ОТМЕЧЕНА НА СЦЕНЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕМЛЕВСКОГО ДВОРЦА.
История Ансамбля им. В.С. ЛОКТЕВА.
ПОДЛИННАЯ ДАТА СОЗДАНИЯ
1941 год. Фашисты рвались к Москве. Шли ожесточенны бои на всех фронтах.
Москвичи встали на защиту своего города. В народное ополчение добровольцем пошёл студент пятого курса Московской государственной консерватории Владимир Сергеевич Локтев. Но пробыл в нём недолго. По состоянию здоровья его комиссовали.
Многие деятели искусства покинули столицу.
В том числе, художественный руководитель и дирижер Государственного детского хора РСФСР при Институте Художественного воспитания Владислав Соколов. Московский горком комсомола предложил Владимиру Локтеву занять его место.
Владимир Сергеевич согласился и руководил Гос.хором до возвращения «беженца» из эвакуации. Локтев сохранил коллектив и передал его В. Соколову, как только тот объявился в столице.
Некоторое время спустя, когда освободилась ставка хормейстера в Московском городском Доме пионеров в переулке Стопани, её предложили молодому человеку.
Владимир Сергеевич ходил по дворам и улицам. Обращался к мальчишкам и девчонкам с вопросом:
- Хочешь петь в хоре? – и предлагал пойти в Дом пионеров.
Начались репетиции, первые концерты. Они проходили на энтузиазме руководителя и пришедших ребят. Часто хор не уходил со сцены, когда шли танцевальные номера. Некоторые песни исполнялись в сопровождении маленького инструментального ансамбля. Однажды Владимир Сергеевич попросил танцоров выйти к публике во время финальной песни. Зал принял маленьких артистов восторженно. Локтев подметил, что зрителям понравилось такое сочетание совместное выступление певцов, танцоров и музыкантов. Так у Локтева родилась идея создания Ансамбля песни и пляски Дома пионеров, которую поддержал его друг, брат знаменитого композитора Дунаевского – Семен Осипович Дунаевский. Он ему сказал
- Понимаешь, Володя, такие попытки создания и выступления были, но они ни к чему не привели. Очевидно, потому что не было единоначалия, общей идеи для коллектива.
И посоветовал:- Попробуй, может, тебе повезет.
Поддержал это новшество директор Дома пионеров Александр Александрович Ахапкин и 21 февраля 1942 года издал ПРИКАЗ №39: «О создании ансамбля песни и пляски Московского городского дома пионеров и назначении его художественным руководителем Локтева Владимира Сергеевича».
С этого дня и начал официально существовать знаменитый детский коллектив, ставший широко известным не только в СССР, но за рубежом.
Появились претенденты на первенство и утверждавшие, что ансамбль Дома пионеров был создан в 1937 году и выступал под этим названием в Колонном зале Дома Союзов, в честь ХХ-летия Октябрьской Революции.
Но хочу пояснить, что тогда был концерт не Ансамбля, а всех кружков Дома пионеров и школьников, собранных со всей Москвы. Был сборный детворы со всей Москвы. Только пять номеров были обозначены, как выступления Ансамбля Дома пионеров. Четыре номера хор спел в сопровождении оркестра и один украинский танец «Бульба» был исполнен совместно с другими участниками концерта.
Хорошая идея витала в стенах здания. Было объявление в газете «Пионерская правда» о наборе в ансамбль, несколько концертов, в которых звучало название коллектива.
Но это был еще не ансамбль Дома пионеров, а лишь попытки его создания, что особо подчеркнул руководитель ансамбля ЦДКЖ Семен Осипович Дунаевский.
Не было стержня – руководителя ансамбля. Шефом объявили Александра Александрова. Шефом, но не руководителем. Не было репертуара. Название было, но ансамбля, фактически, нет. Были совместные выступления кружков Дома пионеров.
Дом пионеров выстоял. Продолжали работать несколько малочисленных кружков. Владимир Сергеевич Локтев, на пепелище, создал детский хор, а потом и ансамбль, к которому уважаемые, народные артисты СССР Александр Александров и Владислав Соколов НЕ ИМЕЛИ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ.
У них была своя идея, свои замыслы, которые смела, уничтожила Великая Отечественная война.
У Александрова и Соколова к тому времени были свои коллективы, ставшие впоследствии широко известными, и им было не детей Дома пионеров (особенно, в военные годы).
Народный артист СССР, основатель Большого детского хора всесоюзного радио и Центрального телевидения Виктор Сергеевич Попов высказался на этот счёт так:
- Когда в 60-е годах Ансамбль был зените популярности и востребован на всех торжественных заседаниях и правительственных концертах, появились люди, которые стали претендовать на права и авторство создания Ансамбля.
В то время директором Дворца пионеров была женщина, не помню сейчас её фамилию, которая поддерживала линию, что якобы Ансамбль был создан еще в 1937 году В.Г. Соколовым и А.В. Александровым, а не В.С. Локтевым в 1942 году. Действительно, до войны Александрова приглашали, чтобы сделать программу ОДНОГО выступления на торжественном заседании, для чего в хор собирали из детей разных музыкальных кружков Дома пионеров. Помню, что я пришел к директору и сказал; - Мне неудобно Вам это говорить, потому, что Вы женщина и находитесь на таком посту, но Вы поступает неразумно. Вместо того, чтобы поддержать Владимира Сергеевича и дать ему спокойной работать, Вы устраиваете этот пересмотр истории Ансамбля. Я работаю, всего лишь на общественных началах, но могу сказать, что эти даты никого не интересуют. Он – организатор, он создал этот коллектив в самое трудное военное время. Если что-то до войны и было, то считайте, что война всё разрушила, и всё начиналось на голом месте.
Хорошо сказал старейший участник Ансамбля им. В.С. Локтева Владимир Филатов:
- Хотелось бы, не погрешив перед истиной, пока существует наш Ансамбль поведать молодому поколению историю его создания. Но надеяться при этом можно только на людей, которые помнят и дорожат памятью Владимира Сергеевича.
Помню, 11 мая, в День рождения Владимира Сергеевича, когда мы пришли на Ваганьковское кладбище, к нам присоединился А.С. Ильин, который после смерти Локтева стал художественный руководителем Ансамбля. Ильин рассказал нам, как Локтев вспоминал эпизод военных лет, когда был подписан приказ об образовании Ансамбля в феврале 1942 года. Елена Романовна Россе и Владимир Сергеевич раздобыли где-то бутылку шампанского и, откупорив её, отметили создание Ансамбля, сказав, что все трудности образования Ансамбля позади, и дали клятву друг другу в верной дружбе до конца дней. Правда, спустя годы Ильин легко забыл этот рассказ, что не помешало ему пересмотреть дату образования Ансамбля в угоду обстоятельствам.
1966 год. Ансамбль готовился отметить свой 25-й юбилей, который должен был состояться в феврале 1967 года. Готовилась новая программа, разучивались новые произведения. Предполагалось, что этому торжественному событию будет посвящен XXV-й отчетный концерт, который намечалось провести В Кремлевском Дворце Съездов. Но это не произошло. Теперь можно только догадываться о причинах, которые противодействовали этому и повлияли на судьбу и здоровье Владимира Сергеевича. Спустя много лет становятся известны факты и документы. В декабре 1966 года прошло заседание Партбюро Дворца пионеров на Ленинских горах, на котором рассматривался вопрос о дате рождения Ансамбля. Были рассмотрены многие документы.
В частности, эти документы приведены в книге В. Филатова «Воспоминания о В.С. Локтеве».
На основании представленных данных, документов, опубликованных неоднократно в периодической печати, справок и устных подтверждений ряда авторитетных лиц, считать установленной дату создания пионерского Ансамбля песни и пляски с бессменным художественным руководством в лице В.С. Локтева, февраль 1942 г., что даёт право проведения торжественного Юбилея 25-летия Ансамбля в феврале 1967 г.
Примечание: Издания со статьями, справки, программы находятся в Партбюро Московского городского Дворца пионеров и школьников.
Не пора ли вернуться к истине? Отмечать дату рождения Ансамбля, который создал В.С. Локтев,, а не приписывать чужие "заслуги".
Пора вернуть доброе имя В.С. Локтева и вернуть ему его детище!
АЛЕКСАНДРОВ и СОКОЛОВ не имеют НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ к Ансамблю, который создал великий педагог, композитор, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР Владимира Сергеевича ЛОКТЕВА!!!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
Удивительного было много. Во-первых, в оркестре я встретил ребят со своего двора, которых в обиходе взрослые люди называли "подвальная шпана". Один играл на домре, другой на балалайке, а третий - на трубе. Во-вторых, то, что руководитель оркестра руководил одновременно и хором, и сводными репетициями с танцорами. Причем он знал всех мальчиков и девочек Ансамбля по имени, так мне показалось. В-третьих, мы, послевоенная безотцовщина, ощутили себя любимыми родным человеком. И стремились не пропускать ни одной репетиции. Я был в Ансамбле лет пять-шесть, а после поступления в МГУ долгое время поддер...ЕщёЛето 1949 года. Мне было лет 12, когда меня остановил в коридоре подвального Дворца пионеров в переулке Стопани очень добрый человек, увидев, что я двигаюсь по коридору, ориентируясь на звуки хора. - Как тебя зовут? - спросил он. Я ответил. -Ты на чем-нибудь играешь? - На баяне. -Тогда, Вова, пойдем к нам на репетицию. Так я попал в оркестр, руководимый Владимиром Сергеевичем Локтевым.
Удивительного было много. Во-первых, в оркестре я встретил ребят со своего двора, которых в обиходе взрослые люди называли "подвальная шпана". Один играл на домре, другой на балалайке, а третий - на трубе. Во-вторых, то, что руководитель оркестра руководил одновременно и хором, и сводными репетициями с танцорами. Причем он знал всех мальчиков и девочек Ансамбля по имени, так мне показалось. В-третьих, мы, послевоенная безотцовщина, ощутили себя любимыми родным человеком. И стремились не пропускать ни одной репетиции. Я был в Ансамбле лет пять-шесть, а после поступления в МГУ долгое время поддерживал связь с ребятами из оркестра.
Бывая на Ваганьковском кладбище, я всегда останавливаюсь у памятника Владимиру Сергеевичу и мысленно беседую с его образом. А однажды подвел к памятнику кладбищенского тромбониста, который исполнил торжественную мелодию в честь памяти обожаемого детьми при жизни человека. К искреннему сожалению, прослушав по ТВ воспоминания о своей жизни Людмилы Синявской, я не услышал ни одного слова о ее многолетних выступлениях в хоре Ансамбля песни и пляски московского городского Дома пионеров, руководимого огромного обаяния человеком Владимиром Сергеевичем Локтевым.