Значение реформ Петра I для нашей страны сложно переоценить, но иногда они оборачивались такими последствиями, которые никто и не планировал. Вот и создание огромной регулярной армии в XVIII веке вызвало высокий прирост незаконнорожденных детей в среде крестьянок, реже – мещанок.
Объяснялось все просто – молодую девушку выдавали замуж за парня, которого почти тут же «забривали в солдаты». Сроки службы были огромны, побывки – редки, и очень многие «соломенные вдовы» заводили себе партнеров на стороне. Рекрута провожали нередко как покойника, а жена причитала так, будто жизнь ее на этом заканчивалась. О рекрутчине сложено немало поговорок: "У царя есть колокол на всю Русь". И этот колокол, по воспоминаниям очевидцев, "звонил так, что при первом ударе его пробегал трепет по крестьянской душе, содрогался весь крестьянский люд от малого до взрослого.При рождении детей у солдаток в метрических книгах особо оговаривались сроки отпуска мужа или ее поездки к мужу в армию, чтобы доказать законность появления ребенка на свет и отнесения его к солдатскому сословию. "Рапорты и ведомости уездных городничих о количестве солдатских детей за 1815-1816 годы" доказывают, что большинство детей солдаток признавались незаконнорожденными, а имена их отцов не указывались. Фамилии и отчества часто давались таким детям по их крестному отцу.Незаконными детьми признавались по российскому законодательству в том числе:
1) рожденные вне брака, хотя бы их родители потом и соединились законными узами;
2) произошедшие от прелюбодеяния;
3) рожденные более чем через 306 дней после смерти отца или расторжения брака разводом;
4) все прижитые в браке, который по приговору духовного суда признан незаконным и недействительным.
Неопределенное положение детей, рожденных солдатскими женами, отражало реалии российского общества, в котором положение ребенка целиком зависело от социального положения его отца на момент рождения.Также повсеместно было распространенно «изгнание плода». Как пишет современник: «...прибегают к нему вдовы и солдатки, для этого они обращаются к старухам-ворожейкам, которые их учат, как нужно извести плод. Пьют спорынью, настой простых спичек фосфорных, поднимают тяжелые вещи. Одна девица была беременна и извела плод тем, что била себя лапотной колодкой по животу. Народ не обращает на это особого внимания». Некоторые солдатки шли даже на убийство своих новорожденных детей, чтобы скрыть позор. По данным Сергея Максимова, известного российского этнографа, в XIX веке убийство детей было вообще самым распространенным женским преступлением в России.Ещё при Петре I были изданы указы о запрете детоубийства незаконнорожденных и их воспитании. Были открыты госпитали для «зазорных» (незаконнорожденных) детей.В Москве и других российских городах были открыты госпитали для зазорных (незаконнорожденных) детей, в которых с целью снижения количества детоубийств была введена практика "тайного приноса" младенцев через окно, с целью сохранения анонимности принесшего младенца. Незаконнорожденные дети должны были по взрослении отдаваться в гарнизонные школы, а потом пополнять ряды российской армии. Однако переполнение "гошпиталей" безродными детьми привело к тому, что мальчиков с 10 лет стали определять в матросы или отдавали детей на фабрики. Екатерина Великая также стремилась сократить сферу свершения детоубийств, открыв специальные приюты для подкидышей. И.И. Бецкой разработал целую программу воспитания и социализации "приносных детей". Уже с 1821 года из-за недостатка средств правительство стало ограничивать устройство воспитательных домов в провинции.Многолетняя разлука с мужем ломала привычный уклад жизни и повседневности солдатки, вынося ее на обочину традиционной семейной жизни. Сам "военный фактор", то есть постой войск, ограничения (экономические, социальные, правовые и сословные) вынуждали солдатку менять свое сексуальное поведение, изменять "далекому и недоступному" мужу. При этом общественное мнение окружения солдатки было "уверено" в ее потенциальной неверности, постоянно напоминая несчастной "соломенной вдове", что она неизбежно придет к подобию "падшей" женщины и это ее рок, ее судьба. Сложившаяся в России система призрения подкидышей и незаконнорожденных детей мало способствовала ограничению детоубийств, и не случайно солдатки, около трех процентов в составе российского населения составляли более половины осужденных за это преступление. Но все же большинство женщин в силу религиозного воспитания и нежелания губить живую душу на убийство не решались, а стремились куда-нибудь подбросить ребенка. Очень часто матери подбрасывали своих детей ко двору, где у одной из женщин был или только что умер грудной ребенок. Расчет делался на жалость и физическую возможность выкормить ребенка.
Отношение мужей-солдат, вернувшихся со службы и обнаруживших незаконных детей у своих жен, в большинстве случаев было резко негативным. Разъяренные мужья по обычному праву могли поступать с такими женами, как им заблагорассудится: истязать и избивать их, унижать и постоянно напоминать о «грехе». Социальное окружение солдатки, как правило, оставалось равнодушным к судьбе женщины, а расправы солдат с неверными женами нередко заканчивались убийством. Анализ судебных дел свидетельствует об изуверских способах наказания солдатами своих неверных жен: один из них, оказавшись дома на побывке, в качестве наказания подвесил жену за руки и за ноги к перекладине полатей и стал поджаривать ее на огне. Пытка закончилась смертью женщины. Другой солдат, недовольный поведением своей жены, бросил ее в колодец, где она утонула. Заметим, даже если муж и прощал свою жену за ее «грех» и продолжал хорошо к ней относиться, то для общественного мнения он должен был все равно ее избивать и унижать. Причем и вся дальнейшая жизнь «согрешившей солдатки» должна была напоминать ей о ее «непотребстве и бесстыдстве»: женщине запрещалось нарядно одеваться, посещать сельские посиделки, свадьбы и т.п. Специальные социально-демографические исследования также свидетельствуют, что именно солдатки составляли основной контингент женщин, рожавших незаконных детей. Регулярность присутствия данной категории среди рожениц свидетельствует о том, что родственники, даже со стороны мужа, не стремились регламентировать поведение солдаток, как, к примеру, поведение незамужних дочерей.Солдат обнаружив незаконнорожденного ребенка, имели право отказаться от него, передав на воспитание в другие семьи, как сироту. За воспитание такого "сироты" воспитателям выплачивалось по 5 рублей серебром в год. Положение их было незавидным. Несмотря на компенсацию воспитателям таких детей, в повседневной практике призрения солдатских сирот было мало хорошего. Многие из них были принуждаемы своими воспитателями просить милостыню и с юных лет приучались к бродяжничеству.Женщине-солдатке нередко приходилось скрывать рождение не только незаконных, но и законных детей. Женщины-солдатки стремились скрыть рождение мальчиков, которым была уготована участь отцов. Примечательно, что даже беременная в период призыва мужа в рекруты женщина лишалась естественного права на своего ребенка, так как если мальчик рождался, то автоматически записывался в кантонисты(малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, принадлежавшие к военному званию с 1805г). О кантонистах и условиях их воспитания и жизни в дальнейшем буду писать особо, это отдельная большая тема. К солдатскому сословию законодательство причисляло и всех незаконнорожденных детей, произведенных на свет рекрутскими женами, солдатками, солдатскими вдовами и их дочерьми. Таким образом, военное министерство стремилось обеспечить себя дополнительными солдатами, ибо все солдатские сыновья (кантонисты) подлежали обязательному призыву.Иногда они скрывали беременность, заявляли о рождении мертвого ребенка или о выкидыше, а при возможности уходили в соседнее село или к знакомым в город, оставляли своих малюток знакомым или родственникам, которые объявляли о "неизвестных подкидышах" и брали их на воспитание(важный нюанс-отношение государства и общества к подкидышам было куда более лояльным и статус менее позорным).Если в XVIII веке незаконнорожденные были позором и встречались лишь в среде солдаток, которые годами не видели своих мужей, или в среде дворовых, которые приживали детей со своими хозяевами, то в XIX столетии такие дети стали массовым явлением. Современники отмечали, что основная масса незаконнорожденных приходилась на представительниц низшего класса: "Женщины же высшего класса преспокойно отправляются за границу, там рождают своих незаконных детей и там же оставляют их на попечение бедных семейств за высокую плату. Одинокая же служанка, вдова крестьянка и солдатка вынуждены родить там, где застали их родовые боли".
Общественное мнение по-прежнему было нетерпимо к незаконным рождениям. Женщине, родившей вне брака, грозили позор, презрение односельчан, а без помощи родителей или родственников - и нищета. Случаев усыновления было очень мало, так как крестьяне не знали законов об усыновлении, боялись больших издержек, отказа в получении на приемыша земельного надела от сельского общества(это зачастую было основным сдерживающим фактором). Неудивительно, что при подобном отношении к внебрачным детям "незаконные" рождения составляли в год в среднем около 2 процентов. По мнению ряда исследователей, действительное число внебрачных рождений у крестьян было выше, так как незамужние крестьянки стремились рожать таких детей в городе, где новорожденный регистрировался, отдавался в "люди" или оставлялся в приюте. На рубеже XIX-XX веков в Центральной России внебрачная рождаемость не превышала в среднем за год 2,5-3 процента.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев