Интересные сведения мы находим у знаменитого турецкого путешественника Эвлия Челеби (XVII век). В своей «Книге путешествий» он пишет: « Персы называют эти высокие горы Кухи Альборзи, потому что у подножья этих высоких гор (Эльбруса) поселились горцы племени б о р з и. Сведения Эвлия основаны на результатах его путешествия по землям Северного Кавказа и Поволжья в 1641-42 и в 1666-67 годах.
Впервые народ б о р з и упоминается в связи с миграцией булгарских племен, которые известный ученый Н.Я.Мерперт рассматривает как конкурентную группу тюркоязычных племен, проникшую из Азии в степи Северного Причерноморья и Приазовья. Вот что говорится в сирийской хронике Захария Ритера, составленной в IV веке. «За каспийскими воротами (живут) болгары со (своим) языком. Народ языческий и варварский, у них есть города и а л а н ы, у них пять городов. Из пределов Даду (Дагестана), живут в горах, у них есть крепости. Авангур – народ, живущий в палатках, авар, сабир, булгар, алан, авгар… баграсик (прил.36) – эти тринадцать народов живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием». Древние болгары располагались на Донце, низовьях Дона и на Северном Кавказе. Несмотря на некоторые искажения, в списке Захария Ритора в названии «баграсик» нетрудно увидеть сходство с названием «барсилы» (борзи). М.И. Артамонов, основываясь на анализе источников, предполагает, что племя с таким названием осело в северном Прикаспии вместе с савирами (другое племя болгарского круга) и занимало северную часть низовья Сулака и Терека. О барсилах упоминается и в других древних источниках. По сведениям Моисея Хоренского, барсилы – «сильное племя». Совместно с хазарами они совершали походы на Армению еще во II веке (прил.37). Византийская хроника Феофана: «Хазары – это народ, вышедший из Барсилии, самой дальней страны Первой Сарматии». Знали страну Барсилию и арабские писатели. В рассказе Баладзори и Кудама о встрече персидского шаха и тюркского хана местом действия называется Ал-Баршалия к северу от Дербента. Связь Барсили или Ал-Баршалии с племенным названием «барсилы» убедительно доказана М.И.Артамоновым и рядом других исследователей. Булгарские племена оказались беспокойными соседями как для кавказских народов, так и для Византии и Ирана. Они требовали увеличить дань, говоря: «Мы живем оружием, луком и мечом и подкрепляемся всякой мясной пищей». Но более сильным племенам (например, авары) они «почтили» блестящими дарами, рассчитывая тем самым обеспечить безопасность. Видимо, эта безопасность была настолько призрачна, что некоторые части савиров и барсил переселяются в Верховья Кубани. Так А.В.Гадло помещает оттесненные аварами части савиров и барсил по соседству с осами-аланами, уже в 549-550 годах. Правитель Абасгов Онсит с небольшим отрядом… удалился к жившим поблизости гуннам в пределы Кавказского хребта.
Весьма вероятно, что с этого времени закрепляется за карачаевцами и балкарами этноним савир. А.В.Гадло: «Представляется весьма существенным, что в этнонимике сванов тюркоязычные карачаевцы и балкары носят наименование савир, т.е. по существу именуются древним этнонимом савиров».
О возможности бытования в карачаево-балкарской среде другого этнонима – борзи, барсилы, берсула – говорит и Якоб Рейнегс. Немецкий ученый, побывав у подножья Эльбруса в 1780 году, отмечал, что на баксанских горах пасут свой скот 160 бедняков племени орузпи. А в самом начале XIX века другой немецкий ученый Ю.Клапрот сообщает: «К карачаевцам еще принадлежит живущее северо-восточнее от этих (кубанских карачаевцев) на горном хребте Чалпак (Джалпак) племя урусби». О том, что этноним барсилы-борзи-берсула-орузпи-урусби бытовал в среде карачаевского народа, говорит и такой факт. Вплоть до революции 1917 года жителей Балкарии, проживающих в баксанском ущелье, называли орузпиевцами (урусбиевцами).
В то время, как отдельные подразделения барсил переселялись в 50-х годах VI века к подножью Эльбруса, вступали в связи с добулгарскими племенами, оставшаяся же в Прикаспии часть барсил была вовлечена в жизнь Великой Булгарии. Но после захвата власти хазар часть булгар во главе с ханом Аспарухом ушла на Дунай и, покорив жившие там славянские племена, положила начало Дунайской Болгарии (прототип современной Болгарии). Вторая часть булгар, в составе которых были и барсилы, передвинулась на север к Дону, а отсюда – на Волгу, положив тем самым начало Волжской Булгарии (современный Татарстан). О части барсил, оказавшихся в Волжской Булгарии, пишет Ибн Руст: «Волжские булгары делились на три племени: бер-сула, эсегелы, булгары». Третья часть барсил в составе орды Батбая продвинулась к верховью Кубани и в Приэльбрусье. О том, как продвигалась орда Батбая, свидетельствуют данные археологических памятников (350\ 5). В районе современного города Невинномысска орда разделилась на две части: одна из них двинулась по правому берегу реки Кубань на территорию современной Карачаево-Черкесии; другая – продолжила перекочевку в направлении Пятигорья. Несмотря на уход в горные районы, северокавказские булгары хана Батбая остались в сфере влияния Хазарского каганата. Хазарский каган Иосиф, гордо именуя себя «царем Тогармским», подчеркивает этим могущество своей власти, простиравшейся не только на хазар, но и на все остальные тюркские народы; перечисляет территории, платящие ему дань, называя и Эльбрус. В том письме, датированном 934 годом, впервые и появляется слово «эльбрус» в форме «Эльборус», как название самой высокой горы Кавказа и описывается происхождение народа хазар (прил.36).
Таким образом, ранние булгары и родственные им племена савиров и барсил в результате двух последовательных переселенческих волн VI-IX веков оказались в верховьях Кубани и в Приэльбрусье, а также сыграли важную роль в формировании карачаево-балкарского народа. Массовое расселение булгарских племен на современной территории Карачая и Балкарии подтверждается и археологическими данными ( Трифонов Юрий. Откуда пошел род Урусовых ).
А если предположить, что источники смешивают полное имя Барас (Борус) с названием народа (барсилы, берсула), подвластного этому лиц. В подтверждение этой гипотезы проведем этимологический анализ слова барсилы (берсула) (прил.36). Слово барас состоит их двух компонентов: б + арас (б + орус; б + урус), что означает «князь воды, реки». Здесь отчетливо проступает смешение собственного имени с титулом бий (князь). Современное имя Урусбий, широко распространенное среди карачаево-балкарского народа ничем не отличается от рассмотренного, только перестановкой компонентов «князь реки» или «речной князь». И действительно, в начале нашей эры барсилы занимают низовья Сулака и Терека, а в VI-IX веках и в последующие столетия – верховья Кубани, Малки, Баксана.
Итак, анализ предполагает, что первоначально имя одного из десяти сыновей Тогармы (Плетнева, 1976г.с.7) было Урус-Оруз в значении «вода, большая река». В источниках, запечатлевших эти события, в результате смешения собственного имени с титулом, получается Биз (Баскаков, 1985, с.14) ( т.е.бий + Оруз-Урус). Далее это имя Биз смешивается с названием народа, подвластного данному лицу, и передается как Биз-л. В более поздних источниках название этого племени передается уже в исконной тюркской форме: орузпи, урусби, урусбиевцы.
Вспомним «Книгу путешествий» Эвлия Челеби: «Персы называют эти высокие горы Кух-и Альборзи, потому что у подножья этих высоких гор (Эльбруса) поселились горцы племени борзи». Имея представление о племени борзи, рассмотрим слово «эльбрус». Во-первых, слово «эльбрус» в форме «Аль-борзи» впервые появляется в письме хазарского царя, датированном 934 годом. Во-вторых, источники локализируют к этому времени покинувших Прикаспий барсил (борзи) у подошвы Эльбруса. В-третьих, восточные летописцы страну, населенную племенем барсил, называют Ал-Баршалия. Что же получается? По именному названию племени называется страна, а по названию страны с добавлением еще «Кух-и» Альборзи персы называют гору Эльбрус? И это возможно! В персидском языке слово «Кух (Хох)» имеет значение «гора». И в полной передаче Кух-и Альборзи первоначально, по всей видимости, имело следующее значение: кух (гора), ал-эль (народ, люди), борзи (бий+Оруз-Урус), т.е. буквально «гора людей (племени) речного князя».
Эти нити, связывающие современную фамилию Урусовы с ее первоначальным ядром, т.е. племенем барсил (борзи), были спутаны во время нашествия монголов на Северный Кавказ.
Но, возможно, фамилия Урусовых появилась и от половецкого хана Урусоба, правившего в XII веке половцами. Ведь предки карачаевцев и балкар были тюркоязычными. Частичное проникновение тюрок в Карачай могло иметь место еще до монгольского нашествия. Однако нет оснований считать их предками карачаевцев, так как последние переселялись в Карачай из баксанского ущелья на рубеже XVII-XVIII веков (1643-1654). Так как Балкарией и значительной частью Карачая до XIII века (1223г.) прочно владели аланы, то нельзя относить появление здесь карачаевцев и балкар до XIII века. Но непосредственно после монгольского нашествия предгорьем Центрального Кавказа овладели кабардинцы, и это должно было сильно затруднить переселение тюрок в горы, так как последним требовалось бы пройти через земли, занятые кабардинцами. Поэтому наиболее вероятным остается предположение, что тюркоязычные предки карачаевцев и балкар появились в горах не до и не после монгольского нашествия, а во время его. Русская летопись 1223 года и сочинения арабского писателя того времени Ибн Ал-асара рассказывают о походе монгол на Северный Кавказ в 1221-23 годах, что, пройдя через Азербайджан и приморскую часть Дагестана, монголы направились в земли кипчаков (половцев), разбили их, «остальные бежали в болота и на вершины гор, покинув землю свою, и ею овладели эти татары». Позже, в XVII веке, известный Абу-л-Гази, писал, что когда половцы оказались разбиты монголами, то «большинство из них ушло в юрт черкесов и туманов» (черкесы - горцы Северного Кавказа; туманы - Кумыкия, в XVI веке, город Тюмень (не сибирский, а среднеазиатский). Здесь они смешались с остатками разбитых алан. Пребывание половцев в горах Северного Кавказа подтверждается рядом погребений XIII-XIV веков в районе сел верхнего Чегема. Погребения совершались в деревянных ящиках. Язык кипчаков оказался более устойчивым, чем местный, и стал господствующим. Кипчакские слова и выражения полностью соответствуют цокающему диалекту современного балкарского литературного языка.
В начале этой главы было отмечено, что после гибели Урус бия (князя Ногайской орды) в 1590 году его и его сына хоронят в селе Верхний Учкулан (современное название). И это пройдя расстояние около 1000 километров от междуречья Урала и Волги через враждующие племена и народы Малой Ногайской орды, калмыков, казахов и других народов. Все это означает, что Карачай их родина, предки Урус бия были захвачены татарами в 1220-1223 или 1238-1239 годах, и они шли домой, устав от войн. Позже часть рода Уруса, получив по праву наследования титул князей, переселилась из Учкулана (т.е. верховьев Кубани) в Приэльбрусье, основав селение Урусбиевское (Верхний Баксан), при этом связь со старой фамилией не прерывали.
Таким образом, ногайцы тоже имеют право на приоритет образования фамилии Урусовы на Северном Кавказе.
Сделав отступление племени орузи и Урусовых, вернемся снова в 1780 год, когда 160 бедняков племени орузи пасли свой скот под горой Эльбрус. Отметим, что балкарские селения находились в труднодоступных ущельях рек Баксана, Чегема и Черека. В 1770 году в четырех (без урусбиевцев) балкарских общинах насчитывалось 1560 дворов (семейств), в том числе - Балкарском – 1000, Безенгиевском – 100, Хуламском - 100 и Чегемском - 360. Если иметь в виду, что каждая большая семья состояла из 10-12 человек, то получим от 15 до 20 тысяч человек.
В Балкарии господствовали таубии (князья):
- в черекском обществе – Абаевы, Айдебуловы, Жанхотовы, Мисаковы;
- в хуламском – Шакмановы;
- в безенгиевском – Суншевы;
- в чегемском – Балкаруковы и Келементовы;
- в баксанском – Урусбиевы, находящиеся в вассальской зависимости от кабардинских князей Атажукиных.
Итак, урусбиевцы поселились после чегемского ущелья в местности Камык баксанского ущелья (1715-1743), а затем перешли выше по ущелью в местность Ичкумель. Сюда же прибыли и две семьи подчиненных им вассалов, а также незначительное число крестьян и рабов. Позднейшие поселенцы должны были просить землю у урусбиевых, которые, впрочем, наделяли их с большой щедростью, дорожа приобретением рабочих рук.
Вскоре возник конфликт между урусбиевцами и кабардинским князем Атажукиным, которым урусбиевцы должны были платить дань. Начались военные действия. Атажукиным помогали чегемцы, а урусбиевцам - сванеты. Борьба имела переменный успех; Атажукины отступили, но борьба, видимо, закончилась не в пользу урусбиевых, которые вынуждены были уйти с Баксана в Карачай (на свою родину?). Балкаруковы (чегемцы) отвоевали у урусбиевцев местность Белым и земли современного села Бедык. Род Урусбиевых переселился еще выше по Баксану в Баксанскую долину, основав там аул Урусбиевский (1795г.). Из четырех братьев Урусбиевых, сыновей Чепеллеу (прил.39) (Алий, Исмаил-2, Магомет и Кандаура), особенно в непримиримом отношении к насильникам находился средний сын Кандаура. После трагической смерти (1795г.) Кандаура его жена Уба-Бийче, опасаясь за жизнь сыновей Эльмырза и Алхаза, вместе с младшим братом мужа Магометом, 100 дворами подвластных крестьян и другими выходцами из Баксанского ущелья переселились в местность Джамагат (приток реки Теберды) Карачая.
Вероятно, что и до баксанских переселенцев в Джамагате проживало некоторое население. Здесь находили приют и защиту абреки из окрестных горских племен. Но эпидемия чумы, пронесшаяся над Северным Кавказом, уничтожила это поселение. В Карачае, кроме Джамагата, были опустошены и другие поселки, целые фамильные кварталы в Учкулане… Хурзуке. Среди балкарских переселенцев умерли Алхаз и Эльмырза Урусбиевы. С известной долей вероятности можно полагать, что 1808-09 года были роковыми для Джамагата, поскольку конец 1809 года характеризуется как начало отступления эпидемии на Северном Кавказе, хотя она и продолжалась вплоть до 1812 года (300\43\ 140). В преданиях говорится, что оставшиеся в живых жители Джамагата разбрелись в разные стороны. В 1883 году в Верховьях Теберды К.Ф.Ган записал трагическую «элегию», описывающую горе Уба-Бийче Урусбиевой (211а\ 108). Аналогично воспроизводится и в песнях «Эмина» (чума) или «Урусбиевы», а также поэма М.Ю.Лермонтова «Хаджи Абрек».
Обратное перемещение баксанцев проходило двуэтапно. Часть из них осела среди кубанских карачаевцев (50 домов, построенных при впадении Хурзука в Кубань с правой стороны (современный Учкулан)), а другая часть – среди своих сородичей в районе Джалпак (211а\107). Об этом пишет Ю.Клапрота (1808г.): «К карачаевцам принадлежит еще род Урусби, живут к северо-востоку отсюда (т.е. Кубани) на отрогах горы Чалпак (Джалпак), которая отделяет Карачай от Баксана. Здесь насчитывается 150 семей». Эти сведения говорят о том, что в это время карачаевцы и балкары жили совместно. Поэтому даже в более поздние времена выходцы из Баксана называли себя карачаевцами, баксанскими карачаевцами. В 1860 году 21.1% жителей Баксана (Урусбиевцы) называли себя карачаевцами, а во время переписи 1897 года – 216 человек.
В Карачае, на правом берегу реки Джамагат, (приток реки Теберды) находятся могилы-склепы двух братьев Урусбиевых – Алхаза и Эльмырзы. Вблизи могил расположены развалины селения. Карачаевцы передают, что здесь жили выходцы из Баксанского ущелья.
Из погибшего Джамагата в верховья Баксана (в Баксанскую долину, куда переселились оставшиеся три сына Чепеллеу) возвратились из урусбиевых единственный сын Магомета (прил.39) – Мусос Урусбиев со своими подданными в 1809 году. Во время возвращения урусбиевцев из Карачая старшим баксанского общества (Урусбиевых) стал Оруспий, сын основателя атаула Алийлары. После смерти Оруспия его заменил Мырзакул, сын Исмаила-2, двоюродный брат погибших Алхаза и Эльмырзы. Во времена Мырзакула, гласит предание, старшими в роде Урусбиевых были Мырзакул, Кучук и Мусос. Кроме них, среди мужчин Урусбиевых жили семеро сыновей Оруспия, четверо Мырзакула, один Келемента и два Мусоса. Таким представляется тукум Урусбиевых к 1830-м годам.
К концу 20-х годов в Баксанскую долину возвращается часть урусбиевцев с Джалпака Карачая и некоторые карачаевцы с Большого Карачая .
В 30-х годах XIX века население баксанских урусбиевцев насчитывало 88 дворов, а карачаевцы обитали в верховьях Кубани, Теберды и Учкулана, но в источниках 40-х годов XIX века район верховьев Теберды отмечается как район, где отсутствуют поселения.
Чума, пронесшаяся в начале века по Северному Кавказу, истребила 5\6 части населения. Походы русских генералов Ермолова в 1822 году в Кабарду и Балкарию и Эммануэля в Карачай в 1828 году разорило и развеяло почти всю Кабарду (убито 10 тысяч душ), поэтому их влияние на карачаевцев и балкарцев ослабло. В свою очередь последние, испытав силу оружия русских, сделались не так предприимчивы к хищничеству, начали обращать внимание на свое хозяйство.
После возвращения урусбиевцев из Карачая, отношения их с Атажукиными оставались напряженными. Об этом говорит поданное в 1822 году Урусбиевым на имя генерала А.П.Ермолова ходатайство о дозволении ему снова переселиться, на этот раз в пределы России, на правый берег реки Кубань. Ходатайство было отклонено.
Рассматривая урусбиевцев, мы рассмотрели и саму Балкарию, ее общества малкарцев (балкарцев), хуламцев, безенцев и чегемцев до наступления русских на Кавказ. А что было у карачаевцев? Мы их оставили, когда в 1654 году А.Ламберти указал, что северо-западнее сванов находятся карачаевцы. Отсюда следует, что карачаевцы ушли из Баксана между 1643 и1654 годом. После долгих поисков карачаевцы нашли долину Хурзука, здесь они «осели» прочно, постепенно расселились по соседним долинам рек - так был основан Большой Карачай, занимающий в настоящее время три сравнительно больших аула Хурзук, Учкулан и Карт-Джюрт. Эти три аула вместе с двумя, Даутом и Джазлыком, расположенным на реке Даут, составляют старый аристократический Карачай, населенный преимущественно биями (князьями) и их немногочисленными бывшими крепостными. С течением времени население верхней Кубани возрастает как следствие привода пленных, так и от пришельцев. В карачаевцах резко отличаются признаки типов мингрельского, чисто татарского и абхазского, именно народов, живущих в соседстве с Карачаем.
Кроме этого, терский воевода М.И.Волынский в 1643 году упоминает о «карачаевских черкесах», которые жили «в Кабарде… под пяти горами», т.е. около Пятигорска.
Основную роль в хозяйстве Карачая играли скотоводство и охота, мало земледелие. Производство в основном домашнее: кузнечное дело, выработка железной руды. Местные мастера изготовляли разные металлические вещи, необходимые для быта и погребения. Из дерева изготовлялась значительная часть орудий труда, домашняя утварь. По рассказам, Карачай покорен в 30-е годы генералом Эммануэлем (27 октября 1828 год – каменная плита с этой датой завоевания русскими Карачая). Верхушка Карачая, осознав невозможность противостояния оружию русских, покорилась им. Эта победа положила начало русскому владычеству в Карачае. Были установлены пикеты вдоль Кубани, которые контролировали ход событий жизни карачаевцев.
После освобождения крепостных, прошедшего в Карачае в конце 60-х годов XIX века, были заселены ущелья ниже Большого Карачая бывшими крепостными, составляющими так называемый Малый Карачай (Теберды, Сенты…). Крепостные частью сохранили свои прежние прозвища, частью присвоили себе фамилии своих господ. В Учкулане известны своею многочисленностью фамилии Байракуловых (более 60 дворов), Байчоровых (40 дворов), Урусовых (десятка два дворов по 20-25 человек в каждом дворе) и т.д. По данным Дьячкова-Тарасова (т.1,1928,с.21), в Учкулане У р у с о в ы по своей численности превышали представителей родов Тебуевых, Айбазовых, Шамановых, Семеновых вместе взятых!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев