На окраине города Фурманова привлекает внимание огромный многоглавый храм из красного кирпича. Несколько лет назад его после долгого запустения вернули общине верующих.
0_2879c_b6cd9ffc_XL00147_20091217_134833
В 1840-е гг крестьянин И. Скворцов организовал контору для раздачи пряжи и «основы» крестьянам в окрестные деревни для ручного ткачества, а вытканный ими товар пускал в продажу. Позднее при конторе стало развиваться небольшое ручное ткацкое производство.
В 1871 г. его сын Иван Иванович, купив землю в деревне Фроловке, на окраине старинного села Середа, выстроил ткацкую фабрику на 450 механических ткацких станков, выписанных из Англии, в 1886- 1887 гг — небольшой храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». ».
hram1
В 1889 г. И. Скворцов купил у торгового дома «А. Павлова ситцевую фабрику в селе Писцово и преобразовал ее в миткалево-ткацкую. В 1892 г. Иван Иванович умер, оставив дочери Матрене миллионное состояние. Она вышла замуж за П. Павлова, который стал главой фирмы, называвшейся «Товарищество мануфактур, основанных И.И. Скворцовым».
PavlovSkvorcova
В 1894 году трагически погиб их 14-летний сын Володя, и единственным наследником стал второй сын Николай.В память о сыне Павловы открыли библиотеку, училища в Писцове и Середе, в Московском университете учредили стипендию имени Володи Павлова.
Кроме того, решено было реконструировать небольшой храм, выстроенный И. Скворцовым, до размеров гигантского собора, способного вместить до 2,5 тысячи человек. Работы проводились в течение 8 лет с 1897 по 1904 г. по проекту московского архитектора П. Зыкова. Храм этот поражает до сих пор не только размерами, но и фантастическим, сказочным силуэтом.
hram2
Центральная часть здания увенчана огромной луковичной главой, а два боковых придела в честь князя Владимира и святителя Николая — святых соименных с сыновьями Павловых — завершались пятиглавыми. Интересно, что приделы по своим размерам значительно больше старого храма, который остался с восточной стороны, а с запада пристроили высокую шатровую колокольню. Богатые и разнообразные украшения в стиле древнерусского зодчества XVII века покрывают здание от основания до куполов. Это своего рода архитектурная фантазия, исполненная талантливым и изобретательным зодчим. Каменные и печные работы в храме выполнялись иваново-вознесенскими строительными подрядчиками Скорыниным и Безруковым.
Стены храма украшала живопись в темных красках по золотому фону в «русско-византийском стиле», которую выполняли палехские художники Струнников, Зайцев, Кадников и Антипов во главе с известным живописцем Сафоновым. Невысокие иконостасы в византийском стиле были сделаны из белого итальянского мрамора. На колокольне установили набор колоколов завода Симгина.
Освящение храма в 1905 г. провел епископ Костромской и Галнчский Виссарион. Он долгое время жил в Москве и при открытии храма сказал: «Много освящал я храмов в своей жизни, но такой великолепный храм освящаю в первый раз».
На русских просторах в забвении и небрежении, ведущих к постепенному разрушению, пребывали много монастырей и церквей. В 70-е годы XX века на территории г Фурманова не было ни одного действующего храма. Пожалуй, никто тогда точно и не помнил, когда звонил в последний раз церковный колокол хотя бы на одном из них. Многие сходятся на том, что это были 30-е годы. И верующие вынуждены были до ближайшего храма в селе Михайловском ходить по 10 километров. Часто возвращались домой через Белино, где ждали автобус до Фурманова. Особенно тяжело было зимой, в лютый мороз, верующие начинали роптать: «Что же это такое? В городе три храма, а мы ждем по 3 часа автобус. неужели некому похлопотать?». Всегда были и есть люди, которые очень любят говорить высокие слова о необходимости поступка. Но в противовес им есть люди, которые без лишних слов эти поступки совершают. Здесь следует заметить, что попытки похлопотать о храме были, но они оказались безрезультатными. В те времена люди, публично заявляющие о своих стремлениях вернуть храм верующим, рисковали не только своим положением, их активная деятельность могла причинить неприятности близким. Но вернемся в «холодную зиму» 79-го. Среди тех, кто мерз в ожидании автобуса, была Клавдия Николаевна Лодыгина, которая принимает непростое решение: нужны энергичные, экстренные меры по возрождению храма. Она решает все бремя забот, всю их полноту, взвалить на себя и нести, жертвуя домом, семьей. А тут и союзники нашлись: вместе с Верой Николаевной Битовой написали заявление и понесли в горисполком. Г.А.Удальцов, бывший в то время председателем, спросил: «Это что же ты надумала? Никто вам не разрешит». Но это был первый шаг, не знали еще тогда женщины, сколько лет придется им обивать пороги многочисленных инстанций. Потом последовало новое заявление уже областным властям, а результат, как вы можете сами догадаться, отрицательный. Была у местных властей, на их взгляд, серьезная мотивация для отказа: открыть в храме государственный исторический музей. Только вот столетиями накопленный исторический опыт доказывал, что дом, оставленный хозяевами, разваливается через несколько лет, храм, превращенный в музей, с удивительной закономерностью гибнет через несколько десятилетий.
Но Клавдия Николаевна проявила завидную выдержку и продолжала «атаковать» местное и областное начальство. Необходимо было сделать еще одну «малость»: зарегистрировать в городе общество верующих, для чего надо было создать общину из 20 прихожан — двадцатку, при наличии которой, согласно закону, власти обязаны предоставить им помещение для свершения обрядов.
Наконец, после многочисленных прошений в здании горисполкома выделили кабинет для проведения верующими собрания, на которое К.Н.Лодыгина пригласила председателя облисполкома В.Н.Тихомирова и первого секретаря Фурмановского горкома партии Н.П.Котову.
Накануне собрания на приеме в г.Иванове Н.П.Балабанова сказала К.Н.Лодыгиной: «Я тебя прошу: оставь ты этот храм, а «белый» я тебе отдам. Музей здесь будет, и экспонаты уже принесли». Но Клавдия Николаевна стояла на своем. Удивленная Н.П.Балабанова произнесла: «За все годы я впервые встретила такой настойчивый характер». Последними словами К.Н.Лодыгиной были: «Если и в Москве откажут, напишу в ООН!».
А в Москву она с челобитной в течение трех лет ездила восемь раз: и одна, и с М.Забелиной, и целую группу из 10 верующих возила. С улыбкой вспоминает, как, войдя в Белый дом, побоялись вступить на красивые ковровые дорожки, сняли обувь и разутые пошли по кабинетам. Последним в череде прошений было заявление М.С.Горбачеву. Вернемся к собранию, на нем присутствовали 350 человек верующих, которые зачитали свои прошения. Собрание проходило очень бурно; одна из старушек, потрясая посохом, кричала: «Если не отдадите храм — вот у меня в руке оружие!». Представители ивановских властей приводили все менее и менее убедительные аргументы: «Там вода в подвале, не справитесь». А в ответ звучало: «Мы чайными ложками вычерпаем!». И тут вступилась за верующих Н.П.Котова. Очень сильная личность — наш первый секретарь. Умная, волевая, властная, она принимает твердое решение: отдать храм. К ней присоединился и В.Н.Тихомиров/И 27 июля 1988 года был официально зарегистрирован церковный совет Фурмановского религиозного общества, председателем которого стала К.Н.Лодыгина.
Это был первый в Ивановской области храм, возвращенный верующим, и один из первых в стране, долго, мучительно, не без теплящейся надежды ждали верующие этого дня. Ждали, когда храм, пройдя через все разрушения и попрания, через бездушную атеистическую пропаганду, вернется в руки к тем, кому он был необходим. Храм прошел десятилетия испытаний, и все эти времена сохранился, если не в каменной плоти и стенах, то в духе и в вере. Спустя 10 дней «двадцатка» подошла к храму, обложенному со всех сторон полусгнившими лесами, рядом стоял вагончик реставраторов, внутри сырые серые стены, нет ни алтаря, ни царских врат: что вы хотите, склад здесь был. Вокруг лежали железо, тес, который хотели сразу вывезти. Но верующие встали цепочкой, и часть материалов удалось отстоять.
сканирование0007 сканирование0009
А вот здесь начинается новая страница в истории возрождения храма, который вернули с одним условием: «Средств на восстановление не просить». Откуда взять такие деньги? А кирпич, а раствор?… Начали с того, что каждый член «двадцатки» внес на ремонт церкви ту самую тысячу рублей, которую припас «на смерть». Дальше — больше: ежедневно приходили до 300 человек верующих и выносили из здания груды хлама, фабрики давали суровье, обрабатывали тес … Каждая пожертвованная копейка пошла в дело на восстановление церкви, а не ушла неизвестно куда. Проблем и бед все прибавлялось: не хватало средств на купол. Выручили штукатуры, работавшие в церкви, дали денег. Непросто было старосте К.Н.Лодыгиной, только вот рассуждала она так: «Дом свой сама строила. Храм, конечно, не дом, да ведь и потолок не кладут на пол». А потом добавляет: «… Ничего трудного не было — мир помогал».
Всех рабочих, которые трудились над восстановлением храма, Клавдия Николаевна везла к себе домой, там они мылись в бане, ужинали и на полу спать укладывались. Среди них были и дьякон Николай, в монашестве Нестор, и послушник о. Никон, ныне архимандрит наместник Николо-Шортомского монастыря. Тогда же владыка Амвросий прислал в помощь отца Сергия Арбузина с рабочими. Вскоре прибыл первый настоятель отец Георгий из Хлебниц на телеге с сундуком. К.Н.Лодыгина набирает штат: А. Маянцева — кассир, А. С. Морева — бухгалтер, на свечах- А. Рунова. Потихоньку дело пошло.
В короткий срок было отремонтировано здание крестильни, тогда же принимают решение — службу проводить поначалу там. Отец Георгий отправился по городу оповещать жителей о первой службе. Представьте, у скольких людей радостно дрогнуло сердце, когда они узнали об этом. По городу прошел слух, что в храме состоится служба, многие не поверили, и, тем не менее, на следующий день пришло столько людей, что стало ясно: крестильня не может вместить всех верующих. Храм решено было открыть. Мне могут возразить, что число людей, посещавших тогда храм, было невелико по сравнению с теми, кто его не посещал, а, следовательно, и влияние его небольшое. Но каждый, посетивший храм, делился с окружающими его людьми дома, в городе теми добрыми всечеловеческими истинами, которые он выносил от краткого пребывания в храме. Но успокаиваться было рано, вставали новые проблемы, которые надо было решать. Клавдия Николаевна приглашает иконописца из Иванова, резчика для изготовления врат из Москвы, да и ограда была нужна. И поехала К.Н.Лодыгина по всем храмам смотреть ограды. Выбирала долго, придирчиво, пока, наконец, не решила заказать ее в Мордовии. Дали ей машину, взяла она сына, и двинулись они в даль несусветную за решетками для ограды. Потом было Софрино в Подмосковье, куда ездила Клавдия Николаевна за церковной утварью.
Можно и дальше перечислять вполне земные житейские проблемы, с которыми ей приходилось сталкиваться. Только думаю я сейчас вот о чем: вот бы и нам так во всех своих делах настойчиво и последовательно, неотступно и созидательно, творить свое настоящее, возвращая прошлое ради будущего. И для начала мы составим перечень всех потерь, напишем «Книгу утрат». Но вслед за этим станем терпеливо писать «Книгу обретений», где первую строчку займет храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радости», ставший великим счастьем и утешением для всех православных христиан нашего города. И вспомним всех добрых людей, которых судьба свела за эти несколько лет, и воздадим должное их единству и ясно ощущаемой общности, с какой они делали свое нужное городу и людям, в нем живущим, дело. А закончить я хочу искренней молитвой, которую каждый день возносит К.Н.Лодыгина: «За все тебя, Господи, благодарю: за хлеб и за воду, за скорбь и за радость — за все благодарю!»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев