Mika Pauli Häkkinen, родился 28 сентября 1968, Вантаа, Финляндия) — финский автогонщик, Чемпион в классе Формула-1 1998 и 1999 года.
С Днем Рождения! 🎂🍾🎁🎇
День Рождения сегодня празднует Мика Паули Хаккинен (28 сентября 1968, Вантаа, Хельсинки, Финляндия).
Его отец работал ди-джеем на радио и время от времени подрабатывал таксистом, мать работала секретаршей, и в детстве молодой Мика жил на одной улице с другим Микой, Сало - отсюда и тянется их дружба, и соперничество, конечно же. У Мики есть сестра, Нина, которая даже заведовала сайтом его фан-клуба, впрочем, только до 1998 года.
В юности Мика долго выбирал между акробатикой, которой занимался достаточно серьезно, и картингом - и в итоге последнее победило. С картом он в первый раз познакомился в пять лет, когда родители арендовали ему машинку, чтобы покататься вокруг дома. На первом же своем круге Мика попал в аварию, но это не смутило его и он сумел уговорить родителей продолжить знакомство с автоспортом. Позже его отец купил ему собственный карт - на нем ранее выступал Хенри Тойвонен.
К 1986му году на счету Мики было уже пять побед в национальном чемпионате. Его заметил Кеке Росберг, который помог Хаккинену обзавестись спонсорской поддержкой, и она помогла начать карьеру в "формулах".
В 1987м Мика стал чемпионом сразу трёх чемпионатов Формулы Ford 1600 – финской, шведской и Nordic Формула Ford 1600. В этом же году он занял седьмое место в европейской Формуле Ford 1600. В 1988м Мика выступал одновременно в европейском и британском чемпионате GM Opel Lotus Series, в европейском Хаккинен стал чемпионом, в британском он был вторым.
Последовал дебют в британской Ф3 - в первый год Хаккинен занял седьмое место в чемпионате. На следующий год он сделал логичный шаг вперед, выиграв титул, и в конце года приехал в Макао, где ему предстояло сразиться с лучшими гонщиками Ф-3 из других серий. Среди них был и Михаэль Шумахер - именно тогда эти два гонщика впервые всерьёз сошлись на трассе, первая же их встреча датируется еще 1984 годом в картинге. Мика выиграл первый заезд с некоторым заделом, и ему было достаточно приехать на хвосте у возглавившего второй заезд Шумахера, однако финн зачем-то пошел в атаку, произошел контакт и гонка для него на этом была закончена. Выиграл ту гонку Шумахер, вторым и третьим стали Эдди Ирвайн и Мика Сало.
В том же году он провел первые тесты в Ф-1 - Кеке Росберг сумел договориться с командой Benetton. Мика едва не разбил болид об стену пит-лейн, выезжая на трассу в первый раз, но в итоге тесты прошли достаточно хорошо, хотя к контракту не привели. Вместо этого Росберг договорился с командой Lotus, и в ее составе финн провел два сезона, 1991-1992.
Первые очки достались ему уже в третьей гонке сезона в Имоле, правда, стали результатом массовых сходов, и финишировавший пятым Хаккинен уступил победившему Сенне более трех кругов. Они так и остались единственными в дебютном сезоне - несмотря на сотрудничество с КБ Сухого, Lotus 102В в том сезоне были совершенно беспомощными, и лишь один раз позволили Хаккинену стартовать в гонке из второго, а не третьего десятка!
Куда лучше сложился 1992й сезон, хотя поначалу на доработанной 102й модели ему не удалось добиться ничего особенного - но как только в Монако появился Lotus 107, выступления Хаккинена преобразились, до конца сезона он набрал 11 очков, и частенько создавал проблемы если не пилотам Williams, то гонщикам Benetton и Ferrari точно.
Его убедительные выступления привлекли внимание Рона Денниса, пригласившего Мику в свою команду. Финн принял приглашение, несмотря на то, что шеф Lotus Питер Коллинз не желал его отпускать, и даже довел дело до суда, который, впрочем, проиграл.
Но в итоге получилось так, что Айртон Сенна, которого должен был заменить Хаккинен, остался в команде до конца сезона, и Хаккинену пришлось ждать своей очереди на "скамейке запасных".
Многих эта ситуация, отсутствие практики, могло бы сломить, но не Мику - вернувшись на замену покинувшему команду Майклу Андретти, он тут же произвел сенсацию, опередив в первой же квалификации Сенну. Конечно, в гонке бразилец отыгрался, но впечатление Мика произвел сильное, дополнив его третьим местом в следующей гонке, на Сузуке.
Так что после того, как Айртон все же покинул McLaren, Хаккинен стал его безусловным лидером, и в 1994-м добился шести подиумов, несмотря на горевшие как свечки моторы Peugeot. В следующем сезоне ему пришлось еще сложнее - у команды появилась перспектива в виде моторов Mercedes-Benz, но шасси того года получилось совершенно никудышным, и даже в Монце, где сход всех лидеров открывал, казалось бы, Мике дорогу к победе, его обставил на пит-стопах "неудачник Херберт", с которым Мика уверенно справился в 1992м в составе Lotus. Джонни одержал вторую победу в сезоне, ну а Мику поджидало еще одно испытание, наверное, самое страшное в его карьере - речь идет об аварии 10 ноября, ставшим для Хаккинена "днем второго рождения". На тренировке в Аделаиде его машину сорвало с трассы и с силой бросило на барьер.
Голова Мики ударилась о ребро жесткости, гонщик получил перелом основания черепа, и не мог дышать, так как кровь заливала ему трахею. То, что врачам тогда удалось спасти Мику, можно расценивать как чудо, ставшее возможным благодаря тому, что некоторые факторы в этой аварии все же сложились благоприятно - авария произошла в Австралии, в стране с очень развитой нейрохирургией, а на место аварии быстро подоспел Сид Уоткинс, оказавший Мике самую первую, жизненно необходимую помощь. О возвращении в гонки после аварии не шло и речи, но Хаккинен удивил всех ("кровь с молоком!") сверхбыстрым восстановлением - прошло меньше трех месяцев, когда 5-го февраля 1996-го года на тестах в Хересе он вновь уселся в кокпит нового McLaren MP4-11 и под чутким взглядом Рона Денниса и Алена Проста вернулся на трассу.
В том году он подтвердил, что его лучшие качества остались при нем, уверенно переиграв в личном зачете Дэвида Култхарда. Правда, в следующем году уже Култхард, одержав две победы, оказался выше Хаккинена в чемпионате, да еще и подарил Мике одну, в самой последней гонке сезона - тогда Хаккинен на последний круг уходил третьим, но Култхард по приказу из боксов пропустил его на второе, а затем и терявший скорость Жак Вильнев уступил Мике - и тот наконец-то одержал первую победу в карьере, хотя, чего и говорить, не в самой эффектной для гонщика чемпионского склада манере.
Следующий, 1998-й год, наконец-то стал "годом Мики". Правда, начинался он с другой конфузной победы, в Австралии, где его вновь пропустил вперед Култхард - Мика стал жертвой оплошности своих механиков на пит-стопе, и команда попросила Дэвида вернуть ему позицию. К слову, этот эпизод словно сломал Култхарда - в последующие два года он с удручающей стабильностью проигрывал Хаккинену, постоянно уступая (и немало!) финну в квалификациях, а затем, последовательно, и в гонках. Мика же брал поулы один за другим, и если ему не мешали технические поломки или ошибки команды со стратегией, обычно выигрывал гонки. Проявлял он и волевые качества - например, на Нюрбургринге в свой первый чемпионский сезон он не опустил руки после неудачной квалификации и старта гонки, а взял себя в руки и обыграл Михаэля Шумахера его же оружием, уделав немца на пит-стопах. Эта гонка стала решающей для победы в чемпионате - до этого Хаккинен выиграл еще шесть этапов, но у Михаэля Шумахера было тоже шесть побед, и столько же очков. Мика выиграл на Нюрбургринге, и доделал начатое на Сузуке, где снова одержал победу, в то время как Шумахер стал жертвой неудачных обстоятельств на старте гонки и затем прокола.
Другим примером волевой гонки Хаккинена стал Маньи-Кур 1999, где он стартовал 14м, но совершив уйму обгонов, вернул себе второе место, несмотря на разворот в гонке, несмотря на дождь, и небольшой стратегический просчет команды. Великолепную гонку Хаккинен провел в Австрии, где его вытолкал с трассы на первом круге Култхард. Вернувшись в гонку, Мика был неудержим, и до финиша сумел вернуться на третье место.
Но были и неудачи, вроде Сильверстоуна, Имолы, Хоккенхайма, Монцы, где ошибки совершал Мика, либо его команда, и они приводили к потере ценных очков. Под конец сезона подобных потерь набралось так много, что титул едва не "ушел" к Ирвайну. Лишь безупречная гонка Мики на Сузуке, где он не оставил никаких шансов Шумахеру и Ferrari, все же склонила чашу везения в его пользу, хотя Кубок Конструкторов все же достался Ferrari - из-за частых ошибок Култхарда.
Если в свои чемпионские сезоны Мике, в общем-то, удавалось сразу захватить инициативу в свои руки, то в 2000м все было иначе - со старта в лидеры чемпионата вырвался Михаэль Шумахер, выигравший пять из первых восьми гонок чемпионата (на счету Мики значилась к тому моменту только победа в Барселоне), и к лету Хаккинен оказался в роли догоняющего.
Но стоило проявить Шумахеру и Ferrari ослабить натиск, как Мика оказался тут как тут - впечатляющая летняя серия из двух вторых мест и трех побед, в том числе и легендарной виктории в Спа, где он обошел Михаэля Шумахера при помощи кругового, позволили ему возглавить чемпионат с шестиочковым преимуществом.
В Монце, правда, Шумахер сократил отставание на четыре очка, но решающим оказался этап в Индианаполисе, где Мика нагонял немца, но стал жертвой сгоревшего двигателя. Вместе с ним горели и надежды на титул - проигрыш в Сузуке стал лишь закономерным итогом чемпионата.
Другой результат - другим стал и Мика. В 2001м он уже редко походил на себя прежнего - но и команда, надо заметить, совершенно не способствовала борьбе за титул, к тому же на Хаккинена свалилось просто-таки фатальное невезение. Поломка подвески в Австралии, поломка коробки передач в Бразилии, сцепления в Испании на последнем круге, стоившее верной победы, Австрия, Монако, Франция, Германия, Италия - везде у Хаккинена были проблемы. Только в Сильверстоуне ему удалось напомнить о себе - ураганная гонка принесла ему красивейшую победу, вероятно, одну из лучших в карьере. Под конец сезона еще одна победа была одержана в Индианаполисе - ставшая для финна 20й в карьере, а в заключительной гонке сезона Мика, желая отблагодарить Култхарда, выпустил его на третье место, а сам закончил четвертым.
Еще в Монце, за месяц до конца сезона, он объявил о том, что решил взять перерыв, и покидает Ф1 на год. Мика объяснил это желанием побыть побольше с семьей и с новорожденным сыном, а также тем, что просто устал от Ф1 и обрушившихся на него в 2001м неудач. Особенно тяжелое впечатление на него произвела авария в Мельбурне, в первой же гонке сезона - его MP4-16 вылетел с трассы из-за поломки треугольника подвески, и вследствие аварии на шлеме Мики появилась приличная вмятина.
Проведя год вне гонок, Хаккинен, как и следовало ожидать, решил не возвращаться в Ф-1. Он отдохнул еще пару лет, а затем в 2004-м вновь почувствовал желание вернуться в гонки. Финн долго вел переговоры с Фрэнком Уильямсом, но не смог договориться с ним, и в итоге провел следующие три сезона в DTM. 4 ноября 2007 года он объявил о своем полном уходе из гонок, заявив, что это было "нелегким решением", и намекнул, что в будущем намерен заняться менеджментом.
Впрочем, совсем от гонок Мика не отошел - так, в октябре 2013 года он принял участие в этапе серии GT Asia в Джухае за рулём Mercedes в паре с Мэттью Соломоном. Возвращение за руль могло завершиться для финна абсолютным триумфом, однако после победы в первой гонке их экипаж стал вторым во второй, после небольшой ошибки Мики под конец заезда.
Пару слов - о личной жизни Мики. С 1991 года финн проживает в Монте-Карло, хотя имеет дома в Финляндии и Франции. К сожалению, в 2008м году в его французской резиденции случился пожар из-за короткого замыкания, и хотя из людей никто не пострадал, погибла любимая черепаха Мики, и часть его формульных трофеев. Женился Мика в 1998м году, на финской журналистке Эрье Хонканен, у пары родился сын Хьюго в декабре 2000 года, и затем дочь Айна-Джулия, в мае 2005, но спустя три года после рождения дочери Хаккинены развелись. Мика вскоре нашел себе новую пассию, чешку Маркету Ремесову, которая родила ему в ноябре 2010 еще одну дочь, которую родители назвали Элла. А весной 2014 семейство пополнилось близнецами Линн и Даниэлем.
Старший сын Мики, Хьюго, пошел было по стопам отца и выступал во французском и итальянском картинге, правда по французской гоночной лицензии. Но летом 2015 было обьявлено о завершении его гоночной карьеры - Хаккинен-младший предпочел футбол.
#OnThisDay
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев