Р. ПАНЧЕНКО, школьник из Душанбе, задумался над идеей постройки аэромобиля-глиссера и решил реализовать ее. На рисунке внизу эта необычная модель. Разберемся, как действует этот "аэроглиссер" или "глиссеромобиль"
...Повернут выключатель, заработал микроэлектромоторчик. Воздушная струя, отбрасываемая винтом, толкает модель вперед, и она плывет по воде, словно глиссер. Но вот модель достигла берега, коснулась своими кончиками зубной щетки дна. СОПРОТИВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ РЕЗКО ВОЗРАСТАЕТ. Кажется, винт модель тянуть уже не сможет. Однако глиссер легко выходит из положения и почти не снижая скорости, ПРОДОЛЖАЕТ ДВИГАТЬСЯ ПО СУШЕ.
Что же помогает воздушному винту? Присмотримся к лыжам, на которые установлен корпус модели. НИЖНЯЯ ПОВЕРХНОСТЬ ИХ ОЩЕТИНИЛАСЬ ВОРСАМИ ЗУБНЫХ ЩЕТОК. И хитрость движения скрыта именно в них--ворсинки гибкие, они могут пружинить.
Обратите теперь внимание, что на одной из лопастей винта установлена свинцовая заклепка. ОНА СМЕСТИЛА ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ ВИНТА, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ ПОЯВИЛАСЬ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ СИЛА. Она раскачивает корпус вправо-влево, вверх-вниз.
В одних случаях направления центробежной силы и силы тяжести модели совпадают, а в других--нет. Ворсинки то сильнее прижимаются к низу модели, то распрямляются, словно пружинки, и слегка подбрасывают модель вверх. Трение уменьшается, и модель скачком перемещается вперед. За 1 оборот винта корпус модели продвинется всего на миллиметр, а то и меньше. НО ВЕДЬ СКОРОСТЬ ВРАЩЕНИЯ МИКРОЭЛЕКТРОМОТОРЧИКА БОЛЕЕ 1000 ОБ/МИН! Скорость движения модели, как видим, зависит, ОТ ВЕСА СВИНЦОВОЙ ЗАКЛЕПКИ И ДЛИНЫ ЛОПАСТЕЙ ВИНТА. Юный изобретатель советует сделать несколько винтов с разной длинной лопастей и разной массой заклепок, и выбрать лучший из винтов эксперементально.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев