрушает счастье, исключает возможность проявиться в полной мере величайшему источнику силы — животворности.
Эрнст Холмс, «Наука Разума»
Хотя и не многие люди это понимает, но страх играет очень большую роль в воспитании ребенка. А так как этот период связан с формированием нашего чувства неполноценности, мы должны понять, что страх характеризуется различными условиями.
1. Страх никогда не созидает.
2. Там, где есть страх, там нет любви.
Разрешите проиллюстрировать это двумя примерами воспитания в страхе. Похвала за хорошо сделанную работу, как в случае с добрым отцом, является условием позитивным, т. к. является жизненным опытом, связанным с приятными впечатлениями. Ребенок будет стремиться получить их снова и снова, демонстрируя новую активность.
Какие же последствия имеют следующие из описанных случаев? Там появляется страх, который является условием негативным. Ребенок не хочет, чтобы его снова ругали, и не проявляет большей инициативы. Более того, ребенок чувствует себя плохим, нелюбимым.
Переживание, связанное со страхом, остается в нашем сознании и еще долго оказывает свое влияние, хотя и кажется забытым. Память о переживании остается в подсознании, и бороться с этим очень трудно. Помните: страх закодирован в нашем подсознании. А теперь посмотрим, как приобретенные таким образом знания будут действовать в будущем.
Отец зовет сына и говорит ему, что насту¬пило время научиться пользоваться инструментами. При этом он считает, что сын дол¬жен радоваться.
Отец с удовлетворением думает, как он будет вместе с сыном работать в мастерской. И ничего не получается. Сын совсем не помнит события, случившегося несколько лет назад, но работа в мастерской связана у него со страхом, и он чувствует неуверенность. Отец потрясен. Ожидаемая радость сына меньше, сын даже и не старается делать то, что говорит ему отец. Каждая неудачная попытка приближает конец этого неприятного события.
Высказывания типа: «Ты что – тупой?», «Ты ничего не в состоянии делать», «И что же ты такой неуклюжий?», «Ну почему ты ни чему не можешь научиться?», «Ты никогда не будешь таким, как твой брат (сестра, друг и т.д.)», «Ты всегда обманываешь, тебе нельзя доверять»... только вызовут у ребенка страх действий.
И если добавить сюда множество негативных ситуаций, связанных с детством - разлитое молоко, разбитый стакан, порванные штаны - то ничего удивительного, что страх перед неудачей глубоко укоренился в сознании ребенка. И все эти страхи моделируют наш облик. Они являются главной причиной возникновения фальшивого чувства собственной ценности в этом мире - чувства неполноценности.
Продолжение следует....
Подписывайтесь и приглашайте своих друзей!
©Ангелина Могилевская @Ангелина Могилевская
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев