🔸Какой же был возраст у Аиши?
⃣ В частности они приводят в укор мусульманам, версию передачи брака Пророка Мухаммада мир ему и благословение с Аишей, которой было 9 лет.
🔺Ответ на это: Во-первых, в Исламских источниках приводится разные даты, сколько было лет Аише, в то время когда они начали жить супружеской жизнью, приведем некоторые доводы об этом из одной имеющейся у меня статьи.
В версии Бухари, где говорится про возраст 9 лет, там имеется ввиду именно то , что заключили брак когда ей было 9 ..но жили вместе уже когда она была взрослой девушкой.
⃣ Мусульманский ученый и историк Ибн Джарир Ат-Табари пишет в своей книге «Тарих Табари», том 4, стр. 50 («История»):
«В предисламский период (джахилия) Абу Бакр (отец Айши) взял двух жен. Первая была Фатима, дочь Абдуль Узза, которая родила ему АбдуЛлаhа и Асму. Потом он женился на Умм Руман, которая родила ему Абдурахьмана и Аишу. Все четверо родились до Ислама». Родится до ислама означает родиться до начала пророческой миссии Мухlаммада (саляЛлаhу ‘алайhи ва салям), т.е. до 610 г. Если принять во внимание что женитьба Айши и пророка (саляЛлаhу ‘алeйhи ва салям) произошла в 620 году, то Айше родившийся до 610 года не могло быть 6 лет. Таким образом, от Табари имеются 2 свидетельства, указывающих, на возраст Аиши, причем они противоречат друг другу.
⃣ В сборнике хадисов имама Бухари имеется следующий хадис: 1701. (4876). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Когда я была маленькой девочкой и играла (в детские игры), Пророку Мухьаммаду, да благословит его Аллаh , в Мекке был ниспослан (аят, в котором сказано): “…но Час этот, который является назначенным им сроком, окажется ещё ужаснее и горше!”»
Это сура 54, аят 46. Известно, что этот аят суры «Месяц» была ниспослана в доме ибн Аркама в 614 г. или в 618 г. по разным передатчикам. Если брать 614 г., то получается, что Аиша только родилась, и она никоим образом не могла быть маленькой девочкой и ассоциировать свой возраст со временем ниспослания этого аята, да и вообще понимать, о чем речь. Если же брать 618 г. то Айше было 4-5 лет, и это тоже маловероятно. При разборе арабского слова «джария» (девочка, играющая в детские игры) становится ясно, что оно употребляется в отношении девочек старше 8 лет, о чем свидетельствуют
словари.Таким образом, на момент ниспослания аята суры, Аише должно было быть, как минимум 8 лет. Получается, что дата рождения Аишы либо 606 г. (если аят был ниспослан в 614 г.), либо 610 г. (если аят был ниспослан в 618 г.).
Брак же был заключен в 620 году.Согласно этому, на момент брака Аише было как минимум 10 лет, а в дом Пророка, (саляЛлаhу ‘алeйhи ва салям), она перешла в 13 лет.
Исмаил Ибн Касир в своей книге «Аль-бидаяуал-нихая» пишет:
«Асма (сестра Аиши) умерла в 73 году Хиджры в возрасте 100 лет. Она была на 10 лет старше Айши». Об этом же пишет составитель сборника известных хадисов «Мишкаталь-Масабих» имамУалиюддин Мухаммад ибн Абдуллаh Аль-Хатиб в своих биографических заметках о рассказчиках хадисов в главе об Асме, старшей сестре Аиши: «Она была сестрой Айши, жены Пророка саляЛлаhу ‘алeйhи ва салям), и была на 10 лет старше её (Аиши ).....В 73 год Хиджры она умерла в возрасте 100 лет».
То есть в первый год Хиджры Асме было 27 лет, а ее младшей сестре Аише 17 лет.Следовательно, в момент начала супружества во 2-ом году Хиджры Аише было 18 лет, а не 9 лет. Также это означает, что родилась Аиша до начала Пророчества – впредисламский период, как и утверждается в выше приведенном отрывке из книги историка Табари.
⃣ Ученный Ибн Хаджар Аль Аскъаляни в своей известнейшей книге «аль-Исаба фи Асма ас-Сахаба» (Том 4, стр. 377) пишет следующее:
«Фатима, дочь пророка, (саля Ллаhу ‘алeйhи ва салям), была на пять лет старше Аиши. Фатима родилась, когда Пророку, (саляЛлаhу ‘алeйhи ва салям) было 35 лет». Это значит, что Аиша родилась, когда пророку, (саляЛлаhу ‘алeйhи ва салям), было 40 лет и ей было 10 лет при никахе ( когда заключили брачный договор) и 14 - 15 лет в начале супружества.( на момент когда жили вместе )
⃣ Еще один хадис из сборника Бухари: 1517. (3905). Сообщается, что жена пророка, да благословит его Аллаh, Аиша, да будет доволен ею Аллаh, сказала: «Сколько я помнила своих родителей, они всегда исповедовали эту религию (ислам), и не было такого дня, когда бы посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh не заходил к нам утром и вечером. После того как мусульмане стали подвергаться испытаниям, Абу Бакр (решил) переселиться в Эфиопию…» (часть длинного хадиса).Этот хадис повествует о переселении части мусульман в Эфиопию, это 615-616 гг. Аиша в этот период уже в состоянии запоминать такие детали и передавать такие хадисы. Если считать, что она родилась в 613г., то на этот момент ей 2-3 года. Конечно же, человек не запомнит такойдлинный хадис в 3 года. Это говорит о том, что Аиша была старше, и родилась до пророческой миссии. И на момент замужества ей было не менее 14 лет.
⃣ До пророка, (саляЛлаhу ‘алeйhи ва салям), к Аише сватался Джубейр ибн Мутим, это известный факт, отраженный в исламских источниках. И ее отец, Абу Бакр, перед тем как выдать Аишу за Пророка мир ему, был вынужден спросить мнение Джубейра. Но семья Джубейра впоследствии отказалась от женитьбы, узнав что Абу Бакр и его дочь приняли ислам. Это говорит о том, что Аиша была девушкой на выданье, и достигла брачного возраста. Открытый призыв к исламу начался в 613г. Ни о какой помолвке с Аишей не может быть речи, если считать, что она родилась в 613г.
⃣ Ибн Хишам в своем жизнеописании Пророка, (саляЛлаhу ‘алeйhи ва салям) упоминает, что Аиша была в числе первых людей, принявших ислам, ее имя упоминается даже раньше имен АбдуЛлаhа ибн Мас’уда, Джафара ибн Абу Талиба, Умара ибн Хаттаба и др. Это означает, что на момент брака ей было около 15 лет.
⃣Сулейман Надви, известный биограф, в своей книге «Жизнеописание Аиши» на стр. 111 пишет:
«Аиша, да будет доволен ею Аллаh, прожила 40 лет своей жизни как вдова». Также, на стр. 153 он пишет «Последние дни правления амира Муавии были последними днями жизни Аиши, да будет доволен ею Аллаh, и ее возраст к этому времени составил 67 лет».
Отняв от 67 цифру 40 мы получаем, что на момент смерти Пророка, (саляЛлаhу ‘алeйhи ва салям) (632г.) Аише было 27 лет. Следовательно, примерная дата рождения Аиши – 606г*.На момент свадьбы ей было 14-15 лет, а в дом Пророка (саляЛлаhу ‘алeйhи ва салям) она перешла в 17-18 лет.*Разночтения в 1 год связаны с различиями лунного и солнечного календарей.
🔺Заключение.
Существует еще много свидетельств и версий возраста Аиши. Но этого будет достаточно. Скажем лишь, что до начала мусульманского летоисчисления – Хиджры, у арабов не было календаря, и летопись велась в форме: «Абдуллаh родился в год землетрясения», «Али родился в год засухи». Поэтому и существует такое противоречие в вопросе возраста Аиши, да будет доволен ею Аллаh!
Поэтому не нужно зацикливаться на этом , когда точного возраста не знает никто , кроме Аллаha. Мы лишь можем предположить. Но известно что она была взрослой и готовой к браку!
🔸О личности пророка Мухьаммада мир ему и благословение
Теперь, вернемся на Аравийский полуостров и обратимся к личности самого пророка Мухаммада (да благословит его Аллаh). Известно из жизнеописания Пророка Мухьаммада (да благословит его Аллаh) и описания его современников, что он вел высоконравственный образ жизни и сохранял целомудрие до возраста 25 лет, пока не женился на Хадидже (да будет доволен ею Аллаh). Также нельзя игнорировать тот факт что нет ни одного критического упоминания о женитьбе на Аише (да будет доволен ею Аллаh) ни от мекканских язычников, ни от христиан, ни от иудеев – современников пророка Мухьаммада (да благословит его Аллаh).
А все они являлись жителями Аравийского полуострова, большая группа иудеев жила в Медине. Вместе с тем, среди противников Пророка (да благословит его Аллаh) были даже поэты, которые в стихотворной форме высмеивали Мухьаммада,мир ему называя его колдуном, прорицателем, одержимым, сумасшедшим и т.д. Ни один сомнительный, по мнению язычников факт из биографии Пророка (да благословит его Аллаh) не был бы упущен. Целая волна негодования прокатилась, когда Мухьаммад (да благословит его Аллаh) женился на бывшей жене своего приемного сына Зейда (да будет доволен им Аллаh). В то время у не мусульман приемные дети считались как родные, и эта женитьба для язычников Мекки была неприемлемой. Неужели кто-то считает, что женитьба на Аише, будь она выходящей за рамки традиционного арабского общества того периода, прошла бы незамеченной? Сей факт говорит о том, что либо Аиша была физически достаточно развита, либо, что ранние браки не были чем-то необычным для Аравии, либо, что возможно, она была старше . О последнем было сказано выше.
Что касается брака пророка Мухьаммада, да благословит его Аллаh , с Аишей, то это не было его идеей. Эту идею дала ему женщина по имени Хавля бинт Хаким, чтобы укрепить связи с самым любимым ему человеком, Абу Бакром, отцом Аиши, вступив в брачные узы с его дочерью. Абу Бакр был одним из столпов, на которых поднялся Ислам, и был самым близким другом Мухьаммада (саляЛлаhу ‘алейhи ва салям) и первым халифом после его смерти.
Также надо обратить внимание на то, что идею о браке с Аишей Мухьаммаду мир ему и благословение преподнесла женщина, и это является достаточным доказательством тому, что подобный брак соответствовал обычаям и традициям их общества, и что женщины не видели в этом никакого покушения на их права или лишения их воли, как об этом твердят некоторые.
Брак Пророка (саляЛлаhу ‘алeйhи ва салям) с Аишей не был прихотью или удовлетворением страсти, как это преподносят людям некоторые. У брака были свои цели. Если бы Пророк, да благословит его Аллаh,
потакал своим страстям, то он не женился бы после смерти Хадиджы на восьмидесятилетней вдове Савде бинт Замъааль-Амирийя — он хотел утешить ее, развеять ее одиночество и показать другим мусульманам, на примере, как надо относится к вдовам. Так же он мог взять других жен во время брака с Хадиджей, но он этого не делал до самой ее смерти, хотя она была старше его на 15 лет.
В браке Пророка (саляЛлаhу ‘алeйhи ва салям) с Аишей в раннем возрасте была большая польза для Ислама и мусульман. По причине своего раннего возраста она легко все заучивала и взяла основы Ислама из главного его источника. Она унаследовала от Пророка, да благословит его Аллаh большие знания в религии, которые сделали ее источником и доводом, к которому прибегали все и во всем, что связано с Кyраном, фикхом (исламская юриспруденция), тафсиром (толкование Кyрана) и хадисами. И даже большие учёные факихи обращались к ней как к учителю, и что бы ни спросили ее, они находили у нее ответ. И только от нее одной передалась нам одна четвертая часть всего Шариата (исламское законоведение). Пророк, да благословит его Аллаh, готовил ее для того, чтобы она стала источником, к которому будут возвращаться мусульмане после него. Так как Аиша была молодой, умной девушкой с хорошей памятью, Пророк был спокоен за наследство, которое оставляет ей.
И в том, что откровение ниспосылалось Пророку (саляЛлаhу ‘алeйhи ва салям) именно в доме у Аиши, а не у других его жен, есть указание на то, что она посвятила себя для изучения и понятия послания своего мужа, чтобы в дальнейшем сыграть свою роль в направлении мусульман на прямой путь после Пророка, да благословит его Аллаh. К ее знаниям прибегали во время правления Абу Бакра, а также с ней советовались факихи во времена Умара, Усмана, Али и Муавия .Она оставалась источником, из которого мусульмане черпали знания религии, пока она не умерла.
Здесь мы должны обратить внимание на то, что подстрекатели, использующие этот брак против Пророка Мухьаммада, да благословит в его Аллаh, воспользовались незнанием людей о подробностях этого брака, а также якобы сочувствие европейцев Аише, которую они сравнили с американской девушкой в двадцать первом веке, которую лишили детства в то время, когда как все обстояло совсем по-другому.
Неразумно сравнивать американскую или европейскую девочку в двадцать первом веке с восточной арабской девушкой, жившей 1400 лет тому назад. Это не логично, и в итоге приводит к неправильному решению. Если же критики хотят, чтобы Пророк,мир ему , который жил 14 веков тому назад, женился по законам Америки или Европы в 21 веке, то это их проблема, и они не могут навязывать свои принципы поколениям, которые предшествовали им сотни лет назад. Также неразумно осуждать людей, живших сотни лет назад, по понятиям, которых они не придерживались, и по которым они не жили.
Также мы не должны забывать, что критики, когда осудили брак Пророка с Аишей, не сопоставили его с действительностью во многих европейских и христианских странах спустя сто лет, и не сравнили это явление с иудаизмом, в котором девочке, достигшей трех лет и одного дня, разрешается выходить замуж. Это еще раз подчеркивает их притворство и очищает Пророка, да благословит его Аллаh , от того, что приписывает ему их ядовитые перья. И даже в Европе , в России, Америке бывали браки с 10_12_13_14 летними девушками. Но почему-то они молчат )) ...
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев