Аллах Всевышний сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который
сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил
много мужчин и женщин, произошедших от них обоих» (Сура ан-Ниса, аят
1).
А также: «Аллах сделал для вас супруг из вас самих, даровал вам от них
детей, внуков и наделил вас благами» (Сура ан-Нахль, аят 72).
А также: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит,
что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и
одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола. Или же Он сочетает
потомство мужского и женского полов, а того, кого пожелает, Он делает
бесплодным. Воистину, Он — Знающий, Всемогущий» (Сура аш-Шура, аяты
49-50).
Дети – это украшение мирской жизни! Аллах Всевышний сказал:
«Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные
благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них
лучше возлагать надежды» (Сура аль-Кахф, аят 46).
О прекрасном потомстве просили в своих мольбах пророки и праведники
Аллах Всевышний сказал: «Тогда Закарийа воззвал к своему Господу,
сказав: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты
внимаешь мольбе»» (Сура али ’Имран, аят 38).
Также Закарийа сказал: «Я опасаюсь того, что натворят мои
родственники после меня, потому что жена моя бесплодна. Даруй же мне
от Тебя наследника, который наследует мне и семейству Йа’куба. И
сделай его, Господи, угодником» (Сура Марьям, аяты 5-6).
Сказал аш-Шанкъиты: «″Даруй же мне от Тебя наследника″ ― то есть,
ребенка. Доводом являются слова Аллаха Всевышнего об этой истории в
другом аяте: «Тогда Закарийа воззвал к своему Господу, сказав: «Господи!
Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь
мольбе»» (Сура али ’Имран, аят 38). На то, что речь идет именно о ребенке,
также указывают слова Всевышнего: «Помяни также Закарийу (Захарию),
который воззвал к своему Господу: «Господи! Не оставляй меня
одиноким»» (Сура аль-Анбийа, аят 89). То есть: не оставляй меня одиноким
без ребенка». См. «Адуа уль-Байан», 3/365.
Поэтому, верующие, о которых сказано: «Они являются теми из
обитателей Рая, от которых Мы принимаем наилучшее из того, что они
совершили, и которым Мы прощаем их злодеяния согласно истинному
обещанию, которое им было дано» (Сура аль-Ахкъаф, аят 16). Эти
верующие обращаются к Аллаху со следующей мольбой: «Господи! Внуши
мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и
моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми
Ты доволен. Сделай для меня моих потомков праведниками. Я
раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я — один из мусульман» (Сура аль-
Ахкъаф, аят 15).
Почему мы говорим о правах детей?
1 ― Выполняя приказ Аллаха, Который сказал: «Аллах заповедует вам
относительно ваших детей…» (Сура ан-Ниса, аят 11). А также: «О те,
которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой
которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные.
Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им
велено» (Сура ат-Тахрим, аят 6).
Сказал имам ас-Суюты в ″ад-Дур аль-Мансур″: «Передали ’Абдурразакъ, аль-
Фирьяби, Са’ид ибн Мансур, ’Абд ибн Хумейд, ибн Джарир, ибн уль-Мунзир,
аль-Хаким, и аль-Бейхакъи в ″аль-Мадхаль″ со слов ’Али ибн Аби Талиба,
который относительно слов Всевышнего «Оберегайте себя и свои семьи от
Огня» , сказал: ″Обучайте себя и свою семью благому, и воспитывайте их″.
Передали ибн Джарир и ибн уль-Мунзир, что ибн ’Аббас относительно слов
Всевышнего «Оберегайте себя и свои семьи от Огня» , сказал:
″Придерживайтесь покорности Аллаху, бойтесь ослушаться Его, повелевайте
своей семье поминать Аллаха, и Аллах спасет вас от Огня″.
Передал ’Абд ибн Хумейд, что ибн ’Аббас относительно слов Всевышнего
«Оберегайте себя и свои семьи от Огня» , сказал: ″Воспитывайте свою семью
″. См. «ад-Дур аль-Мансур», 8/225.
Сказал аш-Шанкъиты в ″Адуа уль-Байан″: «Человек обязан повелевать своей
семье (жене, детям, и так далее) совершать одобряемое и запрещать им
совершать порицаемое, ибо Аллах Всевышний сказал: ″Оберегайте себя и
свои семьи от Огня″. А пророк (да благословит его Аллах и приветствует)
сказал: ″Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас несёт
ответственность за свою паству″. аль-Бухари, 893; Муслим, 1829». См. «Адуа
уль-Байан», 1/466.
2 ― Надеясь на мольбы детей за своих родителей
Передают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (да благословит его
Аллах и приветствует) сказал: «Когда человек умирает, все его дела
прекращаются, за исключением трёх: непрерывной милостыни [2] , знания,
которым смогут пользоваться другие люди, или праведных детей, которые
станут обращаться к Аллаху с мольбами за него». Муслим, 1631.
3 ― Выполняя обязанность, о которой нас спросят
Сообщается, что ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом)
сказал, что слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и
приветствует) сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас
несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для
своих подданных) и несёт ответственность за свою паству; мужчина является
пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству; женщина
является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою
паству; слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт
ответственность за свою паству; мужчина является пастырем для имущества
своего отца и несёт ответственность за свою паству; итак, каждый из вас
является пастырем и (каждый из вас) несёт ответственность за свою
паству» . аль-Бухари, 893; Муслим, 1829.
Сообщается со слов Абу Джухайфы, который сказал: «В своё время
Сальман и Абу-д-Дарда побратались друг с другом благодаря пророку (да
благословит его Аллах и приветствует). Когда Сальман пришёл навестить Абу-
д-Дарду и увидел Умм ад-Дарду в поношенной одежде, он спросил её: “Что с
тобой?” Она сказала: “Твой брат Абу-д-Дарда не нуждается в (благах) мира
этого”. Тем временем пришёл и сам Абу-д-Дарда, который принёс угощение
для Сальмана. Сальман сказал: “Поешь”. Абу-д-Дарда сказал: “Поистине, я
пощусь”. Сальман сказал: “Я не стану есть, пока не поешь ты!”. И он поел, а
когда настала ночь, Абу-д-Дарда встал на молитву. Сальман сказал ему:
“Спи”, и он лёг спать, но через некоторое время снова встал на молитву.
Сальман снова сказал: “Спи”, а в конце ночи Сальман сказал: “Теперь
вставай”, и они совершили молитву, а потом Сальман сказал ему: “Поистине, у
Господа твоего есть на тебя право, и у души твоей есть на тебя право, и у
жены твоей есть на тебя право, так отдавай же каждому обладающему правом
то, что по праву принадлежит ему!”. А потом (Абу-д-Дарда) пришёл к пророку
(да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему об этом, пророк
же (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Сальман сказал
правду” ». аль-Бухари, 1968.
4 ― Дети – это причина отдыха, прекрасной жизни и счастья
Кто боится Аллаха, выполняя права детей, тот приобретет для себя
прекрасную и счастливую жизнь. А тот, кто не боится Аллаха и не
выполняет Его приказов, будет жить тяжелой жизнью.
Аллах Всевышний сказал: «Верующих мужчин и женщин, которые
поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и
вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (Сура ан-Нахль, аят
97).
А также: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая
жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» (Сура Та Ха, аят
124).
5 ― Чтобы не бросать самих себя в грех
Передают, что Хайсама сказал: «Однажды, когда мы сидели вместе с
’Абдуллахом ибн ’Амром, к нему явился его управляющий. Когда он вошёл к
’Абдуллаху, тот спросил: «Дал ли ты рабам еду?» Управляющий ответил:
«Нет», и ’Абдуллах велел ему: «Ступай и дай им всё, что положено», а потом
сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
″Для того, чтобы совершить грех, человеку достаточно задержать пропитание
того, кем он владеет″ ». Муслим, 996.
Когда следует начать заботиться о правах детей?
Ислам заповедует человеку с самого начала заботиться о правах детей, то
есть еще с того момента, когда мусульманин задумывается о женитьбе.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелел,
чтобы каждый юноша стремился к женитьбе, при условии, что он способен
на денежные расходы, связанные с бракосочетанием и семейной жизнью.
Сообщается, что ’Алькъама сказал: «Однажды, мы шли с ’Абдуллахом (да
будет доволен им Аллах) и он сказал: «Мы были вместе с пророком (да
благословит его Аллах и приветствует) и он сказал: ″Пусть женится тот, кто
может жениться, поскольку это в наибольшей степени способствует
потуплению взоров и защите половых органов; тому же, кто жениться не
может, следует поститься, потому что так он сможет подавить вожделение″ ».
аль-Бухари, 1905; Муслим, 1400.
1 ― Выбор праведной супруги
Поистине, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)
подтвердил, что семья оказывает влияние на человека. Сообщается со
слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и
приветствует) сказал: «Каждый младенец рождается не иначе как в своём
естественном состоянии (фитра), и только потом родители делают из него
иудея, христианина или огнепоклонника. Целыми, а не изувеченными,
появляются на свет и животные — разве найдёшь среди них кого-нибудь с
отрезанным ухом?» Передав же это, Абу Хурейра сказал: «Читайте, если
хотите, аят, где сказано: ″Таково врожденное качество (фитра), с которым
Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова
правая вера″ (Сура ар-Рум, аят 30)». аль-Бухари, 1358; Муслим, 2658.
Также сообщается со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха (да
благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Женщину берут в жёны из-
за четырёх (вещей): из-за её богатства, из-за её происхождения, из-за её
красоты и из-за её религии, добивайся же той, которая привержена религии,
иначе ты проиграешь!» аль-Бухари, 5090; Муслим, 1466.
2 ― Произношение “азкаров” перед половым актом
Сообщается со слов ибн ’Аббаса, что посланник Аллаха (да благословит
его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь из вас захочет
совершить половое сношение с женой и скажет “С именем Аллаха, о Аллах,
удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем Ты наделишь нас”, и
супругам будет суждено иметь ребёнка, шайтан никогда не сможет причинить
ему вред».
ﺑِﺎﺳْﻢِ ﺍﻟﻠَّﻪِ ﺍﻟﻠَّﻬُﻢَّ ﺟَﻨِّﺒْﻨَﺎ ﺍﻟﺸَّﻴْﻄَﺎﻥَ ﻭَﺟَﻨِّﺐْ ﺍﻟﺸَّﻴْﻄَﺎﻥَ ﻣَﺎ ﺭَﺯَﻗْﺘَﻨَﺎ
Би-сми Лляхи, Аллахумма, джанниб-на ш-шайтана ва джанниби ш-шайтана ма
разакта-на.
3 ― Необходимо бережно относиться к плоду и запрещено делать аборт
Передают, что Джудама бинт Вахб аль-Асадия, сестра ‘Уккаши (да будет
доволен Аллах ими обоими) сказала: «Находясь вместе с другими людьми у
посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) я слышала, как
он сказал: “Я хотел запретить вступать в половую связь с кормящими грудью
женщинами, но потом вспомнил о византийцах и персах, которые
совокупляются с кормящими женщинами, не обращая внимания на то, что
имеют детей, и это никак не вредит их детям”. Потом его спросили о
прерывании полового акта, и посланник Аллаха сказал: ― Это – тайное
погребение ребёнка заживо, а Аллах сказал: “(В Судный День) зарытую
живьем спросят, за какой грех ее убили” (Сура ат-Такуир, аяты 8-9)».
Муслим, 1442.
Если посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не
одобрил прерывание полового акта, то, что тогда сказать об аборте?!
Какие права есть у ребенка?
1 ― Необходимо выбрать ребенку хорошее имя
На это указывают хадисы, в которых сообщается о том, что посланник
Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) менял людям скверные
имена, и завещал называть человека хорошим именем.
Сообщается со слов ибн ’Умара, что посланник Аллаха (да благословит его
Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, самые любимые имена для Аллаха
— ‘Абдуллах и ‘Абдуррахман». Муслим, 2132.
Передают со слов сподвижника Абу Уахба аль-Джушами (да будет доволен
им Аллах) что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и
приветствует) сказал: «Называйтесь именами пророков. Больше всего Аллах
Всевышний любит такие ваши имена, как ‘Абдуллах и ‘Абдур-Рахман, а
имена Хаммам (Неутомимый) и Харис (Пахарь) являются самыми
правдивыми, а наиболее отвратительные имена – Харб (Война) и Мурра
(Горькая)». Этот хадис передали Ахмад, 4/345; аль-Бухари в «аль-Адабуль-
муфрад», 2 ― ’Акъикъа
Сообщается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«За каждого мальчика – акъикъа, потому проливайте кровь от его имени и
удаляйте вред с него». аль-Бухари, 5471.
3 ― Кормление грудью
Это основное право ребенка сразу после того, как он родился. Аллах
Всевышний установил сроки кормления, сказав: «Матери должны кормить
своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление
грудью до конца» (Сура аль-Бакара, аят 233).
4 ― Материальное обеспечение
Аллах Всевышний сказал: «А тот, у кого родился ребенок, должен
обеспечивать питание и одежду матери на разумных условиях. Ни на
одного человека не возлагается сверх его возможностей» (Сура аль-
Бакара, аят 233).
А также: «Не убивайте своих детей из-за нищеты, ведь Мы обеспечиваем
пропитанием вас вместе с ними» (Сура аль-Ан’ам, аят 151).
А также: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы
обеспечиваем пропитанием их вместе с вами» (Сура аль-Исра, аят 31).
Сообщается, что аз-Зухри рассказал, что ему сообщил Абу Идрис ‘Аизу-л-
Лах ибн ‘Абдуллах о том, что ‘Убада ибн ас-Самит (да будет доволен им
Аллах) который участвовал в битве при Бадре, и был одним из старшин в
ночь ‘Акабы, сказал: «Однажды, когда вокруг посланника Аллаха (да
благословит его Аллах и приветствует) собралась группа его сподвижников, он
сказал им: “Поклянитесь мне в том, что не станете поклоняться наряду с
Аллахом ничему, не станете воровать, прелюбодействовать, убивать своих
детей, распространять ложь, измышленную вашими сердцами, и
отказываться от повиновения, когда вам будут приказывать совершать
одобряемое шариатом. Аллах наградит тех из вас, кто будет верен этой
клятве, а для того, кто совершит какой-либо из этих (грехов) и будет наказан
в мире этом, наказание послужит искуплением. Если же кто-то совершит
какой-либо из этих (грехов), а Аллах покроет его (грех), то Аллах и будет
решать, и если пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет его”. И
мы поклялись ему в этом». аль-Бухари, 18; Муслим, 1709.
Мы уже приводили хадис, в котором было сказано: ″Для того, чтобы
совершить грех, человеку достаточно задержать пропитание того, кем он
владеет″. Муслим, 996.
’Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Однажды Хинд, жена
Абу Суфьяна, сказала пророку (да благословит его Аллах и приветствует)
“Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило
бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, — на что
он сказал: “Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка согласно
обычаю” ». аль-Бухари, 5364; Муслим, 1714.
Сообщается со слов Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (да
благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Человек, заботившийся о
двух девочках до тех пор, пока они не повзрослели, окажется в День
воскресения столь же (близким) ко мне, как и два этих» , — и, сказав это, он
соединил между собой свои пальцы. Муслим, 2631.
5 ― Справедливость в подарках
Сообщается, что ан-Ну‘ман ибн Башир (да будет доволен Аллах им и его
отцом) сказал: «Однажды мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт
Раваха сказала: “Я не соглашусь с этим, пока ты не попросишь посланника
Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) засвидетельствовать
дарение”. Тогда (мой отец) пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его
Аллах и приветствует) и сказал: “Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт
Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о посланник
Аллаха!” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: “А
сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?” Мой отец
ответил: “Нет”. Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует)
сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте (одинаково) справедливы ко (всем)
вашим детям!” — после чего (мой отец) вернулся обратно и забрал свой
подарок». аль-Бухари, 2587; Муслим, 1623.
6 ― Необходимо приказывать детям совершать намаз
Аллах Всевышний сказал: «Вели своей семье совершать намаз и сам
терпеливо совершай его. Мы не просим у тебя удела, ведь Мы Сами
наделяем тебя уделом. А добрый исход — за богобоязненностью» (Сура
Та Ха, аят 132).
Сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и
приветствует) сказал: «Велите своим детям совершать намаз, начиная с
семилетнего возраста, и бейте их за это, начиная с десяти лет, и укладывайте
их спать отдельно». Ахмад, 2/180; Абу Дауд, 495.
7 ― Остерегайся делать “дуа“ против них
Сообщается, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и
приветствует) сказал: «Не призывайте проклятия ни на самих себя, ни на
ваших детей, ни на ваше имущество, чтобы это не совпало с таким периодом
времени, когда Аллаха просят о дарах, ибо Он может внять вашей мольбе».
Муслим, 3014.
8 ― Необходимо держать детей поближе к себе в то время, когда по земле
расходятся джинны
Передают со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) что пророк (да
благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Держите ваших детей
поближе к себе с наступлением ночи, ибо, поистине, в этот период по земле
расходятся шайтаны, а по прошествии некоторого времени можете отпускать
детей. И закрывай ночью двери своего дома, поминая имя Аллаха, и гаси
свой светильник, поминая имя Аллаха, и завязывай свой мех, поминая имя
Аллаха, и прикрывай свой сосуд, поминая имя Аллаха, а если прикрыть
нечем, положи что-нибудь поперёк него». аль-Бухари, 3280; Муслим, 2012.
9 ― Выбирай детям праведных товарищей, и остерегайся скверного
окружения
Сообщается со слов Абу Мусы, что посланник Аллаха (да благословит его
Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, праведный товарищ и плохой,
подобны продавцу мускуса и раздувающему кузнечные меха. Что касается
продавца мускуса, то либо ты купишь у него что-нибудь, либо ощутишь
исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то либо он
прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». аль-
Бухари, 2101; Муслим, 2628.
10 ― Милосердие и мягкость по отношению к детям
Сообщается со слов ’Айши, которая сказала: «Однажды какая-то женщина,
просившая подаяния, зашла (ко мне) с двумя своими дочерьми, однако у
меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она
разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни
кусочка, после чего встала и вышла, а потом к нам зашёл пророк (да
благословит его Аллах и приветствует). Я рассказала ему (об этом), и он
сказал: “Девочки послужат защитой от пламени (ада) тому, кому они были
посланы в качестве испытания, а он относился к ним хорошо” ». аль-Бухари,
1418; Муслим, 2629.
Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Однажды аль-Акра’ ибн Хабис увидел,
как пророк (да благословит его Аллах и приветствует) целует своего внука
аль-Хасана, и сказал: “Поистине, у меня есть десять сыновей, но я ни разу не
поцеловал никого из них”. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах
и приветствует) сказал: “Поистине, не помилуют того, кто сам не жалеет
других!”» аль-Бухари, 5997; Муслим, 2318.
Сообщается, что ’Айша сказала: «Однажды к пророку (да благословит его
Аллах и приветствует) явился какой-то бедуин, который сказал: “Так вы
целуете своих сыновей? А мы не целуем их”. На это пророк (да благословит
его Аллах и приветствует) сказал: “Что же я могу сделать, если Аллах лишил
твоё сердце милосердия?!”» аль-Бухари, 5998; Муслим, 2317.
11 ― Необходимо быть для детей хорошим примером
Исходя из вышеприведенного хадиса: «Каждый из вас является
пастырем, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству». аль-
Бухари, 893; Муслим, 1829.
12 ― Необходимо обучать детей тому, что они обязаны знать из религии
Сообщается со слов Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха (да
благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Получение знаний –
обязанность каждого мусульманина». Ибн Маджах, 224. Хадис достоверный.
См. «Сахих аль-Джами’», 3914.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1